Эвакуация самокатов? Что-то новенькое

В выходные самокаты Urent, оставленные на тротуарах, массово вывозили на «штрафняк»

ГИБДД Челябинска начала массово увозить на штрафстянку самокаты, оставленные с нарушениями на дороге. В зачет идет не только стоянка под запрещающими знаками, но и, например, парковка на тротуарах, где самокаты в основном и используются. В присланных Госавтоинпекцией материалах фигурирует техника лишь одной шеринговой компании — Urent. А ранее против Urent высказался один из транспортных чиновников Челябинска, за что получил нагоняй от Федеральной антимонопольной службы. Законна ли эвакуация самокатов и почему столько внимание уделяется одной из двух прокатных фирм?

Представитель ГИБДД Челябинска Сергей Луценко так объяснил ситуацию:

— ГИБДД города усиливает контроль за самокатами, которые припаркованы на тротуарах и иных местах с нарушением правил остановки и стоянки транспортных средств. Такой транспорт задерживается и эвакуируется на специализированную стоянку.

Он подчеркнул, что речь идёт об электросамокатах мощностью более 250 Вт или максимальной скоростью более 50 км/час, которые, согласно ПДД, относятся к механическим транспортным средствам, конкретнее — мопедам. Мопедам запрещено двигаться по тротуарам, а для управления ими нужны права категории «М».

Однобокость подхода в пресс-службе ГИБДД города объяснили тем, что самокаты второго сервиса, Whoosh, имеют мощность менее 250 Вт, тогда как самокаты Urent попадают под критерии механического транспорта. Правда, в самой прокатной компании нам сказали, что используют самокаты Ninebot9 ES4, дефорсированные до 240 Вт, хотя мощность оригинальной модели составляет 300 Вт.

С точки зрения загромождения тротуаров самокаты Whoosh не отличаются от Urent, но их пока не трогают, ссылаясь на меньшую мощность

Проблема классификации самокатов остро встала этим летом, и мы уже рассказывали, что у ГИБДД и судов пока нет единой позиции относительно того, считать ли их моторизованным транспортом или приравнивать их пользователей к пешеходам. Но участились инциденты, когда самокатчика приравнивают к водителю со всеми вытекающими последствиями.

Член общественного совета при ГУ МВД России по Москве Антон Шапарин считает, что судить о законности эвакуации самокатов на штрафстоянку пока очень сложно:

— Нет точно прописанной нормы, которая сказал бы, электросамокат — это мопед или это иной транспорт, — объясняет он. — Нужен закон, а закона нет. ГИБДД пытается бороться за безопасность, эвакуируя самокаты, и в данном случае действует отчасти «по понятиям», но, я считаю, делает нужное дело, потому что самокаты, конечно, нужно приравнивать к мопедам, которыми они, по сути, и являются.

При этом эксперт отмечает, что проблема электросамокатов известна много лет, но с места не двигается:

— Законодательство не принято, потому что Минтранс давно и безрезультатно ведет разъяснительную работу и разные исследования, чтобы понять, какие требования нужно принять, — говорит Антон Шапарин. — Когда они в прошлый раз написали проект нормативного акта, они в одну категории СИМов (средств индивидуальной мобильности) объединили самокаты, которые могут ехать 80 км/час, и роликовые коньки. Этот проект разгромили, и с тех пор ничего не изменилось.

Эксперт считает, что для решения проблемы нужно признать самокаты мощностью более 250 Вт мопедами, что автоматически запретит их использование на тротуарах.

— А менее мощные модели следует отнести, условно, к средствам развлечения и запретить им выезд на дороги, включая, тротуары, оставив возможность ездить в парках или частных приусадебных участках, — подытоживает Антон Шапарин.

Единства мнений в этом вопросе нет, например, координатор движения «Синие ведёрки» Дмитрий Зворыкин считает, что электросамокаты нужно уравнять в правах с велосипедами:

— Как и велосипедисты, самокатчики должны двигаться преимущественно по проезжим частям, может быть, нужно контролировать их скорость. Сейчас они пользуются тротуарами для собственной безопасности, но тем самым они крадут безопасное пространство у пешеходов, — уверен он.

Но велосипедам при определенных условиях разрешен выезд на тротуары, поэтому эвакуация с пешеходной зоны запаркованного велосипеда не допускается.

В городе участились проверки водителей самокатов. В некоторых случаях на них нужны права (при мощности более 250 Вт)

В минувшие выходные ГИБДД оштрафовало 19 водителей электросамокатов, при этом троих — за отсутствие удостоверения, а еще троих — за отказ от медосвидетельствования на состояние опьянения. Наказание за это сурово.

Руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов вообще считает, что приравнивание электросамокатов к мопедам — это нонсенс.

— Даже ребенок понимает, что самокат и мопед — это разные вещи, — рассуждает он. — Минтранс предлагал разумные поправки к ПДД, которые вводили понятие средств индивидуальной мобильности, но проблема в том, что сейчас для ПДД действует так называемая «регуляторная гильотина», то есть их нельзя менять фрагментами, а только путем принятия нового документа.

Поэтому, говорит эксперт, вопрос о юридическом статусе самокатов висит в воздухе. И это в числе прочего приводит к другой «гильотине», когда самокаты одного прокатчика увозят на штрафстоянку, а самокаты другого, занимающие столько же места, не трогают.

Особое внимание к сервису Urent проявляют и местные власти, например, заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров написал в своем телеграм-канале:

— Они (Urent) не очень правильно зашли в город. Если Whoosh выступал на инвестсовете несколько раз, со всеми всё согласовал, подписал соглашение о сотрудничестве, то Urent влез самовольно, договорившись на мелком уровне с кем-то в районе.

Федеральная антимонопольная служба вынесла чиновнику предупреждение, указав:

— Публичные высказывания о потенциальной невозможности выхода на рынок шеринга электросамокатов без согласований с органами власти Челябинской области могут привести к созданию дискриминационных условий на рынке и изменению намерений потенциальных игроков оказывать подобные услуги.

3 комментария

  1. Как раз вчера видела самокат, брошенный на остановке прямо в том месте, где садятся пешеходы. И любой крупногабаритный транспорт типа тралика или автобуса, как бы ни останавливался, все равно этот самокат избежать не может. Точнее, не могут избежать люди, выходящие из транспорта или садящиеся в него.
    Я бы эти штрафы списывала бы с карт людей, которые оставили самокаты в таком месте.

    • ЯРиК

      Тут тогда нужна будет очень четкая и точная локализация до сантиметров в плане окончательной постановки на стоянку, а то конкуренты, или просто «подставлялы» так просто будут перекатывать чтобы просто насрать

  2. Антон Л.

    «Они (Urent) не очень правильно зашли в город. Если Whoosh выступал на инвестсовете несколько раз, со всеми всё согласовал, подписал соглашение о сотрудничестве, то Urent влез самовольно, договорившись на мелком уровне с кем-то в районе» — это он имел в виду, что не занесли кому надо? Ну да, не по понятиям, чего уж.

Добавить комментарий