Что я думаю про отмену техосмотра

Журналист нашей сети Дмитрий Косенко попытался пройти техосмотр весной этого года, но кое-что пошло не так

Ситуацию с техосмотром иначе как театром абсурда не назовёшь. Десять лет система находилась в коме и ликвидировать её можно было… просто ничего не делая. И тут с большой помпой началась большая реформа техосмотра, которая уже дала первые плоды. Но не успела плоды окрепнуть, власти озаботились вдруг необходимостью снова отменить техосмотр. И выбрали удачный момент, точнее, удачный для себя: аккурат перед выборами, но уже после того, как пункты техосмотра (ПТО) начали инвестировать деньги в новое оборудование.

С техосмотром связано сразу две новости, и обе наверняка вас обрадуют. Совершенно неожиданно в ходе обсуждения рутинного законопроекта о допуске иностранных страховщиков на российский рынок появился пункт, разрешающий покупать полис ОСАГО без техосмотра (то есть без действующей диагностической карты). Законопроект принят во втором чтении, а третье и окончательное с большой вероятностью пройдёт уже 15 июня. До сих пор единственным мотивом для прохождения техосмотра была как раз невозможность оформить ОСАГО.

Новые правила, в случае принятия, заработают с 22 августа. А значит, и реформа техосмотра, частично сдвинутая на октябрь, остаётся без главного рычага. То есть если вам потребуется купить полис ОСАГО осенью-зимой 2021/2022 года, вы просто идёте и покупаете полис. Штраф за отсутствие техосмотра появится лишь в марте 2022 года, правда, ядрёный. Он составит сразу 2000 рублей, а фиксировать нарушение будут камеры, причём допускается ежесуточное начисление штрафа. Фактически, принятые на днях поправки разумны, потому что связка техосмотра и ОСАГО изначально была нелепой.

Но тут МВД выступает с инициативой сделать добровольным техосмотр для частных автомобилей, оставив процедуру обязательной только для пассажирского транспорта и коммерческой техники. Проще говоря, техосмотр в классическом смысле предложено отменить. Ведомство уже готовит изменения в законы «О техосмотре» и «Об безопасности дорожного движения», которые представит правительству.

Дело даже не в том, нужен ли нам техосмотр. Но почему именно сейчас? Ведь до минувшей зимы техосмотр и так был в глубокой летаргии, и 80% автомобилистов оформляли его по телефону (за 1000-2000 рублей), а совсем уж упёртые правдорубы и крохоборы, в том числе я, приезжали на пункты, чтобы оформить всё за 700 рублей и две минуты. Эксперт-техник даже не выходил из своего «аквариума»: его интересовал пробег машины, марка шин, а наличие трещин на лобовом стекле он проверял лишь вербально. Да, кто-то считал, что техосмотр нужен, но по факту реформа бывшего премьера Дмитрия Медведева в 2011 году развалила систему настолько, что оставался один шаг до светлой мысли прекратить уже этот фарс…

Техосмотр я проходил в январе этого года, и опять по системе «всё выключено»: протянул в окошко документы, оплатил в банкомате 700 рублей, забрал документы

Но власти для чего-то подготовили десятки изменений в самые разные законы и кодексы, фактически вернув процедуру из небытия. Обязательной стала фотофиксация техосмотра и времени, проведённого на пункте, а тем, кто по-прежнему ищет лазейки, грозит аннулирование диагностической карты — прецедентов уже сотни.

Медведевская реформа настолько обескровила сами пункты техосмотра, что для реинкарнации системы потребовалось их почти полное переоснащение. Требования к ним возросли, цены остаются низкими, «поголовье» ПТО сократилось, в результате, возник риск возвращения эпических очередей. Например, только весной, пока реформа разгонялось, на ПТО по всей России обратилось 2,6 млн автомобилистов, а среднее значение для будних дней — по 50 тысяч и выше. В следующем году, когда перестанет действовать «мишустинская отсрочка» и появится крупный штраф, ситуация усугубится ещё сильнее, так что в марте возможен полный коллапс. Чтобы этого не допустить, бизнес взялся инвестировать в ПТО, естественно, не бескорыстно, а с прицелом на будущие доходы от потока клиентов и увеличенную стоимость техосмотра (обсуждения этого вопроса идут).

