Эта крайне неоднозначная авария произошла на улице Свободы в Челябинске: Артур, автор видео, ехал прямо через перекресток с проспектом Ленина, когда справа его начал поджимать таксист. Автомобилист отказался пропускать его, но таксист перестроился в довольно свирепой манере, надеясь, что соперник затормозит. Несмотря на достаточно агрессивную манеру езды таксиста, ГИБДД признала виновником этого ДТП самого Артура, хотя у него был приоритет. Мы разобрали ситуацию с экспертами. Свое мнение можете высказать с помощью формы опроса или в комментариях.
Правый ряд улицы Свободы в этом месте предназначен исключительно для поворота направо, а нарушителей рядности ловят камеры. Этим, скорее всего, объясняется настойчивость таксиста в его попытках сменить ряд. Манёвр он совершил в зоне, запрещающей перестроения, через сплошную линию разметки. Таким образом, на видео заметны сразу несколько нарушений таксиста, включая отказ уступить дорогу машине с приоритетом.
Пункт 8.4 ПДД. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.
С другой стороны, манёвр таксиста не был полной неожиданностью, и намерение перестроиться наверняка было очевидно для Артура изначально. Обязанности пропускать у него не было, но он должен был принять меры для предотвращения аварии согласно пункту 10.1 ПДД.
Пункт 10.1 ПДД (фрагмент): При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Кстати, в сложных ДТП нарушение пункта 10.1 ПДД устанавливают в рамках автотехнической экспертизы, потому что судить на глазок, имел ли водитель техническую возможность остановиться или нет, практически невозможно.
ГИБДД, тем не менее, вменила Артуру именно это нарушение. Но интереснее другое — инспекторы не обнаружили нарушений в действиях самого таксиста, манёвр которого, по сути, стал первым звеном в этой цепочке. Они лишь выявили, что таксист ездил без полиса ОСАГО, оформив ему штраф по части 2 статьи 12.37 КоАП.
Артур попытался обжаловать вынесенное против него постановление об отказе в возбуждении административного дела, но начальник ГИБДД Челябинска Алексей Горшков оставил решение в силе. Уточним, что нарушение пункта 10.1 ПДД не наказываются по КоАП, поэтому полиция фиксирует такой проступок постановлением об отказе — для страховых компаний оно свидетельствует, что автомобилист нарушил правила. Поскольку ГИБДД оставила постановление в силе, виновным в этой аварии по-прежнему считается Артур.
Мы обратились к эксперту с просьбой прокомментировать этот инцидент. Автоюрист Николай Попов склоняется к тому, что вина как минимум обоюдная.
— С одной стороны, водитель такси виноват в том, что спровоцировал опасную ситуацию на дороге и однозначно виноват создании помехи транспортному средству, которое двигалось по своей полосе, — рассуждает он. — Поворотник таксист включил в самом конце манёвра, а не заблаговременно, так что в его действиях — целый пакет нарушений: ехал прямо по полосе для движения направо, перестроился через сплошную, не включил поворотник до начала манёвра.
При этом юрист видит нарушения и в действиях Артура:
— Есть одно большое «но»: водитель автомобиля с регистратором умышленно создал опасную ситуацию, чем однозначно нарушил ПДД. О том, что он видел манёвр таксиста, явно свидетельствуют его голосовые комментарии. Водитель умышленно не пропускал пусть и нарушавшего правила водителя, а значит, создал опасную дорожную ситуацию.
Но ведь Артур, по сути, и не обязан был пропускать торопыгу-таксиста, разве нет?
— Представьте, если бы за этой парочкой ехала скорая помощь или пожарный автомобиль? — отвечает Николай Попов. — Они бы создали ему существенные помехи. Вывод один: дорога — это не место для выяснения отношений и доказательств того, кто ведет себя правильно или неправильно. Если видите, что водитель допустил нарушение, и можете принять меры для того, чтобы избежать ДТП, нужно предпринимать эти меры, а не «учить» соседей по потоку, создавая угрозу остальным. Автомобиль, пусть и гражданский, может использоваться сотрудниками правоохранительных органов при оперативной деятельности, или водителю может просто стать плохо за рулем. Ситуации бывают разные.
