Молодым нигде дорога. Опять чехарда с ОСАГО?

В России набирает силу новая волна кризиса ОСАГО, как несколько лет назад, когда страховые отказывали клиентам в продаже полиса. На этот раз в черный список попали начинающие водители. В нашу редакцию обратилась мама новоиспеченного автомобилиста, которой страховые отказывают в возможности вписать сына в полис. И это несмотря на диковатую стоимость «автогражданки», которая в описанном случае стоит под 30 тысяч рублей. В чём тут подвох?

Сыну «вписка» не светит

Алёна рассказывает свою историю:

— Сын сдал на права в феврале 2021 года, автомобиль у нас небогатый — Hyundai Accent. Полис ОСАГО на нас с мужем стоит в пределах 10 тысяч рублей, но мы понимали, что за сына без стажа вождения придется заплатить больше: выходило под 30 тысяч. И мы готовы были согласиться, но агент нам сразу сказала: «Я не смогу его застраховать, мне откажут в страховых».

Тогда Алёна села на телефон и стала обзванивать компании самостоятельно. Во всех случаях она получила ответ, что купить полис ОСАГО на себя и мужа может без проблем, а вот с «впиской» сына — проблемы.

Страховой шлагбаум: компании снова начинают фильтровать клиентов на выгодных и не очень. Теперь по возрастному принципу

«Система его не пропустит»

Мы повторили опыт Алёны и прозвонили несколько популярных страховых в Челябинске — везде получили отказ, где-то более явный, где-то завуалированный. Так, в одной из компаний нам сказали, что сами-то они готовы застраховать 18-летнего водителя, но «система его не пропустит». В другой предложили написать заявление, которое рассмотрят в течение 30 суток без гарантий положительного результата. В качестве альтернативы предложили застраховать нашу жизнь на сумму порядка 7 тысяч рублей, что почему-то сделает проверку менее жесткой. В еще одной компании объяснили, что не могут застраховать «нулевого» водителя, поскольку у него нет страховой истории. А в одном из агентств прямым текстом заявили, что застраховать водителя в возрасте до 23 лет и со стажем менее 3 лет сейчас практически нереально, но предложили всё же попробовать, потому что «иногда везет».

— Да, сейчас это почти общепринятая практика, потому что молодые водители являются самыми проблемными для страховых компаний, — рассказывает директор агентства «Центр страхования» Кирилл Смолин.

Естественно, такого быть не должно, потому что риски молодости учтены сразу несколькими коэффициентами. Во-первых, это коэффициенты возраста и стажа: разница между опытным пожилым водителем и начинающим более чем двукратная (1,87 против 0,93). Во-вторых, начинающий водитель имеет коэффициент бонус-малус (КБМ) равный единице, тогда как опытный безаварийный автомобилист может довести его до 0,5, если 11 лет проездит без аварий по своей вине. И, наконец, после прошлогодней реформы ОСАГО значительно расширена вилка базового тарифа (2471–5436 рублей), и снова страховые могут нагрузить неудобного им водителя почти двукратной стоимостью. В общей сложности стоимость ОСАГО для нового водителя может в 3–8 раз превышать таковую для опытного. Например, для меня калькулятор «РЕСО-гарантии» предлагает полисы за 7–7,3 тысячи рублей (в реальности я плачу менее 6 тысяч), но добавление 18-летнего водителя без опыта повышает сумму сразу до 25 тысяч.

С пожилыми водителями проще: после реформы ОСАГО стоимость полиса для многих даже снизилась, а проблем с покупкой пока нет

В чём логика страховых

Почему же при столь высоких «налогах на юность» страховые возобновили практику стоп-листов?

— Потому что аварийность молодых водителей слишком высока, и даже тариф 25–30 тысяч не покрывает сумму возможных компенсаций тем, кто пострадал от их езды, — объясняет логику страховых Кирилл Смолин. — Конечно, для каждой мамы свой ребенок самый золотой и замечательный, но по факту многие молодые водители в первые годы попадают в 3–4 аварии, а сегодня даже легкое ДТП может повлечь ущерб в районе 100–120 тысяч рублей, что делает подобную категорию автомобилистов разорительной для страховых.

