Косо, спорно, без проекта: промежуточные итоги ремонта Комсы

Ремонт Комсомольского проспекта продолжался все последние дни, хотя еще в начале июня глава города Наталья Котова потребовала остановить работы до получения рецензии независимого эксперта. Сейчас заключение готово, но ясности всё равно нет: ни журналистам, ни публике его не показывают, равно как до сих пор нет проекта, который позволял бы судить о замысле дорожников. На днях к процессу подключалась прокуратура Челябинска. Мы побывали на обновленной Комсе, сняли узкие места с квадрокоптера и собрали все последние новости по теме.

«КОСОмольский» проспект

Вблизи пересечения проспекта с улицей Молодогвардейцев нанесли временную оранжевую разметку, которая позволяет косвенно судить об организации движения. И вопросов всё равно много: например, для огибания широких островков полосы пришлось рисовать по диагонали — любимая практика челябинских дорожников. Чаще всего подобное происходит из-за несогласованного расширения проезжих частей, когда полосы перестают стыковаться друг с другом в естественной манере, по прямой. С подобной схемой челябинцы мучаются, например, на пересечении улиц Кашириных и Косарева.

Снимок сделан с островка: хорошо видно, как сильно отклоняется разметка, чтобы поток не уперся в препятствие
Вид вдоль Комсомольского проспекта в направлении центра. Красными линиями мы продолжили третью полосу, которая упирается в островок. Чтобы этого не допустить, полосы скосили вправо
Перед перекрестком пять автомобильных полос, но знаков движения по полосам четыре. В результате часть машин едет по четвёртой полосе прямо в островок. По замыслу полоса отведена для левого поворота, как и соседняя с ней пятая
Водитель обведенной машины не понимает, как ему проехать: он собирался прямо, но увидел перед собой островок и просится в соседний ряд
Вид с того же перекрестка в другую сторону. Широкие островки потребовали рисовать внушительную разделительную полосу, да еще и затейливой формы

Такая схема неудобна для автомобилистов, потому что требует отклонения от интуитивного направления движения. В дни, когда линий не видно, начинаются конфликты, потому что одни знают о косой разметке, а другие едут интуитивно, то есть параллельно краю проезжей части. Проблема усугубляется наличием островков, в которые будет упираться поток в отсутствие разметки.

По краю обновлённой Комсы идёт велодорожка, но уже сейчас видно, что проехать по ней будет невозможно: машины используют её для парковки и проезда. Вопрос решается камерами и штрафами, но такой привилегии нет даже у выделенных полос для автобусов
Используют ли громадные островки пешеходы? Да, бывает. Но, по нашим наблюдениям, случаи единичные, а для эффективного использования островков нужно разрывать фазу перехода (мы объясняли, что это значит) и ставить дополнительные светофоры в центре дороги
В 8:00 утра со стороны Северо-Запада стоит пробка, но в летнюю пору не слишком эпичная

Узкие места усугубили остановками

В середине июня на проспекте провели частичную работу над ошибками. Показательно, что сама мэрия ее не афишировала, и подрядчик попытался сделать всё без лишнего шума в пятницу вечером. В результате ширину проезжей части в узких местах в районе улиц Чайковского и Молодогвардейцев довели до 10 метров. Этого достаточно, чтобы разметить по три полосы шириной 3,25 метра, что по челябинским меркам считается довольно скромным: на многих магистралях полосы имеют ширину 3,75 метра и больше (до 5–6 метров).

Своеобразная культура вождения в Челябинске делает три узкие полосы не слишком эффективным решением: когда подъезжает маршрутный транспорт (а он идет регулярно), автомобилисты предпочитают ехать в один ряд — бок о бок в таких протоках попросту дискомфортно

В теории трех полос могло быть достаточно, но проблема в том, что крайнюю должны отдать общественному транспорту. Кроме того, выезды из остановочных карманов сделаны так, что большинство маршруток и автобусов не может вырулить из них без выезда во вторую полосу, в результате для автомобилей остается лишь одна полоса. Сейчас особенных пробок здесь не наблюдается (как и в городе вообще), но жители Северо-Запада задаются вопросом, что будет осенью и зимой. Тем более вдоль правой обочины, как обычно, ляжет снежный бруствер.

