В Челябинске появились нелепые знаки «Парковка для инвалидов». Аккуратнее

Новые знаки установили на улице Труда около Оперного театра

Ехал домой и обратил внимание на появление двусмысленных знаков 6.4 «Парковка», которые, вопреки привычной логике, не разрешают, а запрещают остановку всем, кроме инвалидов — об этом свидетельствует небольшая пиктограмма в нижнем углу. Если бы я раньше не читал про них в силу рабочей необходимости, вряд ли бы понял их тайный смысл. Знак непривычен и плохо читается, а главное, в Правилах дорожного движения его попросту нет.

Прежде здесь стояли привычные знаки 6.4 «Место стоянки» с табличками 8.17, обозначающими места для инвалидов

— В чём смысл этих иероглифов? — согласен мой коллега Ярослав. — Раньше табличка «Инвалид» была нормальной, контрастной, а сейчас издалека эти знаки выглядят так, словно это парковка для всех, а не для инвалидов. Не понимаю цели этого «улучшайзинга»: просто денег отмыть или заставить автомобилистов чаще нарушать?

В комитете дорожного хозяйства администрации Челябинска пояснили, что знаки появились недавно: техническое задание на их установку выдано 17 февраля 2021 года. Но зачем они нужны?

Такой же знак появился на улице Свободы, причём с очень спорной табличкой, которая якобы обозначает его зону действия. На самом деле, табличка 8.2.6 может применяться только со знаками «Остановка/стоянка запрещена» (фото Юрия Панченко)

Жертвы дизайн-кода

А суть вот в чём: в 2017 году в России начался эксперимент с дорожными знаками под флагом борьбы с визуальным мусором. В Москве и Питере установили пробные знаки: некоторые имели меньший размер, другие отличались концентрированностью информации. Для них даже ввели специальный экспериментальный ГОСТ 58398-2019, применение которого вызывало массу споров. Для того же знака 6.4 предлагался обширный апгрейд, хотя в редакцию основного ГОСТа подобные задумки не попали.

Концепция знака 6.4 в экспериментальном стандарте: предлагалось наносить на него способ постановки на стоянку

Но экспериментальный ГОСТ не прошёл: комиссия Росстандарта решила его отменить. Тем более часть идей уже перенесли в новую редакцию основного ГОСТ 52290–2004, которая вступила в силу 1 апреля 2020 года. И в ней знак 6.4 представлен в двух новых вариантах, включая и его «инвалидную» версию.

Новый знаки из ГОСТ 52290–2004 (сверху вниз, слева направо): платная парковка, парковка для инвалидов, фотовидеофиксация нарушений, зарядка для электромобилей, велосипедная зона, велосипедная полоса, контроль пересечения, исключение для электромобилей, таможенный контроль, начало экологической зоны

Кстати, привычная табличка «Инвалид» в новом ГОСТе также осталась. Для чего тогда нужна новая, плохо читаемая редакция знака 6.4? Видимо, для упомянутой визуальной чистоты: знак «Парковка» — единственный, с которым можно использовать несколько табличек дополнительной информации, что приводит к появлению таких вот гирлянд.

В Челябинске используются нагромождения знаков, смысл которых до конца не понимают даже автоюристы. Например, споры вызывает применение стрелки, увеличивающей зону действия знака

Ирония в том, что именно нарушения под знаком «Инвалид» наказываются строже всего: помимо эвакуации за это полагается штраф в 5000 рублей. Для обозначения таких мест нужна максимальная наглядность, тогда как новый знак напротив сбивает с толку.

Знак есть, понимания нет

В комитете дорожного хозяйства Челябинска уточнили, что на площади Ярославского оборудованы четыре машиноместа для инвалида, причём одно — расширенное (для колясочников). При этом в ведомстве сослались на экспериментальный ГОСТ 58398-2019.

Но интереснее другое — хотя знак есть в ГОСТах, его нет в ПДД. Мы догадываемся о его назначении, но формально оно нигде не прописано.

— Да, знак внесли в ГОСТ, но не успели обновить ПДД, то есть его можно устанавливать, но нельзя наказывать за его нарушение, — считает автоэксперт Юрий Панченко.

Новый знак плохо считывается взглядом: доминирует «разрешительная» буква Р, тогда как знак инвалида слишко мелкий

Поскольку в ГОСТ указано, что по смыслу знак идентичен табличке 8.17 «Инвалид», распространяется он на одно парковочное место, и в случае с инвалидами оно имеет ширину 3,6 метра. То есть при парковке нужно оставлять минимум корпус автомобиля до стойки знака.

Законен ли штраф и эвакуация?

Оспорить штраф за парковку под новым знаком, в целом, реально. Например, в 2019 году это удалось жителю Москвы. При этом в ГИБДД и суде первой инстанции ему отказали, и лишь Московский городской суд пришел к выводу о незаконности постановления, поскольку знака 6.4 подобной конфигурации в ПДД нет.

В любом случае избегайте парковки под знаками с символами инвалида (если у вас нет аналогичного знака на машине). С точки зрения ГИБДД и службы эвакуации они идентичны сочетанию знака 6.4 с табличной 8.17, а оспаривание такой позиции в суде — дело хлопотное. Кроме того, это не компенсирует времени, потраченного на возврат автомобиля с не слишком удобной штрафстоянки (она переехала на старое место).

One Comment

  1. К 1 апреля еще успевают внести знак в ПДД…

Добавить комментарий