Юрист считает, что вину нужно разделить в пропорции 50:50. Кстати, у Артура есть возможность доказать свою правоту в гражданском суде, но для начала ему, конечно, желательно оспорить вынесенное против него постановление.
Юрист Андрей Савченко склоняется к тому, что в большей степени виноват таксист на Nissan Almera.
— Пункт 10.1 ПДД, нарушение которого вменили Артуру, является самым универсальным и может быть применен, фактически, к любой дорожной ситуации, — объясняет он. — При этом у водителя должна быть техническая возможность остановиться, и если в данном случае он разогнался уже до 20–30 км/час, остановочный путь составил бы 10–15 метров, тогда как Almera вклинилась на расстоянии, может быть, метра два перед ним. Обратите внимание, что стоп-сигналы «Альмеры» тонированы и плохо видны, а левый судя по всему не работает, что также осложнило Артуру оценку ситуации. Изначально Almera лишь слегка сместилась в его сторону, поэтому обязанности тормозить у него не было, когда уже она всё же решилась на манёвр, возможности избежать наезда, как я вижу, уже не было.
В действия таксиста Андрей Савченко видит сразу несколько нарушений:
— Конечно, в первую очередь это нарушение пункта 8.4 ПДД, то есть непредоставление преимущества машине, которая двигалась без смены полосности, — объясняет эксперт. — Кроме того, есть нарушение пункт 8.1 ПДД (небезопасное маневрирование), несоблюдение бокового интервала, а также перестроение через сплошную линию. Возможно, такую манеру езды можно подвести и под нарушение пункта 2.7 ПДД, запрещающего опасное вождение, поскольку провокационные манёвры Almera были неоднократными.
Мы обратились в ГИБДД Челябинска с вопросом, почему в действиях таксиста не обнаружено состава правонарушения. Сначала нам пообещали ещё раз изучить ситуацию и ответить по существу, но в результате ограничились лишь ремаркой, что считают вынесенные решения правомерными. Почему таксисту не вменили нарушения пункта 8.4 ПДД, так и осталось не прояснено.
В пресс-службе такси UBER сообщили, что взяли эту аварию на заметку:
— Мы разбираемся в инциденте и готовы предоставить данные водителя такси по запросу правоохранительных органов. Ему ограничен доступ к заказам нашего сервиса как минимум до завершения разбирательства.
— Представьте, если бы за этой парочкой ехала скорая помощь или пожарный автомобиль? — отвечает Николай Попов.
_____
Что еще представить надо? xD
Бабушку с дедушкиными причиндалами?
Мы разбираем данную аварию или фантазируем?
Тоже об этом подумал)
«Автомобиль, пусть и гражданский, может использоваться сотрудниками правоохранительных органов при оперативной деятельности»
Такое ощущение что пол города оперативники спешащие на помощь, в том числе на маршрутках и грузовиках с щебнем и асфальтом. )) А на ПАЗиках группы захвата, не иначе.
Пусть тогда мобильную «гирлянду» на магнитах ставят на крышу и втыкают в прикуриватель. Чтоб хоть как то обозначиться.
Согласен, за уши притянутая мотивация. С таким успехом можно вообще любое нарушение оправдать. А что, а вдруг))))
Еще забыл упомянуть спецбатальон на самокатах.
эти реально опасны xD
😀
При данных раскладах нужно искать знакомство в чинах милицейских. Ничем другим вынесение такого решения не объяснимо. Езжу сейчас по Краснодару, здесь очень много узких мест, которые вытягиваются в длинную пробку. В итоге «умелые» водители объезжают часть пробки по расширениям и вклиниваются обратно в поток, естественно, основная полоса начинает двигаться медленнее. Если пропускать всех таких «Альмер», можно стоять очень долго. Получается, самое элементарное неуважение к участникам движения: мне нужно срочнее чем вам, а вы и постоять можете. Как решать такие проблемы? Не знаю, для себя решил, что нужно стараться занимать нужную мне полосу заранее, а вклинщиков не пускать. А по поводу аварии ещё: меня до сих пор поражает расхождение здравого смысла и позиции надзорных органов и судебной системы.
