Дурной знак. Почему в Челябинске такая лажа с местами для инвалидов?


Читатели продолжают жаловаться на малопонятные способы отмечать стоянки для инвалидов. Например, Галина оставила свою машину в парковочном слоте улицы Плеханова, недалеко от пересечения с Цвиллинга. Вот так выглядит это место.

— Около крайнего паркоместа стоял знак «Парковка» с табличкой «Инвалиды», но я оставила машину в трех слотах от него, — рассказывает Галина. — А когда вернулась, машину уже эвакуировали. На штрафстоянке инспектор показал мне видео и сказал, что знак распространяется на все три кармана. Якобы если бы он стоял в глубине кармана, то распространялся бы на одно место, а так получается, что он действует по всей парковке. По-моему, это совсем неочевидно.

Другой наш читатель, Дмитрий, пожаловался на парковку вдоль дома на Молодогвардейцев, 44а.

— Прошу предупредить ваших читателей об очередной «гениальной» ловушке, — написал он. — Когда едешь вдоль Молодогвардейцев, видишь знак «Парковка» и знак 8.6.5 «Способ постановки на стоянку», поэтому не возникает сомнений, что парковаться здесь не запрещено. Оказывается, в стороне стоит знак «Парковка» с мелким значком «Инвалид» прямо на нём и еще знак 8.2.5, указывающий зону действия — 13 метров. Заметить его непросто. Считаю, что это очередная кормушка и иезуитский способ отъема денег у граждан.

Можно ли встать под этим знаком? Тут как посмотреть. С этого ракурса парковка кажется вполне законной…
А вот с этого угла становится ясно, что она отведена для инвалидов. Что это, как не ловушка?

Кстати, обозначение паркоместа для инвалида прямо на знаке 6.4 «Парковка» практикуется в Челябинске с весны 2021 года. Такие знаки плохо заметны, но их применение в целом законно.

Значок инвалида стыдливо прикрыла ветка дерева. Скоро она разрастется, и водители будут думать, что это обычный знак 6.4

Напомним также, что наказание за такие нарушения очень внушительное (и выгодное для бюджета): штраф 5000 рублей, не считая порядка 2000 рублей за саму эвакуацию. Складывается впечатление, что небрежность при оформлении парковочных мест для инвалидов в Челябинске — явление неслучайное.

Как должны обозначаться места для инвалидов?

В самих ПДД и КоАП детальных разъяснений на этот счет нет, поэтому ответ приходится искать в других нормативах. Изучив их, автоэксперт Юрий Панченко считает, что «оптовый» способ обозначения инвалидных паркомест незаконен.

— Отдельным знаком должно обозначаться каждое паковочное место для инвалидов, о чём прямо написано в строительных правилах «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2016). И в других городах России следуют этим требованиям, например, я как-то публиковал вот этот снимок парковки аэропорта Кольцово в Екатеринбурге: проглядеть такое место для инвалидов невозможно.

Образцовое обозначение паркомест для инвалидов в Екатеринбурге. Когда Челябинск дорастет до такого?

СП 59.13330.2016 (фрагмент). Каждое выделяемое машино-место должно обозначаться дорожной разметкой и, кроме того, на участке около здания — дорожными знаками, внутри зданий — знаком доступности, выполняемым на вертикальной поверхности (стене, стойке и т. п.) на высоте от 1,5 до 2,0 м.

Насколько актуальны указанные правила? Актуальны: именно их нужно благодарить за обилие парковочных мест для инвалидов в городах, поскольку правила конкретизируют их точное количество около зданий и учреждений: на средних парковках для маломобильных граждан должно быть зарезервировано не менее 10% мест (но не менее одного места). И на участках вдоль зданий каждое машино-место должно обозначаться и разметкой, и знаками.

Еще одна тонкость — согласно СП 59.13330.2016, ширина парковочного места для инвалидов составляет 3,6 метра, что примерно вдвое больше, чем ширина стандартного легкового автомобиля. Поэтому при отсутствии разметки эвакуация считается законной, если от автомобиля до стойки знака было менее 1,8 метра.

Еще одна шарада: что обозначает этот знак на Молодогвардейцев? И нарушает ли красный Suzuki?

