Крафтовый Карабаш

Все статьи про Карабаш начинаются одинаково: бу-бу-бу, вот перед нами самый грязный город планеты и, боже мой, как тут грязно. Мрачное обаяние Карабаша с его марсианскими пейзажами действительно вдохновляет блогеров, пугливых инфлюенсеров и даже группу «Мумий Тролль».

Рыжий ручей — вот ведь жуть… Впрочем, сегодня не об этом
Вместо карабашских пустошей полюбуемся на город, каким его видят 17-летние майнкрафтеры. И это не фейк — центр Карабаша именно такой

И тут я наткнулся в сети на забавный проект — модель Карабаша, сделанную из кубиков Minecraft, которая впечатлила меня масштабом и детальностью, а попутно озадачила вопросом: это в самом деле Карабаш? Я отправился в город, чтобы познакомиться с авторами и сличить их модель с реальным городом.

В майнкрафтовом Карабаше воспроизведён почти весь центр города, но это далеко не конец проекта: к лету он будет целиком. Проработка настолько классная, что можно зайти почти в каждое здание, увидев вполне реалистичную планировку этажей. Похожи на правду и улицы, а с учётом инструментария «Майнкрафта», игры с нарочито примитивной графикой, достичь этого непросто. Уж поверьте опыту человека, играть которого в «Майнкрафт» периодически заставляет сын: я и трансформаторную будку не построю, а тут — целый город.

Слева направо: Артем Алексеев, Алексей Маклаков, Владимир Биксандаев, Дмитрий Никитенко, Семен Бармин и Никита Мордвинкин. Ещё одного соавтора, Ивана Агапова, на фото нет

А вот авторы проекта — семь школьников 11 класса карабашской школы №1, которые начали проект спонтанно, без указок сверху или какой-либо коммерческой подоплёки под руководством наставника Павла Таланкина. Говорят, захотелось добавить в Minecraft новую локацию в виде родного города, но сделать её максимально детальной, почти фотореалистичной. Летом они планируют завершить строительство, добавив частный сектор Карабаша, окрестные холмы и комбинат «КарабашМедь». А потом открыть локацию для публики, то бишь других игроков.

Реальная церковь Иоанна Златоуста
И её майнкрафтовская модель

 

А вот вид на школу, где учатся ребята
Карта весьма обширная
Ребята старались воспроизвести город с максимальной реалистичностью, на которую способен Minecraft

Модель Карабаша выглядит ярко и современно. Карабаш ли это? Или просто дизайнерское видение? Верно и то, и другое. За последние годы город преобразился и его центр, с поправкой на погоду, смотрится живенько. Пока мы идём от торгового комплекса «Медь» к площади, ребята рассказывают: вот тут раньше был городской рынок, а там, на месте спортивного комплекса, вообще лес. Теперь же вполне симпатичная прогулочная зона с хорошей панорамой на окрестные холмы и сам комбинат, что лишь добавляет колорита.

Ребята идут к центральной площади
Сразу и не заподозришь, что это именно Карабаш
В другую сторону — вид на лысоватые горы Карабаша, которые тоже в планах ребят. Позируя для кадра, ребята запели марш Губки Боба — это было очень забавно
Вид с площади на церковь Иоанна Златоуста
Серые здания украсили цветными лентами

Но в стороне от центрального маршрута дух старого Карабаша чувствуется везде. Модель, впрочем, тоже не чурается атрибутов времени, серых панелек, неизменных газовых труб и мрачных избушек в километре от новой застройки. Просто в игровом поле даже панельки выглядят веселее, да и зелени побольше. И это не то что бы искажение, ведь в 17 лет родной город всегда хочется видеть чуть более колоритным: я художник, я так вижу. И это чувство заразно, ведь если люди заморочились так детально воссоздать свой город, значит, он вдохновляет не только блогеров и группу «Мумий Тролль». Жизнь начинается не только с инвестиций, но и с умения видеть перспективу.

— Знаете, когда в сотый раз повторяют, что Карабаш — самый грязный город планеты, иногда уже достает, — говорит Дима Никитенко. — Этот имидж приклеился к нему давно, но за последние годы здесь многое изменилось, а люди так и живут старой памятью.

