Призывы запретить самокаты — это нормально

Появление в городе проката электрических самокатов челябинцы восприняли со смешанными чувствами: многие посчитали сервис классным и практичным, другие же возмущены манерой езды самокатчиков по тротуарам, где их скорость превышает 20 км/час. Появились даже призывы запретить езду на самокатах хотя бы по тротуарам и парках, где много детей. В прошлые выходные один ребенок серьезно пострадал от наезда кик-скутера. Мы адресовали претензии читателей двум прокатным фирмам, Whoosh и Urent, которые начали работу в Челябинске почти одновременно. Ниже — их позиция.

Whoosh: реакция челябинцев естественна, но…

Сервис Whoosh был запущен в Москве сравнительно недавно, в 2019 году, но сейчас список городов включает 17 позиций: Санкт-Петербург, Уфа, Ростов-на-Дону, Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Сочи, Краснодар и так далее.

Представитель компании Whoosh Юлия Камойлик поделилась опытом прихода сервиса в другие города:

 Требование запретить — нормальная реакция на появление чего-то нового и непонятного, — считает она. — Но мы по опыту знаем, что шеринговые самокаты становятся причиной тяжелых травм реже, чем частные. Например, мы ограничиваем скорость — быстрее 25 км/ч наш самокат не поедет. Через приложение мы продвигаем знание ПДД и стиль управления самокатом, уважительный к остальным жителям города. У нашего сервиса есть возрастное ограничение 18+, а тех, кто арендует самокаты и передает управление детям — штрафуем и блокируем. Блокируем и тех, кто едет на самокате вдвоем — это крайне небезопасный способ, при котором легко потерять контроль. Пьяное вождение тоже запрещено. Способа полностью контролировать того, кто управляет самокатом нет, так что в любом случае ответственность несет тот, кто на нём едет.

Такая езда романтична, но против правил. Впрочем, с романтикой всегда так

Юлия Камойлик отмечает, что инциденты с участием самокатов случаются реже, чем с автомобилями, и превалируют легкие происшествия, вроде падений. Правда, сравнивать напрямую не совсем корректно, потому что часть происшествий с кик-скутерами не регистрируется, да и количество самокатов в любом случае на много порядков ниже, чем автопарк России (более 50 миллионов единиц). Кстати, первые пользователи сервисов сетуют, что в приложении нет кнопки для быстрого вызова помощи или ГИБДД.

— У нас налажено взаимодействие с полицией, и мы помогаем им отследить поездку, если в ней участвовал наш самокат, но, конечно, по официальному запросу и только сотруднику полиции (не самому пострадавшему), — говорит Юлия Камойлик.

Urent: за нарушения предусмотрены штрафы

Компания Urent напротив заходила с южного фланга: в 2018 году ее самокаты появились в Краснодаре, Сочи, Адлере и Анапе. Постепенно список городов увеличился до 21 пункта, включая обе столицы, Казань, Ростов-на-Дону, Хабаровск. В этом году сервис зашел в Челябинск, Екатеринбург, Новосибирск и ряд других городов.

Представитель Urent Алёна Сухаревская подчеркивает, что компания вовсе не дистанцируется от решения вопросов, связанных с безопасностью:

— Мы инвестируем в обучение безопасному вождению наших пользователей только в этом году до 100 миллионов рублей. Одно из направлений — работа консультантов по безопасности, которые будут инструктировать пользователей, учить их пользоваться электросамокатами и безопасному поведению на дороге. Кроме того, у нас предусмотрены штрафы, например, за неправильную парковку и оставление самоката в запрещенной зоне или с нарушением ПДД. Средний размер штрафа — 1000 рублей.

Самокаты Urent на Кировке, где, кстати, запрещено велосипедное движение

Представители обоих сервисов напоминают, что пользователи могут застраховать свои здоровье, имущество, а также здоровье третьих лиц на время поездки — стоит это 30 или 35 рублей (подробности мы публиковали в ответах на часто задаваемые вопросы).

— Мы настоятельно рекомендуем использовать страховку во время поездок, — говорит представитель Urent. — Компенсация возможна после медицинского освидетельствования и предоставления в страховую акта о происшествии.

Сотрудник Whoosh Юлий Камойлик отмечает, что в их случае большая часть поездок оформляется со страховкой.

— Подчеркну, что компенсацию за вред имуществу и здоровью может получить не только тот, кто управлял самокатом, но и тот, кто пострадал от наезда, — добавляет она.

