Самокатом — под статью

Владимир попался сотрудникам ГИБДД нетрезвым за рулем самоката, но ввиду ничтожности инцидента от медосвидетельстования отказался и вину особенно не отрицал. В итоге мировой судья назначил мужчине наказание по одной из «пьяных» статьей КоАП — 12.26, по которой грозит штраф в 30 тысяч рублей и лишение прав на полтора–два года. Но поскольку водительского удостоверения у нарушителя нет в принципе, ему назначали 10 суток ареста. Насколько обоснованно применять статьи водительского раздела административного кодекса к самокатчикам, мы спросили у юриста.

В Челябинске интерес к самокатам обострился из-за появления в городе сразу двух сервисов кикшеринга Urent и Whoosh, один из которых мы недавно протестировали. А ввиду грядущего перекрытия города из-за ремонтов, может вырасти спрос и на владение такой штуковиной. И одна из мотиваций, которую часть оглашают потенциальные владельцы: на таком хоть пьяным езди.

Так думал и Владимир, пока 23 апреля 2021 года сотрудники ГИБДД не задержали его с явными признаками опьянения. Алкометр показал 1,19 мг/л алкоголя, что соответствует средней степени подшофе. Мужчина управлял самокатом Kugoo M4 c двигателем мощностью 0,5 кВт, что важно — от мощности мотора зависит классификация транспортных средств.

Самокат Kugoo M4 имеет мощность 500 Вт и развивает скорость до 40 км/час. Согласно ПДД, это мопед

Ехать на освидетельствование Владимир отказался, поскольку и оспаривать нарушение не собирался. Протокол оформили по схеме, как если бы он управлял, например, автомобилем. Дело ушло к мировому судье, которые вменил мужчине часть 2 статьи 12.26 КоАП: отказ от медосвидетельствования водителем, не имеющим права управления.

Судья указал, что транспортное средство относится к мопедам: мощность укладывается в диапазон 0,25–4 кВт, а скорость не превышает 50 км/час, поэтому согласно ПДД, электросамокат действительно подходит под определение мопеда. При этом пункт 2.7 Правил дорожного движения запрещает водителю управлять транспортным средством в состоянии опьянения, не конкретизируя тип этого средства. Под них попадают и велосипеды (в том числе электробайки мощностью до 0,25 кВт), но для последних в КоАП есть отдельные статьи, поэтому пьяным велосипедистам грозят лишь штрафы. А вот с самокатчиками сложнее: их могут наказать не только за езду пьяным, но и, например, за движение по встречной полосе, если это запрещено (штраф 5000 рублей или лишение прав).

Владимира не лишили прав только потому, что их у него попросту не было. А если бы права были?

— В этом случае применялась бы первая часть той же статьи 12.26 КоАП, то есть ему бы грозил штраф 30 тысяч и лишение прав на срок до двух лет, — объясняет автоюрист Лев Воропаев.

Идет ли речь только о мопедных правах категории «М» или о всех категориях сразу?

— О всех категориях сразу, — подчеркивает эксперт. — Это называется лишение специального права, и в данном случае нет дифференциации по категориям. Если водитель самоката имеет водительские права любой категории, например, самой популярной «В», то его лишат прав и на легковой автомобиль, что разъяснено Верховным судом РФ уже давно, более 15 лет назад, — добавляет он.

Юрист признает, что практика спорная, потому что электросамокат и классический мопед — всё же разный транспорт. Получается, водителей электросамокатов можно наказывать и за езду без нужной категории прав, хотя о таких прецедентах пока неизвестно. Кроме того, за повторную езду пьяным грозит уже уголовная ответственность, так что, в теории, нетрезвый самокатчик может накатать на реальный срок лишения свободы.

Лев Воропаев рассказывает, что изначально к нему обратился не сам Владимир, владелец электросамоката, на котором тот ехал. У хозяина самоката водительские права есть, и теперь он боится, что они «отлетят» за передачу управления лицу в нетрезвом состоянии (часть 2 статьи 12.8 КоАП).

— Но здесь ситуация пограничная, потому что самокат не регистрируется на владельца, как автомобиль, и если управляющий им человек не сдаст своего друга, в принципе, проблем быть не должно, — говорит автоюрист. — Но, конечно, если он в объяснительной напишет, что ехал на самокате, принадлежащем такому-то лицу и с его разрешения, владельца могут привлечь к ответственности.

Интерес ГИБДД к самокатам усилился в последнее время из-за роста их популярности, и прецеденты с лишением прав уже случались: например, осенью прошлого года районный суд в Казани наказал нетрезвого самокатчика Дмитрия Хотухова. Но суд вышестоящей инстанции отменил это решение.

В управлении ГИБДД Челябинской области подтвердили, что проблема самокатчиков пристально изучается, хотя единого понимания, как её решать, пока нет — практика только нарабатывается. В Госавтоинспекции рекомендовали водителям самокатов избегать движения по проезжей части и соблюдать ПДД, потому что поблажек для электросамокатчиков (в отличие от велосипедистов) нет. Кстати, езда по тротуару формально не избавляет водителя самоката от ответственности за езду пьяным, потому что тротуар также является частью дороги.

Упорядочить вопрос должны поправки в ПДД, предложенные Минюстом. В них добавляется новое понятие — средства индивидуальной мобильности (СИМ), под которые попадает весь промежуточный транспорт: электросамокаты, гироскутеры, моноколёса, скейты и даже ролики. Впрочем, остаются и спорные моменты, например, приоритетной зоной для СИМов предлагается сделать тротуары (что опасно для пешеходов), ограничив скорость 20 км/час.

 

2 комментария

  1. Black’n’white

    Надо наказывать пьяных самокатчиков так же, как пьяных водителей. Не вижу здесь никакой проблемы и противоречий.

  2. Я бы оформился как Иван Иванов, слава богу паспорт то с собой носить необязательно.. Или бы загребли для выяснения личности ?

Добавить комментарий