Помимо указанных правил, установщики знаков ориентируются также на ГОСТ Р 52289–2019, прямое указание на который есть и в ПДД. Юрий Панченко обращает на пункт 5.1.14 этого норматива, который обязывает ставить знаки не ближе 15 метров друг от друга, но делает исключение для знаков 6.4 с табличкой «Инвалид»:

— Это сделано именно потому, что знаки 6.4 с табличкой 8.17 должны ставиться около каждого места для инвалидов, — подчеркивает эксперт.

Согласно этому ГОСТу, знак 6.4 «Парковка» может ставиться вдоль проезжей части, как на снимке Галины (второй в статье), но только с табличкой 8.6.1, которая требует парковать машины вдоль края дороги. Установка знака 6.4 лицом к потоку используется для обозначения не карманных парковок для инвалидов, а участков улиц, где машины могут стоять вдоль края проезжей части или тротуара. Зона его действия или указывается с помощью таблички 8.2.1, или распространяется до ближайшего перекрестка.

Кстати, этот же ГОСТ вносит ясность в применение табличек-стрелочек со знаками, обозначающими парковки для инвалидов. Раньше в Челябинске практиковалась установка таких знаков с табличками 8.3.1–8.3.3 (стрелочки влево, вправо или в обе стороны) без указания конкретной зоны действия. Это не соответствовало ни ПДД, ни упомянутому ГОСТу, который допускает комбинацию знака 6.4 с таким стрелками, но только для указания направления, где расположена парковка (а не зоны действия).

Парковка на улице Коммуны в 2016 году: комбинация знака «Парковка» и «Инвалид» с такой стрелкой обозначает, что инвалидная стоянка находится где-то вдалеке справа от знака. Обозначать так направление действия нельзя

Впрочем, ГОСТ допускает использование со знаком «Парковка» табличек 8.2.5 и 8.2.6, которые указывают зону действия в метрах, как в примере Дмитрия. Подвох лишь в том, что эта зона может составлять десяток метров и больше, а в случае с местами для инвалидов это сбивает водителей с толку. При этом в самих ПДД такие таблички разрешено использовать только со знаками 3.27–3.30 (остановка или стоянка запрещена), что вносит некоторую сумятицу в вопрос.

Такая комбинация хоть и не прописана в ПДД, косвенно одобряется ГОСТ Р 52289–2019

Что в сухом остатке? В идеале каждое место для инвалидов должно быть обозначено знаком 6.4 с табличкой 8.17 — этот способ самый наглядный. Законность установки знаков навстречу потоку вызывает большие сомнения, поэтому Галина может попробовать оспорить выписанный ей штраф сначала в ГИБДД, а в случае отказа — в суде. Незаконным является и использование «безлимитных» стрелочек для обозначения зоны действия инвалидной парковки, а вот стрелки с указанием конкретного расстояния в России применяются, хотя это и противоречит упомянутым выше строительным правилам.

А пока, паркуясь в Челябинске, обязательно проверяйте весь парковочный слот. В городе, который замахнулся на метротрамвай, до сих пор принято экономить на копеечных стойках для знаков.

Знаки «Место для стоянки легковых такси» имеют зону действия 30 метров (по 15 метров в каждую сторону). В Челябинске они тоже ставятся в весьма спорной манере. На снимке — проспект Ленина

Есть и еще один коварный знак — «Место для стоянки легковых такси». Штраф за парковку под ним меньше (1000 рублей), но зона действия — 15 метров влево и вправо от стойки, а за нарушение грозит эвакуация.

3 Comments

  1. Надо же понимать кому выгодна такая небрежная расстановка знаков ? А выгодна она эвакуаторному бизнесу, который в руках у аффилированных лиц.

  2. Сегодня гонял по комсе, на которой меняют бордюры.тсказать что я в ахуе, это не сказать ни чего. Парковочных мест дохуа, а въезды на них, это просто какой то жирный полярный лисиц, причем уже протухший. У Курчатовский администрации поворот на стоянку въезд совмещён с проездом под арку дома, если нало не в администрацию а допустим в детскую библиотеку или банки, то манёвр нужно совершать минимум со второго ряда,иначе траектории не хватит. А если на выезд будет стоять автомобиль, то придется стоять всему первому и части второго ряда. И так практически на всех стоянках. Охеренная бордюрная революция, все Сукко для людей. Может темка и для статьи найдется

Добавить комментарий