Свежий пример самокатного авантюризма

Один из знакомых нашей редакции, Николай, на днях стал «жертвой» самокатчика. Вот как он описывает инцидент:

— Остановился в дворовой зоне пропустить пешеходов, женщина махнула мне рукой, мол, проезжай, я тронулся и в этот момент сбоку со всей дури прилетает самокат: скорость была такой, что помялось крыло моего кроссовера. Парень летел по тротуару и думал, я его вижу и пропущу. Я же просто не ожидал, что кто-то полетит через дорогу со скоростью Усейн Болта, тем более, видимость в этом месте ограничена — он выскочил из-за забора. А потом начал кричать, что я обязан был его пропустить.

Самокатчик ехал по тротуару вдоль забора. Пешеходного перехода нет
После аварии он настаивал, что является пешеходом и водитель должен был уступить
Удар получился достаточно сильным: на крыле автомобиля есть хорошо различимая вмятина от руля самоката

Договориться мирно не удалось, поэтому вызвали ГИБДД.

— Инспектор отвел меня в сторону и сказал: «Я понимаю твою позиции, но формально этот парень на самокате — пешеход». В итоге оформили обоюдку, дали друг другу расписки об отсутствии взаимных претензий. Я лишь рад, что никто не пострадал, а крыло — да бог с ним. Но такие инциденты скоро станут системой. Неподготовленным людям дали эти игрушки и разрешили делать что хочешь. Несется по тротуару 25 км/час — норм. Несется через переход 25 км/час — опять норм. Он свято уверен, что всё делает правильно. Прокатным конторам нужно приложить все усилия, чтобы подробное отношение искоренить.

Резать скорость безжалостно

Один из действенных способов — принудительное ограничение скорости. Например, житель Нижнего Новгорода Роман Фильцов рассказывает о системе, действующей там:

— У нас сделали территории, где шеринговый самокат просто отключает двигатель (красные зоны), а где-то еле тянет 5–10 км/ч, хотя вроде бы должен ехать до 15 км/час (желтые зоны). Это либо пешеходные улицы как Покровка, либо улицы с людными тротуарами туристического типа. Но вообще проблемы те же: народ дорвался до покатушек.

Пример зонирования в центре Нижнего Новгорода: желтые зоны имеют ограничение скорости (аппартное), красные запрещают движение

В компании Urent техническую возможность такого подхода подтвердили.

— Да, мы используем ограничение скорости во многих города: как правило, это многолюдные парки, прогулочные зоны, набережные, — рассказывает Алена Сухаревская. — Например, в Москве в парке ВДНХ или на Невском проспекте в Санкт-Петербурге самокаты ограничены по скорости до 15 км/час. В Челябинске таких зон пока нет, но средняя скорость передвижения по городу на наших самокатах составляет 12 км/час. И есть одна зона, где в принципе ездить нельзя — это центральный парк города.

Сервис Whoosh также имеет подобную возможность, но в Челябинске она пока не задействована.

— Мы выключили из зоны для поездок пешеходную часть улицы Кирова: там нет лимита скорости, просто движение запрещено, — объясняет Юлия Камойлик. — Зоны ограничения пока не наносили — присматриваемся. Если есть предложения, готовы услышать и рассмотреть.

Самокаты, запаркованные на газоне

Транспорт или игрушка?

Еще один крайне спорный момент — считает ли электросамокат механическим транспортным средством или нет? Если является, то его следует отнести к мопедам, что накладывает множество ограничений на водителя, включая запрет на езду по тротуарам или в нетрезвом виде. Кроме того, нужны права категории «М». Если же электросамокат уравнять с обычным, его пользователь де-юре становится пешеходом и не несёт «водительскую» ответственность по КоАП и УК — только гражданскую.

Нынешние ПДД формулировались до появления электросамокатов, и, согласно им, механические транспортные средства должны иметь двигатель мощнее 250 Вт (0,25 кВт). Большинство частных кик-скутеров имеют большую мощность и формально вроде бы относятся к транспортным средства. А что с прокатными?

— Нет, мы не считаем их механическими транспортными средства, — говорит представитель Urent Алена Сухаревская. — Мощность наших самокатов настроена на 0,24 кВт, а мощность мопедов по действующему законодательству — 0,25–4 кВт.

При этом исходная модель Ninebot ES4 имеет мощность 0,3 кВт, то есть формально является мопедом, но для проката используется версия со сниженной мощностью.

Представитель Urent подчёркивает, что во многих странах электросамокаты приравнены к пешеходам, а для регулирования их движения достаточно нынешних правил.

— Есть ограничения скорости, которое соблюдается нашей техникой, есть необходимость спешиваться с самоката при песечении дороги и так далее. Задача состоит не в том, чтобы придумать больше правил, а в том, чтобы соблюдать существующие. Правда, пока это понимают не все пользователи, — подытоживает Алёна Сухаревская.

