Про дедлайны

Зимой я поймал «синдром опоздавшего», причём случилось это как-то незаметно. Ощущается так: что бы я ни делали, мне казалось, что я делаю это позже срока. Или будто недостаточно использую шансы.

Синдром проявлялся и в работе, и в творчестве. Например, я брался за репортаж, но согласование поездки шло долго, и появлялось ощущение, что всё можно было сделать ещё вчера. Поэтому я ехал с тревогой, что мы выбились из графика. Зимой в принципе чувствовался дефицит хороших материалов, поэтому каждый раз давило осознание, что вот эту статью нужно сделать прямо особенной. И от таких установок иной раз вообще ничего делать не хотелось.

В творчестве ещё хуже, потому что график здесь устанавливаешь сам по принципу: хорошо бы сделать всё к своему дню рождения в июле. Но, придумывая сюжет, ты не отмеряешь его ровно так, чтобы написать к июлю. Ты плодишь линии и персонажей, и когда начинаешь оформлять, сюжет разбухает, как дрожжевое тесто. У тебя есть примерный план, что должно быть сделано на каждой неделе, но ты постоянно вылетаешь из него. Иногда кончаются идеи, иногда сюжет требует склеек, которые тоже нужно придумать, иногда ты тупо устал. В итоге постоянно живёшь под прессингом и понимаешь, что сроки смещаются в геометрической прогрессии. Так во снах бывает: идёшь, идёшь и не можешь дойти, потому что какая-то муторная мелочь требует внимания.

В итоге я понял, что на попытки соблюсти графики я трачу больше, чем на поиск хороший идей. И подумал, что нужно выскочить из этого тупого конвейера дедлайнов. С журналистикой в принципе проще: тут ритм задаёт сама жизнь, и нужно просто не прокрастинировать без повода, а в остальном оно самое складывается, как надо. И всегда хорошо иметь запас идей, потому что их отсутствие, например, в понедельник сразу задаёт всей недели какой-то опозданческий оттенок.

А с творчеством вышло немного по-другому. В какие-то выходные, подводя итоги, я думал: чёрт, я вне графика минимум дня на три, то есть до среды я буду писать то, что должен был закончить в воскресенье. И тут меня озарило, что я могу с тем же успехом считать, что я на три дня впереди графика, потому что написанное в воскресенье я бы мог писать ещё в среду. Когда занимаешься чем-то регулярно, всегда есть ощущение цейтнота, которое порой изматывает до того, что ты, грубо, просто бросаешь писать на полгода, год, два. И если измерять всё такой меркой, то я вполне себе в графике. Мне сразу стало легче и вернулось желание работать.

Кроме того, срок окончания книги вообще малозначим, потому что после этого не происходит ничего.  Если бы у меня были контракты с издателями, другое дело, но их, к сожалению (а в данном случае к счастью) нет, поэтому закончу я её в июле или октябре — в сущности, не важно. Моя жизнь от этого никак не изменится. И если я пользуюсь привилегией резинового графика, то можно использовать её, чтобы сделать всё так, как хочется, а не так, как успелось.

В итоге, если меня спросят, как продвигается работа, я отвечу: я на месяц отстаю от графика. Или на полгода опережаю. Тут как посмотреть.

Мы многое в жизни теряем из-за прокрастинаций, но не меньше, наверное, теряем из-за ненужной спешки. Это особенно хорошо видно в ретроспективе: скажем, у меня были дедлайны в 2001 или 2007 или 2013 годах, но многие из них сейчас уже не выглядят принципиальными. Иногда главное сделать хорошо, а неделей раньше или позже — не так важно.

Творческий процесс похож на выкачивание воды из глубинной скважины. Если заставить насос работать на пиковой производительности, рано или поздно вода кончится и пойдёт абразив, который попросту угробит насос.

Наверное, это целое искусство — так управлять своим временем, чтобы не допускать ни просрочек, ни цейтнота.  Я пока только осваиваю.

7 Comments

  1. Нет никакого «своего времени». Есть Время, которому насрать на наши попытки им манипулировать, оно просто тикает, и всегда вперёд.
    Если говорить про эффективность, у которой в знаменателе время, возникает дурацкая потребность успевать с эффектом, иногда просто дорисовывая его под дедлайн.
    Поэтому да, есть смысл отстать, чтобы понять, что тебя ждут. И что ждут именно тебя и именно те. И в этом процессе нет никакого времени.