И тут словно из ниоткуда возникает идея отменить техосмотр вообще. И в чём тут логика? Что мешало сделать это прошлой осенью или пять лет назад. Техосмотр уже много лет как превратился в одну из самых бессмысленных форм поборов.

Зато теперь, когда вроде бы реформа техосмотра встала на рельсы, только ленивый не хлопает крылья. Скажем, почта у меня завалена «письмами счастья» от «Справедливой России», где её лидер Сергей Миронов, реагируя на инициативу МВД, с глубоким удовлетворением отмечает, что «здравый смысл возобладал». Так и хочется спросить: чего же он возобладал именно в канун выборов? В момент, когда сделана масса вполне целесообразных шагов для реанимации живого трупа под названием техосмотр? Как по мне, это и цинично, и в каком-то смысле подло: после драки ведь кулаками не машут. Ну, не успели и не смогли вы отменить техосмотр, когда он был ярмом на шее, так уж и признайте поражение.

Нужен ли России техосмотр для легковушек? У меня двоякое отношение. Во всём мире система обязательного техосмотра есть, и на слуху, например, немецкие рейтинги TUV — они как раз отражают процент машин, проходящих техосмотр в Германии с первого раза.

Да, автомобилисты вроде бы себе не враги, и должны сами заботиться о работоспособности тормозов и рулевого управления. Но если абсолютизировать эту логику, получается, что они тогда не должны ездить со скоростью 150 км/час, носиться на красный свет и садиться за руль пьяными. Давайте тогда вообще отменим все формы контроля: у нас же все сознательные.

Я понимаю, что в российских реалиях техосмотр может выродиться в очередной бюрократический лабиринт, и соотношение его пользы к количеству нервов и денег станет опять ниже плинтуса. Поэтому если бы прошлой осенью власти приняли уже решение о его отмене, я бы, пожалуй, не стал возражать: умерла, так умерла. Но сейчас подобные инициативы вызывают у меня только раздражение.

10 Comments

  1. глядя на события что связаны с ТО, я чувствую себя как молодой и неопытный что сел играть с матерым шулером.
    кручу — верчу — передвигаю — отодвигаю — отменяю — ввожу…
    сука, да как же заебали то эти тупорылые органы, которые как стадо сбежавших недоумков, решили поиграть в «государство», на ходу меняя «правил игры»

  2. Артём, Техосмотр уберут из ОСАГО, потому что на рынок пришел тот под кого ломали всю систему с 2014 года, тот под кого всю площадку страхования и расчищали. Думая сами догадаетесь про кого идёт речь, им буквально на прошлой неделе дали добро на ОСАГО.
    А все остальное останется, как сейчас.

    1. Ой, опять загадки-загадки))) Мне чет лень голову ломать. Что бы они там не придумали, ни хрена не сработало.

      1. Блин, написал вчера комент, а он из за отсутствия тырнета слетел.
        Думать и ломать голову иногда полезно. Но лень, движитель прогресса.
        Сбербанк страхование, на прошлой неделе получило разрешение на ОСАГУ, у меня фсё.
        Тоже устал, как и все на этом ресурсе. Более не буду умничать, на экспертные темы, завязывать с этим надо..

      2. Да не обижайся, я же без негатива спрашивал) Теперь ясно, в каком направлении если что искать)))

  3. Артем, подскажи пожалуйста, а если вот сейчас надо делать техосмотр и осаго, буквально через две недели, какие правила действуют? техосмотр проходить по-новому, и для осаго он все еще нужен, так я понимаю?

    1. Да, пока нужен, там же с 22 августа изменения. Проходить по-новому, но процедура, в принципе, не менялась. «Новизна» техосмотра лишь в более жестком контроле его прохождения, а там тот же перечень пунктов.

    2. Самое главное понять, что что бы то ни было, во первых, если не будет штрафа,то однозначно к автомобилям без тех осмотра будет регресс, и это что процентно.

      1. Но ведь регресс только для ДТП, где в качестве причины — техническая неисправность? А сколько таких ДТП зафиксировано по уму?

Добавить комментарий для ЧебурашкаОтменить ответ