Впрочем, в такой позиции страхового сообщества есть некоторая доля лукавства, ведь большая часть опытных клиентов оплачивает полис из года в год и никогда не обращается за выплатами, поэтому баланс нужно считать не по отдельным категориям, а в целом. Практика отказа молодым клиентам порочна еще и потому, что многие из них предпочтут ездить без ОСАГО. При цене полиса 20–30 тысяч рублей штраф в 800 рублей за его отсутствие не кажется существенным. А значит, крайними окажутся водители, машины которых повредят «новобранцы».

Кирилл Смолин рассказывает, как заставить страховую оформить полис на молодого водителя.

— Обращаться к агентам в этом случае бесполезно, потому что они такие же заложники ситуации, — говорит он. — Нужно взять полный набор документов, необходимых для покупки ОСАГО, лично прийти в офис продаж выбранной страховой и попросить оформить полис. В случае любых возражений из серии «компьютер завис» или «система не пускает» спокойно попросить написать письменный отказ с указанием причины.

В большинстве случаев вам оформят полис, а если нет, отказ может быть основанием для жалобы в Российский союз автостраховщиков или Банк России (регулятор рынка ОСАГО). Этот способ, кстати, работает уже не первый год: страховые обязаны продать ОСАГО любому обратившемуся клиенту, а потому предпочитают не доводить до официального отказа.

Мы отправили запросы в Российский союз автостраховщиков, ответ опубликуем после его получения.

9 комментариев

  1. Антон Л.

    Короче, недавно изобрели такую штуку, когда все компьютеры как бы объединены в сеть, и типа у страховой есть компьютер, у тебя есть компьютер, и ты при помощи своего компьютера можешь купить полис у страховой не выходя из дома. Ладно мама с папой не умеют пользоваться компьютером, но если парниша в свои 18 не осилил купить полис через этот ваш интернет, то и за рулем делать нех:))) А через инет покупается без проблем, проверено.

    • ЯРиК

      Антон, сам то пробовал? Не не не по своим параметрам, а по параметрам заданным в статье.

      • Антон Л.

        Да я только через инет и покупаю, нормально там всё. Покупал в югории, покупал в южураласко, брат у меня только права получил в том году — тоже купил ему через инет страховку.

    • Чебурашка

      не читаемая капча…
      нескончаемая проверка данных…
      отсутствие данных из-за которых не возможно оформить…
      не прохождение платежа…
      разрыв соединения…

      возможностей «как не оформить» есаго много 🙂

    • Ой-ой, какой саркастичный… теоретик)))) Как ЯРиК сказал, ты попробуй на 18-летнего купить пусть даже еОСАГО. Там же «система не пропускает», Вот когда компьютеры объединили в сеть, появилось такое понятие как внезапный разрыв соединения с сервером. Ну, бывает же))))

  2. Чебурашка

    И, наконец, после прошлогодней реформы ОСАГО значительно расширена вилка базового тарифа (2471–5436 рублей), и снова страховые могут нагрузить неудобного им водителя почти двукратной стоимостью.
    _______
    ну конечно…
    а что? страховая кому то насчитала по минимуму с этой вилки?

    • ЯРиК

      Честно совсем не разбирался в вилке. Хоть и работаю рядышком с этим поприщем. У меня на два авто, при абсолютно одинаковых коэффициентах, но разной прописке ( одна в ТРХГ, друга в ЧЁ, 4680 и 8960 в одной СК ( страхую там давно, потому что есть полис поддержки за 1000 р от не застрахованного лица). А вот щас с ужасом жду что надо дочь в полис будет вписывать (конечно в один тот что областной), при условии что сдаст конечно. НУ или покупать третий авто.

      • Чебурашка

        Там прям в бланке есть таблица в которой указан базовый доход. понять логику страховых которые всем подряд ставят по макс границе вилки я могу. могу понять, но не могу принять желание этих бизнесменов обожраться.

      • Базовый тарифы страховые выбирают по системе, утверждённой внутри самих страховых. В теории они её должны на сайте публиковать, но не знаю, насколько наглядно. И они могут привязать тариф ко множеству параметров, включая прописку человека, возраст машины и так далее.

Добавить комментарий