Зачем Комсу превращают в островное царство

Читатели засыпали нас жалобами на Комсомольский проспект, где в эти дни идёт масштабная реконструкция. В частности, горожан беспокоят новые островки безопасности для пешеходов размером с приусадебный участок. Это сужает проезжие части, на которых по две полосы скоро отдадут под общественный транспорт. Мы отправились на место, чтобы понять, останется ли Комса проездной магистралью?

— Э, слышь, мы всё как по плану делаем! — отвечает на мои вопросы начальник бригады. — Это ж безопасность! Это чтобы пешеходы ходили. А то вот случай был, летел, короче, один на красный, всех пешеходов собрал…

Для чего нужны островки безопасности, понимают все: при переходе широких улиц пешеход может остановиться на них, если не успевает пересечь проезжую часть. Но на Комсомольском некоторые островки делают настолько щедрыми, словно по техзаданию стоять на них должен сразу цыганский табор. На фото ниже — пересечение Комсомольского проспекта с улицей Молодогвардейцев, где ширина островка, по словам рабочих, составляет семь метров. То есть он съедает две полосы.

Комсомольский проспект перед пересечение с улицей Молодогвардейцев
Островок на противоположной стороне этого перекрёстка расположен с сильным «эксцентриситетом», проще говоря, не на середине дороги. Соседние с ним полосы — для поворота налево

Столь же широкие островки есть и в других местах, например, на пересечение Комсы с малонагруженным ответвлением улицы Чайковского (в районе бывшего здания «Метрана»).

Семиметровый островок в районе бывшего завода «Метран»
Вид вдоль перехода. Для чего нужна такая площадь, пока не совсем понятно
Поток машин со стороны центра попадает в бутылочное горлышко. При этом правую полосу со временем отдадут исключительно общественному транспорту

Ширина островков безопасности везде разная, как отличаются и формы, словно их делали разные «конструкторские бюро»: есть угловатые, есть скруглённые, если плавные…

Этот островок шириной метра три. Его форма близка к прямоугольной
Вот здесь форма скруглённая, а ширина — те же 3 метра
У этого островка вытянутая форма: пешеходы будут стоять выше проезжей части
Ещё один трёхметровый прямоугольный островок

Островки съедают от одной до двух полос Комсомольского проспекта, который в среднем имеет по шесть полос, не считая местных уширений, которых здесь достаточно много. В результате уже сейчас чувствуется эффект дросселирования потока, который, вероятно, усилится при появлении полосы для общественного транспорта. А добавим к этому снежные брустверы зимой…

Даже там, где островки не сильно широкие, проезжие части местами сузились до двух полос в каждую сторону
Но есть и участки, которые можно разметить под четыре полосы в одном направлении
Центральную часть дороги, видимо, превратят в разделительную полосу с помощью разметки. Если оставить её как есть, тупиковые ряды, упирающиеся в островки безопасности, будут конфликтовать с соседними рядами
В промежутках между островками безопасности автомобили могут вставать для поворота налево (в пределах пересечения проезжих частей)
Дальняя часть Комсомольского проспекта, не затронутая «островной революцией». Здесь по три полосы в каждую сторону и разделительная полоса шириной примерно метр

Впрочем, чтобы судить о «новой Комсе», нужно увидеть схему организации движения, которую администрация города публиковать не спешит. Мы позвонили Максиму Куляшову, заместителю мэра по дорожному хозяйству, но отвечать на вопросы по телефону он отказался, предложив направить запрос в пресс-службу управления (мы сделали это).

Сами рабочие ссылаются на некий проект, но мы его не видели. В чем причина такой секретности, неясно

Найти проект в конкурсной документации также не удалось: в сопроводительных бумагах к тендеру стоимостью 210 млн рублей схемы организации движения нет. Эта неопределённость беспокоит и челябинского урбаниста Льва Владова:

— Я уже задавался этим вопросом в блоге и поинтересуюсь еще раз: а мэрия может показать хотя бы эскизный проект того, что собираются сделать с проспектом? Происходит удивительное — строители что-то делают, а проекта нигде нет, даже на госзакупках! — возмущается он. — Без доступа общества к проектной документации любые строительные решения выглядят как творчество подрядчика, которому сотрудники КДХ объяснили на пальцах, что нужно сделать с улицей. Пока что пиар-службы администрации представили проект так: что-то сделаем, как-то будет. Больше мы ничего не знаем. И не сказать, что волнения горожан из-за неопределенности хоть как-то заботят мэрию.