Главная проблема самокатов — очень шустрый разгон и высокая (для тротуара) максимальная скорость, что делает травмирование пешеходов вполне вероятным

В компании Whoosh также не считают самокаты моторным транспортом, правда, используют другую аргументацию:

— Самокат приводится в движение мускульным движением: чтобы он включил двигатель, нужно оттолкнуться ногой и немного разогнаться, — объясняет Юлия Камойлик. — Только потом самокат отреагирует на рычаг газа. Поэтому, по действующим ПДД, он не является механическим транспортным средством.

Что касается ГИБДД и судов, единой позиции пока нет: Верховный суд РФ признал пользователей обычных (ножных) самокатов пешеходами, но решение по электро-скутерам всех мастей пока не принято. При этом есть прецеденты использования водительских статей КоАП за езду пьяным на самокате.

Самокаты с нами надолго

У самокатов есть и армия поклонников, которые считают, что проблема не в самих скутерах, а в неготовности Челябинска и челябинцев. При этом те, кто ездят на самокатах длительное время, обычно находят безопасный стиль езды. Большая часть проблем возникает от начинающих самокатчиков, особенно молодых.Но тренд уже не остановить, а значит, нужны компромиссы.

— Самокаты полезны городу, и мы видим, что челябинцы не просто гуляют на самокатах, но и едут на работу, по делам — короткие поездки по прямой, мимо пробок, — говорит Юлия Камойлик (Whoosh). — Как правило, это поездки, которые человек совершил бы на маршрутке, автобусе, такси, личном автомобиле, а значит, пользование самокатом разгружает дороги. В период пандемии есть еще один важный момент — на самокате нет контакта с другими людьми. Мы рады, что Челябинск отозвался на самокаты и применяет их для решения транспортных задач, что говорит о прогрессивности жителей.

Челябинцы уже используют самокаты как альтернативу машинам

Алёна Сухаревская добавляет:

— Важно помнить, что, арендуя самокат, человек принимает на себя определенную ответственность. Пользователь должен относиться к езде на самокате осознанно, соблюдать правила дорожного движения и условия использования сервиса: это касается, безопасного вождения, запрета на езду в состоянии алкогольного опьянения и на одном самокате вдвоем, допустимости использования самоката с 18 лет.

5 Comments

  1. Не знал что у них есть возможность регулировать скорость в зависимости от географии. Хорошая вещь. Но это не меняет моего отношения — снижение макс скорости и звуковое/световой оповещение.

  2. Любое средство передвижения, использующее альтернативный от постоянного приложения мускульной силы источник энергии нельзя считать пешеходом. Вот то, что можно разлиновать город на определенные зоны и каждой назначить скоростной режим меня не то что обрадовало, скорее удивил тот факт, почему этого до сих пор не сделано? И я скажу почему. Это места массового скопления людей, а значит, потока желающих прокатиться. В принципе, все. Вчера гуляли на центральной улице Краснодара, там пешеходный бульвар. Нас было 5 человек, двое взрослых и трое детей. Из них младшему 3 года. Реально страшно, когда мимо залихватски пролетают 18-25 летние «пороху не нюхавшие». Ну что там может быть в голове в этом возрасте? Какая ответственность и умение предугадать последствия? Особенно, если это компания? Сам таким был. Точно нужно в таких местах оставлять скорость не более 5-7 кмч

  3. К сожалению, пока операторы «присматриваются», может произойти много всего печального. Это и будет той статистикой, которую учтут при зонировании и реализации других инструментах по повышению безопасности.
    У нас большая проблема с тем, чтобы называть вещи своими именами. Начинать надо с признания того, что Челябинск не готов к самокатам с точки зрения инфраструктуры. Желание операторов масштабироваться и зарабатывать никак не сглаживает этого объективного факта.
    Все инвестиции в безопасность — вещь правильная, но это не про заботу о пользователях, а больше про конкурентоспособность (просто в данном случае эти векторы условно сонаправлены). Другими словами, никто не будет заботится о вашей безопасности настолько, что сервис сам по себе станет безопасным.
    Действительно нужна культура, понятные правила и адекватная среда. В форме массового явления все 3 компонента отсутствуют.
    Отдельные фанаты самокатов, вероятно, компенсируют эти неудобства личной осознанностью, но они в меньшинстве, насколько можно судить по наблюдениям.
    Безопасно было бы договориться с городом о выделении небольшой тестовой зоны с выделенной полосой, которая была бы интересна и с логистической, и с прогулочной точки зрения (например, зачаток веломаршрута с СЗ в центр по Университетской набережной), и уже дальше прорабатывать стратегию.
    А присматриваться в надежде на то, что все само сложится, мягко говоря, слегка наивно.

  4. Интересно получается, если пешик с разбегу головой ударится в проезжающее рядом авто, так это обоюдка ?

Добавить комментарий для ЧебурашкаОтменить ответ