Случайный кадр. Я попросил ребят найти этот же ракурс в игре
И вот он. Газовая труба на месте

__________________________

Minecraft — игра, созданная шведским программистом Маркусом Перссоном в 2009 года, которая обрела культовый статус у подростков и с тиражом более 200 млн копий стала самой популярной игрой в мире. В ней есть режим выживания и режим творчества, когда игрок волен строить собственный мир практически без ограничений: карта «Майнкрафта» в семь раз больше площади земной суши. Примитивность дизайна, состоящего из кубических элементов, компенсируется почти полной свободой действий. Помимо строительства игрок может крафтить новые материалы и устройства, включая и технически сложные — скажет, фотодатчики освещённости.

__________________________

Пару слов о технологии. Строительным элементом Minecraft является кубический блок, сторону которого ребята приняли равным одному метру, что позволило соблюсти масштаб с высокой точностью. Инструментарий игры ограничен, и кроме стандартного блока в ней есть лишь полублоки и разные вспомогательные элементы вроде оградок. И если коробки брежневской эпохи строятся из кубиков без проблем, то для сложных сооружений вроде церкви нужна изобретательность: авторы говорят, что перестраивали её раза четыре. Много времени уходит на подбор текстур, чтобы дома выглядели узнаваемо. Помимо фотографий и собственных измерений иногда используется строительная документация, поэтому планировка города совпадает с реальной.

Дима Никитенко показывает на ноутбуке окна кабинета, в котором мы общаемся
В игре воспроизведены интерьеры зданий. Окна застеклены, двери открываются, есть лестницы — всё как в жизни
Пока мы гуляем по городу, ребята сравнивают отдельные здания с их прототипами

Стройка в Minecraft — это в основном накидывание друг на друга кубиков, что доведено у ребят до автоматизма. Так они воспроизводят дома, рельеф, пруды, столбы. Сначала кто-то из авторов размечает местность, чтобы соблюсти геометрию, а затем работает принцип муравейника: строят сообща. И это сказывается на производительности, например, ЖК «Медный» возвели за несколько часов. Игра допускает копирование объектов, но «моды» (готовые элементы) ребята не используют, уповая только на оригинальный набор блоков. В общем, это действительно крафтовый продукт.

Улица Металлургов в игре
И в реальности

Этот проект сложно определить. С одной стороны, это просто локация для игры в «Майнкрафт», которую скоро перенесут на отдельный сервер, откроют для игроков, населят жителями, зомби и разным паучьём — всё как в жизни и даже жутче. С другой, это своеобразная визитка Карабаша, который после катастрофического упадка 90-х переживает ренессанс — готовая замануха для туристов. Проявляют ли интерес к творчеству ребят чиновники или бизнес? Нет, говорят, всё делается на энтузиазме и без конкретных целей. Что для творческих людей, скорее, плюс.

С площади открывается вид на комбинат

Презентовать полную модель Карабаша ребята планируют ко дню города, 15 июля. Но сроки поджимают и по другой причине: у авторов проекта выпускной класс, а значит, грядёт поступление и совсем другие заботы. Но как бы там ни сложилось, думаю, им приятно будет иногда зайти на сервер «Карабаш в Майнкрафте», прогуляться по улицам родного города и вспомнить, как это было.

Школа заканчивается, и большинство ребят планирует уехать из Карабаша учиться. Вернутся ли назад? Они говорят, вопрос открытый — всё может быть

И напоследок — фотогалерея с карабашскими контрастами, которые так любят заезжие журналисты и блогеры вроде нас. Кто бы что ни говорил, это один из самых классных городов области. Здесь всегда есть что посмотреть.

Пойма реки Сак-Элга, которая течёт мимо Карабаша
Сак-Элга чуть выше Карабаша (лето 2020 года)
Комбинат «КарабашМедь», отношение к которому двояко: благодаря ему появился город и благодаря ему же местность вокруг напоминает мёртвую планету (декабрь 2020 года)
Гидроботаническая площадка, которая принимает стоки Сак-Элги и, по замыслу, не даёт металлам попадать в реку Миасс
Графичный вид на одну из сопок
Молодёжь надеется, что кислотная часть истории Карабаша подошла к концу

Добавить комментарий