Сужение проезжих частей всегда создают эффект бутылочного горла

Мы проехали вдоль реконструируемого участка и обратили внимание, что полосность всё время меняется: где-то в каждом направлении едет по четыре ряда машин, где-то — по два. Пока непонятно, как именно разметят дорогу, но есть ощущение, что число «активных» полос будет всё время меняться, а сужения, как известно, провоцируют лишнюю нервозность и пробки. Кроме того, появление выделенной полосы для маршрутного транспорта съест у каждого направления ещё одну полосу. В общем, тревога автомобилистов вполне понятна.

Под островок безопасности ушла одна полоса. Крайняя полоса на этом участке будет отдана маршрутному транспорту, так что машинам, вероятно, придётся ехать в один ряд

Попутно на Комсомольском проспекте идёт реконструкция парковок: до сих пор здесь были карманы, допускающие прямой заезд со стороны проезжей части. Теперь парковки оформляют в виде прилегающих территорий с отдельным въездом и выездом. Само по себе это разумно: чтобы отдать правую полосу целиком под общественный транспорт, нужно минимизировать помехи от паркующихся машин.

Парковки отделяют от проезжей части бордюрами

В некоторых случаях и сами парковки, и доступ не слишком удобны, что отчасти объясняется естественными ограничениями: наличием тротуаров, газонов, столбов и так далее. Количество паркомест вдоль Комсомольского проспекта, вероятно, сократится, но если выделенные полосы будут использовать эффективно, подобная жертва будет оправдана.

Эта стоянка относительно просторна и въезд на неё широкий
А вот на этой машины придётся парковать вплотную к бордюру
У этой парковки вдоль дома на Комсомольском проспекте, 44 очень узкий и крутой въезд
И довольно хитрый выезд

В эти дни на Комсомольском проспекте перекладывают асфальтовое покрытие и в некоторых местах меняют конфигурацию проезжей части.

В этом месте убрали локальное уширение для поворота направо
Ездить по Комсомольскому проспекту в эти дни нужно аккуратно: встречают вот такие сюрпризы
Трактор разравнивает газон
Верхний слой старого асфальта срезали и сверху положили новый. Капитальный ремонт всего проспекта не планируется
Везде идёт перекладка бордюрного камня, что видно по выкрошенному асфальту

Другие изменения проспекта анонсировал ранее вице-мэр Максим Куляшов: здесь появится велосипедная дорожка, подвесные светофоры (для лучшей видимости) и разделительная полоса с зелёными насаждениями на участке напротив «Теоремы» — эти работы пока не начались. Капитальный ремонт проспекта сделают в одном месте: на перекрёстке с улицей 40 лет Победы, где уже несколько лет «плывет» основание дороги, что приводит к образованию пучин. Основные работы планируется завершить до 20 августа 2021 года.

Комсомольский проспект остаётся улицей стихийных киосков

Ещё одна проблема Комсомольского проспекта — изобилие киосков. Месяц назад во время рейда наши журналисты насчитали их более 300. Чуть позже глава города Наталья Котова пригрозила предпринимателям, которые не желают оформлять киоски в соответствии с дизайн-кодом.

4 комментария

  1. Вадим Ледков

    Все цивилизованные города давно уничтожили киоски. И только Челябинск ждет, что их оформят «в соответствии с дизайн-кодом».
    Ну а материки безопасности вообще без комментариев…Разве что еще один киоск поставить, желательно с микрозаймом до зарплаты. Чтоб пока зеленый сигнал светофора ждешь, можно было немного денег одолжить.

  2. Антон Л.

    Бля, ну почему же они такие тупые, а?:))) Ну почеммуууууууу. Столько баблища тратят, пусть воруют половину, но на остальную-то половину почему надо делать очередную жопу, а? Так, кажется ответ в вопросе — половину украли, на остальную половину нормально не сделать. Живое доказательство того, что быть богатым, не значит быть умным:)
    Один плюс — многие из тех, кого раздражают самокаты, будут теперь еще больше мучаться в пробках, переключат свою агрессию на тех, кто едет справа, а потом встраивается))

Добавить комментарий