Отсудил два УАЗика

Копейский городской суд встал на сторону владельца ломучего «УАЗ-Патриот» Дмитрия, обязав «Ульяновский автомобильный завод» выплатить ему более 1,6 миллиона рублей — почти вдвое больше покупной цены внедорожника в 2018 году. К слову, самого Дмитрия я знаю давно, причём как истового фаната марки, который всегда прощал ей мелкие косяки и искал им оправдания. Но, похоже, тут парня достали.

«Патриот» новый, но двухлетний

За эти годы Дмитрий сменил уже несколько таких машин и посвятил им свой видеоблог. И вот в 2018 году он очередной новый «Патриот» в компании «УАЗ-Автотехобслуживание» (улица Косарева, 6).

— На тот момент «Патриот» в нужной мне комплектации стоил 998 тысяч рублей, но мне предложили машину без пробега, выпущенную в 2016 году со скидкой 100 тысяч рублей, то есть за 898 тысяч, — рассказывает он. — По словам менеджера, машина просто стояла два года на складе, то есть я вроде как был ее первым владельцем.

Какой именно пробег у автомобиля, достоверно неизвестно

Позже у Дмитрия появились сомнения насчет новизны автомобиля:

— Сразу я не обратил внимания, но потом заметил, что сильно зашоркан руль, на крыше салона глина, перекошена передняя панель моторного отсека (телевизор), а к пробегу 5 тысяч километров вылетел синхронизатор второй передачи: он тупо сгорел, а сама шестерня оказалась черной, — вспоминает автомобилист. — Это было похоже на следствие жесткой эксплуатации, которой я на тот момент машину не подвергал.

Вопрос о том, был ли автомобиль новым или подержанным, судом не рассматривался, поэтому установить его реальное состояние на тот момент сложно. Представители дилера, «УАЗ-Автотехобслуживание», настаивают, что машины была без пробега. Это же следует из договора купли-продажи и гарантийной книжки, в которой указано, что трехлетняя гарантия на автомобиль отсчитывается с даты продажи — 7 июня 2018 года.

Кто продал автомобиль

В пресс-службе «Ульяновского автомобильного завода» нам прояснили судьбу машины. Изначально, в 2016 году, завод реализовал этот «Патриот» официальному дилерскому центру, точнее ООО «Конти Урал», которое продавало внедорожники в салоне, брендированном как «УАЗ-Автотехобслуживание» — он хорошо известен челябинским любителям марки. Один из его директоров, Евгений Шаталов, является известным автопутешественником и популяризатором марки УАЗ.

Но затем, по информации завода, ООО «Конти Урал» продало автомобиль ООО «Автотур», которое никогда не являлся официальным дилером УАЗа. Эта компания заключила договор с владельцем, Дмитрием, то есть по факту автомобиль он купил у посредника. Согласно данным системы «Контур.Фокус», учредителем ООО «Автотур» является Андрей Шабалин, а в настоящее время общество ликвидировано.

Формально машину продало общество с ограниченной ответственностью, которое не является официальным дилером марки

Представитель «УАЗ-Автотехобслуживание» объяснил, что продажа автомобиля через посредника является нормальной практикой: фирма «Конти Урал» работает лишь с юридическими лицами, а для расчетов с клиентами используются дополнительные общества с ограниченной ответственностью.

Впрочем, «исчезновение» продавца в каком-то смысле оказалось на руку дилеру. Когда конфликт обострился, выяснилось, что предъявить претензии салону невозможно. Юрист Наталья Усова, представлявшая интересы Дмитрия, рассказала, что именно поэтому судиться пришлось с производителем, ООО «Ульяновский автомобильный завод» — ООО «Автотур» в тот момент уже было в стадии ликвидации.

«Патриот» зациклило на поломках

Впервые Дмитрий обратился в дилерский центр с жалобами на поломки полгода спустя покупки, но вскоре эта практика стала регулярной. УАЗ ломался будто по графику, и, по словам автовладельца, за два года возникло около 30 неисправностей.

— Обычно клиенты судятся с дилерскими центрами из-за одной-двух поломок, а Дмитрий пришел ко мне с целой пачкой заказ-нарядов, — добавляет Наталья Усова.

Автомобилю заменили мультимедийную систему, бензонасос, один из подшипников, ступицу колеса, синхронизатор, радиатор (дважды), парктроник и камеру заднего вида, карданные валы заднего, а позже переднего моста, шарнир поворотного кулака, переднюю двери, фары (дважды)… При этом Дмитрий продолжал жаловаться на биение, стук в коробке передач и скрипы на торможении, вероятно, из-за поломки карданного вала. Но в очередном ремонте дилер отказал.