Разметку нарисовали так, что ПАЗы и большие автобусы не могут вписаться в излом правой полосы, выезжая на соседнюю
В районе остановок маршрутный транспорт перекрывает по две полосы, споря за место у бордюра

Рецензию на проект хранят в секрете

После возвращения из Дубая мэр Наталья Котова потребовала не только остановить работы на Комсомольском проспекте (подрядчик это «пожелание» игнорировал), но и провести независимую оценку проекта. Рецензирование поручили профессору кафедры «автомобильный транспорт» ЮУрГУ Владимиру Городокину, который ответил на ряд наших вопросов. Однако предоставить нам полную рецензию он отказался, что справедливо, поскольку заказчиком работ была мэрия. Мы обратились в администрацию города еще на прошлой неделе, но нам ответили, что предоставить текст рецензии оперативно не смогут и вопрос будет решаться на аппаратном совещании в понедельник, 21 июня. Но и в понедельник журналисты не увидели ни текст заключения эксперта, ни сам проект ремонта Комсомольского проспекта, который по-прежнему остается тайной за семью печатями (если он вообще существует).

Всё это странно, потому что рецензия делалась в интересах горожан, а не только на правах внутренней проверки. Сам Владимир Городокин лишь пояснил, что к проекту есть ряд замечаний, которые он указал в рецензии. При этом вице-мэр по дорожному хозяйству и транспорту Максим Куляшов заявил, что эксперт поддержал все технические решения.

Островки оснастили знаками и они стали заметнее. Но многих интересует вопрос: если уж декларируется безопасность пешеходов, то спасёт ли такой островок группу людей от шального «летчика», вроде того, что спровоцировал крупное ДТП в Ленинском районе?

Что ищет прокуратура

Контрактом на Комсомольском проспекте заинтересовалась прокуратура: в ведомстве нам пояснили, что проверят работы на соответствие законодательству. В числе прочего предстоит выяснить, является ли «апгрейд» проспекта ремонтом или всё же реконструкцией. Разница принципиальная: ремонт улицы (проспекта) не предполагает глобального изменения схемы движения, тогда как на проспекте мы наблюдаем весьма радикальное переформатирование. В чем смысл маскировать реконструкцию под ремонт? Например, его проще оформить, и, возможно, этим объясняется отсутствие полноценного проекта в документации на конкурс стоимостью 188 млн рублей (начальная — 210 млн рублей).

Пока на Комсомольском царит легкий хаос, но пробки терпимые. Что будет осенью?

Почему не будет озелененной разделительной полосы

Островки безопасности шириной по семь метров вызывают у читателей 74.RU вопросы: не проще ли пустить по всей длине Комсомольского проспекта красивую разделительную полосу, тем более что она уже была здесь в 1970-х?

Посмотрите, как здорово смотрелся проспект лет сорок назад. И, кажется, вполне безопасно для всех участников движения

Нынешний проект, по словам Максима Куляшова, получит озелененную разделительную полосу лишь на коротком участке напротив «Теоремы» (между Солнечной и Ворошилова), а протянуть ее дальше мешают подземные коммуникации.

Мы попросили технического специалиста Дмитрия Непомощева верифицировать этот довод. Эксперт сказал, что Челябинск, который застраивался сравнительно недавно (по меркам старинных городов), действительно имеет много коммуникаций, проложенных под дорогами.

— При этом узнать их точное расположение нельзя, эти данные не публикуются в открытом доступе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Но в целом понятно, что под Комсомольским проспектом действительно проходят как минимум магистральные коммуникации теплоснабжения, — объясняет Дмитрий Непомощев.

Невозможность превратить островки в полноценную озелененную полосу объясняют наличием подземных коммуникаций

Но эксперт не считает наличие коммуникаций препятствием для строительства зеленых зон на поверхности.

— Во-первых, давайте вспомним, как часто прорыв коммуникаций именно на Комсомольском проспекте требовал разрывать его и устранять какие-то проблемы под землей, — продолжает специалист. — Во-вторых, в других городах, например в Москве или Екатеринбурге, озелененные зоны строят поверх коммуникаций, и в этом нет никаких проблем, кроме одной: это дороже. Я думаю, проблема связана не с технической невозможностью, а со стремлением властей сэкономить на проекте, потому что строительство и особенно содержание зеленой зоны такого типа — это недешевое удовольствие. Что касается ремонтов, можно, например, высадить деревья в переносных кадках, и они будут мобильны на случай форс-мажора.

Вместо проспекта равномерной ширины и с прямолинейным движением мэрия превращает его в лабиринт из смещенных островков и хитро гнутой разметки

Дмитрий Непомощев также считает, что можно было рассмотреть альтернативные решения, например, в центре Комсомольского проспекта сделать многострадальные парковки, реконструкция которых также вызвала негатив жителей, а зеленые зоны и велодорожки переместить к тротуарам (жилым домам).

Въезд на одну из реконструированных парковок — узкий и под неудобным углом

Добавить комментарий