  2. Вот про это я и говорила, когда мы с тобой беседовали относительно графиков. Я этим всем переболела еще 10 лет назад. Сначала ты встраиваешь свое творчество в график: писать по столько-то тыщ знаков в день, прорабатывать сюжеты, к такому-то числу заканчивать главы и прочее. И сначала это всё работает и ты такой щисливый шо песдесь, весь из себя эффективный автор.
    Но ресурсы имеют обыкновение заканчиваться. И ты постепенно начинаешь выбиваться из расписания. Сначала тебя это не парит, ты думаешь: пустяк, в выходные нагоню. И пару раз нагоняешь. А потом любой жизненный поворот — болезнь, смена работы, ремонт, еще что-то — выбивает тебя по-серьёзному. И ты начинаешь прям ОТСТАВАТЬ. И начинаешь беситься. И сил, а главное — времени, чтобы нагнать, всё меньше. В итоге ты раздражённый (потому что не получается то, что получилось пару месяцев назад) и ненавидишь себя (потому что быть эффективным приятно, а неэффективным — нет). И в итоге, после какого-то периода самобичевания и злости на себя ты ловишь дзен.
    Но прикол еще и в том, что чужой опыт тут не помощник никак. Пока сам не пройдешь по всем этим граблям, никакие откровения от «бывалых» не ценны. Так что вэлкам в наш клуб.
    PS.Кстати, будет ещё один период, о нём я не расскажу. Прочитаю у тебя, как ты с этим справился. :))))))

  3. Как опытный прокрастинатор, наслаждающийся своим недугом, скажу, что мой переход от перфекционизма к пофигизму произошёл под воздействием внешних причин, конечно, но ломки почти не вызвал. Умение договариваться с собой принесло мне только спокойствие, и даже вечные дедлайны на работе действуют на меня умиротворяюще – ведь всегда есть планы, и жизнь кажется наполненной смыслом! К тому же азарт от горящих сроков вносит свою изюминку в работу, и она уже не кажется такой рутинной. И это не только про работу-работу, а вообще про все дела и начинания. В общем, всем советую!)

    Но меня в статье больше зацепило упоминание книги. Это что, Артём, для образа или правда можно надеяться?

    1. Да, всё так, и сам умом понимаю, что всякие дедлайны будут всегда и вроде бы умею не париться. Тут ещё в другом дело: то же творчество — штука ведь необязательно, тут никто не спросит, почему ты полгода ничего не делаешь. Поэтому нужно как бы самого себя построить. Мой способ — писать каждый день, без выходных, без перерывов. Любая пауза имеет свойство затягиваться (типа там муза не ловится), но практика показывает, что муза в принципе не придёт, пока не начнёшь пробовать. Ну а когда делаешь что-то каждый день, невольно как-то намечается график, хотя по факту он не особо нужен. Это как гаишная палочная система: чтобы не спать в машине во время дежурства.

      >>>Но меня в статье больше зацепило упоминание книги. Это что, Артём, для образа или правда можно надеяться?
      Нет, не образ. Расквитавшись с «Блаберидами» и выждав полгода я понял. что нужно двигаться дальше. Взял другую историю, делаю первый, сырой вариант. Пока процентов 80. Потом надо его полностью переписать, потом пара редактур. Если не будет форс-мажоров, закончу летом-осенью. И спасибо за интерес — мотивирует

  4. Вау! Ух ты! Это же такая классная новость!!! Я так рада, Артём! А ведь по блогу и не понять, что у вас новая затея — с «Блаберидами»-то, как я поняла, вы столько провокаций устраивали, пока писали, столько мнений выпытывали и обсуждений устраивали через свои посты… А тут прямо спокойно всё.)
    Озвучивать сроки окончания работы, видимо, один из ваших способов борьбы с прокрастинацией?)) Хотя я бы вас с таким режимом работы над вашими проектами прокрастинатором даже близко не назвала, серьёзно.
    В общем, успехов вам, Артём, и знайте, что лично я на вас нисколько не давлю — пишите, сколько душе угодно, подождём!)

    1. >>>Озвучивать сроки окончания работы, видимо, один из ваших способов борьбы с прокрастинацией?))

      Ну да, мотивирует. Думаешь: вот придёт осень, дожди, слякоть, омывайка вонючая … Но зато книга будет уже почти готова — это уравновесит ощущение бесцельности бытия 😀

    2. И большое спасибо за поддержку! А не рассказываю, потому что сам до конца не уверен в том, что получается. Есть какой-то момент, когда написанное уже перестаёт меняться, то есть текст уже оформлен и остаётся редактура. Тогда, наверное, можно про него сказать что-то определённое. А пока всё двигается туда-сюда, акценты меняются, так что сам не знаешь, как это определить. Мне то нравится, то не нравится. Но я даже не парюсь по этому поводу, потому что оно всегда так.

Добавить комментарий