В суд. Там расставят приоритеты именем РФ. Вообще, меня очень часто напрягают моменты в разночтениях законодательства. Приезжает на ДТП, экипаж, рисует схему делает фотки, один виновник, приезжают в отдел на оформление, дежурный стоит с важным видом и назначает другого виноватого, ему же как ежу виднее с места. А то что экипаж на местности, проведя полнейшую рекогносцировку, говорил вообще не считается. Ну а как эти доблестные сотрудники рисуют схемы дтп, не включая многих необходимых и значимых вещей, таких как осыпь грязи, или осколков, следы торможения и прочее. Потом отказы что по страховым, что по суду. А Кули, вы же подписали схему, а это документ. Так по этому документу ваш автомобиль стоял, а по объяснениям двигался, и повреждения как в стоячего. В значит не соответствует и пошел нафик. Ещё и служба безопасности СК постращает, и заяву в полцию напишут, и те помурыжат.
Да, всё так: у нас зачастую тупиковые ряды едут быстрее, потому что принято перестраиваться в манере «куда тебе деваться».
По сути данное решение открывает широкие возможности для всяких подрезальщиков, им теперь можно все: все равно они окажутся правыми, никакой воспитательной функции при нарушении пдд
Есть ощущение, что после оформления ГИБДДшники пошли с таксистом пиво пить. 😉
А Н. Попов на основании высосанной из пальца теоретически возможной ситуации проповедует нам известный принцип: ударили по правой щеке — подставь и левую.
Ну какие там 50/50?! Помимо букв должна быть и логика. Автор этого ДТП — таксист, хотя Артур, мягко говоря, не приложил максимум усилий, чтобы его избежать.
А кроме ПДД есть и неписанные правила поведения на дороге.
Хочешь перестроиться? Включи поворотник и посмотри, пускают ли. Не пускают? Стой и жди.
Артур явно обозначил, что не пускает. Ну и нечего лезть.
Единственное, что мне не нравится в его манере (кроме самого удара, которого можно было, думаю, избежать), так это целый оставленный корпус до впередистоящего и заторможенный старт.
Если уж не планируешь никого пускать, не оставляй столько места.
Ну а по решению органов…
Уважаемый Kriptonus совершенно правильно, на мой взгляд, написал, что это абсолютно неверный зелёный сигнал для подрезальщиков.
Sweeper, вроде же, не Челябинский чел же. А все дистанцию пытаешься сократить.
Мне в этом плане, Ебург более нравиться, никто не лезет промеж полос, каждый в своей, не жмется в жопу, дистанция в один полтора корпуса авто, даже в пробках, норма.
Артур сделал все для того чтобы стать виновным, не было бы видео, Артур был мы молодец.
Я бы немного развернул эту ситуацию.
Если бы у нас (в Питере) было принято ездить так, как в описанном Ебурге, не было бы вопросов по дистанции корпус-полтора и вообще было прекрасно.
Но увы, у нас тоже лезут, объезжают по разгонкам, подрезают и все такое.
И тут надо для себя решить, либо ты не даёшь места, чтобы влезть, либо держишь корпус-полтора и перед тобой будут постоянно влезать.
Соответственно, я за первый вариант.
Кстати, в городах с серьезными пробками понятие «подрезать» как будто сходит на нет. В Сочи, например, в таких маневрах прямо любуешься балансом наглости и плавности. И в самом потоке начинаешь видеть философию.
А у нас почему-то пока на первом месте амбиции и агрессия. Для самоутверждения все-таки очень много других способов, но в моменте часто побеждает внутренний баран. Я и про себя говорю, в том числе. Причем именно в Челябинске.
В пору тогда вспомнить юго-восточную Азию: там бы нашего водителя на части порвало в первые 30 минут поездки )))
😄
Я в ЮВА был только в Тае, но там как раз-таки бычки на дорогах не замечал. Едут опасно (просто из-за обилия скутеров и отсутствия правил), но спасает расслабленность тайцев. Им как-то пофиг, первый он там или третий стоит. Я даже местами поражался, насколько хаотичным и в то же время органичным выглядит у них поток этих скутеров, мелких машин и пикапов. Как косяк рыб. Вот в Африке — там страшновато, да. Арабы ещё и амбициозные все))))
Виноват в ДТП, конечно, таксист, но и правило «ДДД» никто не отменял.
Вы тут много всего понаписали, но, на самом деле — два дебила, это сила! Все просто.