Наталья Усова рассказывает, что после этого Дмитрий обратился к ней:

— Поводом стала очередная проблема с машиной, и если многочисленные предыдущие неисправности устранялись бесплатно, то повторную поломку карданного вала сервис устранять отказался, сославшись на окончание гарантийного срока, — говорит юрист. — Разумные ссылки собственника на то, что данный узел уже менялся по гарантии недавно, не помогли: в гарантийном ремонте отказали.

За пару лет УАЗ сломался три десятка раз

Дмитрий пытался решить вопрос в досудебном порядке, направив претензию производителю (продавец, ООО «Автотур», к тому моменту ликвидировался). На заводе нам подтвердили получение такой жалобы:

— ООО «УАЗ» была рассмотрена претензия потребителя, по предоставленным материалам оснований для удовлетворения требований установлено не было, — сообщили в пресс-службе предприятия.

Тогда Дмитрий обратился в суд, который назначил товароведческую экспертизу, подтвердившую множественные производственные дефекты.

— Ключевым моментом является не только наличие большого количества неисправностей, но их повторяющийся характер, а также отказ дилера устранять их после повторного возникновения, — уточняет Наталья Усова.

В решении суда разъясняется, что расторжение договора купли-продажи стало возможным, потому что у автомобиля обнаружился не только существенный, но и неустранимый недостаток — данное условие фигурирует в пункте 5 статьи 19 закона «О защите прав потребителей». Кроме того, повторные дефекты сделали невозможным использовать машину в течение 30 дней в каждый год эксплуатации.

Откуда взялась «двойная компенсация»

При цене «Патриота» 898 тысяч рублей суд обязал автозавод выплатить Дмитрию более 1,6 миллиона. Сумма выросла по ряду причин. Так, за отправную точку суд принял стоимость аналогичного «УАЗ-Патриот» на момент тяжбы, то есть почти 1,3 миллиона рублей. Кроме того, с завода взыскали стоимость дополнительного оборудования (50 тысяч рублей) и технического обслуживания машины у дилера (58 тысяч). Наконец, суд назначил штраф в пользу клиента в 200 тысяч рублей за отказ выполнить требования добровольно. Что интересно, заводу грозили санкции до 634 тысяч рублей (рассчитывается по формуле), но суд уменьшил сумму до упомянутых 200 тысяч, поскольку клиент продолжал пользоваться автомобилем, а дилер всё же проводил многократный гарантийный ремонт машины, то есть не уклонялся от ответственности полностью. Завод также обязали выплатить компенсацию морального вреда 5 тысяч рублей, 50 тысяч рублей неустойки и еще ряд мелких расходов (эксперт, юридический представитель и так далее). Общая сумма составила 1,612 миллиона рублей.

— Если бы завод внимательно отнесся к досудебной претензии, то сопутствующих штрафов можно было избежать, — заключает Наталья Усова.

В пресс-службе «Ульяновского автомобильного завода» нам ответили, что обжаловать это решение не планируют. По словам Дмитрия, предприятие с ним уже рассчиталось, и он купил себе Lada Vesta Cross. Об УАЗе он всё равно подумывает, но, возможно, уже подержанном — исключительно для бездорожья.

Представители дилера считают, что машину эксплуатировали слишком жестко

В дилерском центре «УАЗ-Автотехобслуживание» решение суда не комментируют. Представители организации были приглашены на заседание суда в качестве третьей стороны, но не увидели необходимости присутствовать, поскольку иск был адресован производителю. При этом в компании считают, что доля вины за поломки лежит на самом Дмитрии, который недостаточно хорошо обслуживал автомобиль после жесткой эксплуатации, что, впрочем, не подтверждается документами.

6 Comments

  1. *-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ-* (зачеркнуто) Изготовитель и более ни как. Порой, на этом ловят дилеры. А судью кипятком ссуться ( особенно когда это звучит из уст юриста.

      1. Если по ЗоЗПП, то, термин «производитель» отсутствует. По факту, замена понятий, только указывает на малограмотность специалиста решалы. Но и при подписании ряда документов, от лица изготовителя по доверенности, может сыграть злую шутку с истцом, ибо доёб до запятых, а тут слово, которое вообще ни каким боком ни к ЗоЗПП ни к изготовителю отношения не имеет.

      2. В документах, кстати, изготовитель и есть, так что с решалой всё норм )

      3. Я не про конкретного решалу. Наталья, по общению, очень грамотный специалист. Это камень совсем не в ее огород. А, вот когда такими тезисами разбрасывается, что юрист, что специалист дилерского центра, стоит поднапрячься. Ибо, где то именно после этого слова начинается наедалово

Добавить комментарий для ЯРиКОтменить ответ