Пробник сурового Урала

Одна из аномалий Челябинской области — поселок Большое Баландино. Глядя на фотографии, можно подумать, будто мы забрались в горнозаводскую глушь, на какую-нибудь реку Сим или Юрюзань, на самом же деле это банальный Миасс в пяти километрах от северной границы города.

Река Миасс здесь уже напиталась челябинским духом

Если гости спросят вас, мол, почему Урал считается красивым, а вам будет лень ехать 150 километров по трассе М-5 до Таганая, покажите им Большое Баландино — этакий пробник большого Урала. Среди равнин и холмов затесались горная река и несколько впечатляющих обрывов.

Скалы здесь невероятно фактурны. Но и опасны, кстати

А поскольку Урал немыслим без какого-нибудь заброшенного карьера, в Большом Баландино их целых три. Почти сотню лет назад, в 1926 году, здесь началась промышленная добыча мрамора, который извлекали и в виде крошки, и каменными глыбами, похожими на кусочки рафинада.

Места вокруг по-уральски суровые, но сам поселок Большое Баландино выглядит чуть-чуть Средиземноморьем: спасибо карьеру
Кстати, челябинский аэропорт формально назван в честь другого Баландино, Малого — оно по соседству

В одном из карьеров сохранились ступеньки «амфитеатра», которые выглядят как заготовка для пляжа. Сейчас карьер находится в частной собственности, поэтому проход к нему ограничен, но посмотреть можно вполне.

Второй карьер выглядит как затопленная постройка древних людей
Третий карьер находится уже в соседнем Прохорове

Местный мрамор, кстати, был отличного качества, поэтому шел на отделку станций московского метро, включая «Киевскую», «Таганскую», «Белорусскую» и «Театральную». Интересно, что годы его добычи почти совпали с периодом советской власти, то есть карьер исчерпался как раз на исходе той эпохи. Да и мрамор с тех пор уступил место бетону, стали и стеклу.

Вокруг карьеров — заброшенные постройки

Но если карьеры — это достопримечательность рукотворная, то кренделя, которые выписывает здесь Миасс, сугубо природные. При этом в остальной части своего течения Миасс — река не очень живописная, текущая по равнинным территориям в земляных берегах. Здесь же она пробивается через кряжи возрастом миллионы лет, лижет валуны и скручивает желудок, когда заглядываешь вниз со скалы Колокольни. На другом берегу, кстати, есть Баландинские пещеры, старая штольня и остатки печей для обжига известняка.

Со скалы Колокольни открывается хороший вид

И если будете в этих краях, большая просьба — не мусорите. Чистота этого места, откровенно говоря, поражает не меньше красоты: оно выглядит магнитом для туристов, но даже редкие кострища здесь аккуратны и лишены мусора. Пусть так и останется.

Карьер близ Баландино при правильном свете имеет интересный оттенок. Купаться можно
Дома стоят прямо у берегов
Такой рельеф добавляет живописности
В эти дни буйно цветет сирень
Много добротных (богатых) домов
Встречаются глыбы мрамора
Река Миасс год за годом окатывает эти валуны, делая их похожими на гигантскую гальку
Возможно, это самое красивое место на реке Миасс, кроме, может быть, ее истоков у хребта Нурали

Куда еще съездить под Челябинском

Самый впечатляющий мраморный разрез находится в поселке Коелга, и я люблю заезжать сюда для съемки автомобилей: например, Mazda 3 и Toyota Camry.

Ушедшая из России Mazda3 позирует в Коелгинском мраморном карьере. Снимок 2019 года
Карьер работает, поэтому, помимо белых глыб мрамора, здесь есть куча интересных механизмов

Уральская цветовая аномалия — каолиновый карьер недалеко от Кыштыма. Купаться здесь нельзя, но фотографии получаются впечатляющими. Кстати, очень красив и сам Кыштым.

Уральский Бали — каолиновый карьер под Кыштымом

Если ваши дети любят животных, в районе Непряхино работает очень милый контактный зоопарк прямо в частном хозяйстве.

Помимо десятков животных, здесь живут страусы

А если хотите как следует погрузиться в атмосферу Урала, снимите на недельку домик где-нибудь в горах, например, в деревне Серпиевка.

Полузаброшенное староверческое село Серпиевка находится рядом с интересным комплексом пещер, открытых для посещения

Но есть у Урала и обратная сторона: следы промышленного авантюризма. Самый впечатляющий памятник им — окрестности Карабаша.

Возле Карабаша по-своему красиво: для этих мест придумали даже бренд — марсианские пейзажи. Сейчас предпринимаются попытки их ликвидировать

Еще под Челябинском много заброшек советской эпохи, как, например, «Лаборатория Б», где когда-то исследовали влияние радиации на живые организмы. А недалеко находится настоящий радиоактивный заповедник: мы побывали там накануне и узнали, сколько стронция в тамошних почвах.

Здание так и не построенной Южно-Уральской АЭС рядом с радиоактивным заповедником

Кстати, очень хорошее впечатление оставляет современный Троицк: чем-то он даже напоминает Казань. А в горнозаводской зоне оплотом туризма неожиданно стала Сатка с её «Сонькиной лагуной» и муралами.

2 Comments

Добавить комментарий