Почему кроссоверы такие страшные?

На заглавный снимок поставим Nissan Pathfinder, но это не значит, что проблема касается только его

В работе автожурналиста всегда наступает тот пикантный момент, когда представитель марки спрашивает, мол, как вам дизайн нашей новинки? И ты ищешь слова, чтобы не обидеть: ну, мол, ничего так, свеженько… А сам думаешь: что за винегрет, ей-богу…

Я питаю слабость к марке Citroen, в том числе благодаря её дизайнерам, но обновлённый кроссовер C3 Aircross смотрится так, словно две красивы машины надели одну на другую

Хуже всего дело обстоит с самым быстрорастущим классом — кроссоверами (также внедорожниками). Я не могу избавиться от чувства, будто четыре из пяти полноприводников выглядят или слишком громоздко, или пресыщено, или вычурно. Чаще всего проблема касается оформления их «фронтонов», на которые дизайнеры громоздят надгробия радиаторных решёток, кратеры противотуманок, хитрогнутые улыбки и замороченную оптику, от одного взгляда на которую начинается морская болезнь. Кроссоверы всё больше напоминают хищных насекомых или огромных рыб с раззявленными пастями. Чтобы никого не обидеть, привожу в пример разные марки: как видите, проблема универсальная и смахивает на всемирный заговор. Что отчасти верно.

Toyota 4Runner напоминает мне дружеский шарж на саму себя
Популярная в России Toyota RAV4 — для чего ей этот «двойной подбородок»?
Hyundai Palisade: меня лично напрягает эта китовья брутальность
BMW X7 ознаменовал переход марки на переразмеренные «ноздри», что оценили далеко не все поколонники марки
Отвлекаясь от темы кроссоверов — на BMW 7 серии они смотрятся ещё страннее
Volkswagen Touareg довольно стильный, но его передок кажется чрезмерно усложнённым
Концепт-кар Audi: выглядит экзотично и по своему привлекательно, но кажется, будто решётка радиатора съехала вниз
Mitsubishi Pajero Sport тоже имеет свой стиль, но любители принципа «гениальное — просто» всё равно разочарованы: больно много украшений
Окей, Great Wall иконой стиля не является, но всё же: для чего делать решётку такой несуразно большой?

Дело совсем не в слабых дизайнерах, и даже не в пандемии безвкусия. Нынешние автостилисты стали заложниками требований, которые предъявляют специалисты по безопасности. При чём здесь это?

Вы, вероятно, знаете, что во время краш-тестов помимо прочего оценивается безопасность при наезде на пешехода: для этого автомобиль обстреливают «расчленённым» манекеном, детали которого летят под определённым углами, имитируя контакт реального пешехода с машиной (иногда используют и полноценные манекены). Накопленный за 20 лет опыт таких тестов в 2012 году оформился в директиву Евросоюза ECE R127.00, которая определяет правила пешеходного краш-теста и обязывает производителей делать конструкцию передка по определённым лекалам.

На видео показано, как оценивают риск травмы головы пешехода. Капот должен проминаться, а до жестких элементов двигателя необходим зазор, иначе перегрузки будут слишком высокими

Выполнить «пешеходные» требования проще создателям низких машин: так, в рейтинге EuroNCAP в хорошистах по безопасности для пешеходов в основном легковые машины: Mazda MX-5, Volkswagen Arteon, Mercedes-Benz A-класса, BMW 4 серии, Honda Jazz и так далее. Это объяснимо: низкий уровень бампера и пологие лобовые стёкла при прочих равных смягчают урон пешеходам.

Toyota Hilux — нечастый пример высокого автомобиля с хорошим рейтингом безопасности пешеходов. Её «двуъярусный» передок и высокий капот — одна из причин

Куда сложнее разработчикам кроссоверов, бампера которых изначально выше, а лобовые стёкла установлены под более крутым углом. Безопасность пешехода зависит от десятков параметров, но целом правила такие: линию бампера лучше опустить, чтобы удар приходился не выше колена, а капот наоборот поднять. Капот — элемент деформируемый и хорошо поглощает энергию удара, что особенно важно для снижения травм головы, но для этого под ним должен быть зазор до жёстких деталей двигателя. В идеале — 10 сантиметров.

Вот пример автомобиля с низким передком и высоким рейтингом безопасности пешеходов — Citroen C6. Но чтобы добиться этого, пришлось ставить пиропатроны, которые поднимают капот при столкновении. Система использовалась ещё рядом производителей (например, Jaguar), но в массы не пошла — дорого
Передок обновлённого Mitsubishi L200 выглядит слегка карикатурным, но инженеры подняли линию капота на 40 мм и дизайнерам пришлось реагировать
Взгляните, насколько спокойнее L200 середины нулевых: он не красавец, но не так навязчив. Но есть нюанс: в те годы он был аутсайдером по безопасности для пешеходов, но через десять лет выбился в хорошисты, в том числе благодаря задиранию линии капота

В общем, дизайнеры зачастую ограничены «кирпичом» передка, размеры которого им задали специалисты по безопасности, и выбор небогат: использовать этот безразмерный фасад для придания автомобилю импозантности (Toyota Land Cruiser 300) или скрасить поверхность множеством мелких элементов (Citroen C3 Picasso). Вероятно, есть и масса других соображений, но общий тренд таков — передки кроссоверов становятся всё более массивными и потому вычурными. Что интересно, опасения на этот счёт высказывались ещё десять лет назад, когда пешеходная безопасность оформлялась в нормативы и правила.

При выходе нового Land Cuiser 300 в Toyota решили превратить лимон в лимонад и акцентировали массивный передок, придав машине ещё большую импозантность. Увидишь в зеркале заднего вида — решишь, что фура

Так что прежде чем закидывать очередной кроссовер тухлыми помидорами, вспомните, что несуразный дизайн его передка, возможно, спасёт кому-то жизнь.

10 Comments

  1. лично для меня вся ситуация с кроссами попахивает идиотизмом. машина с более высоким центром тяжести (а это негативно сказывается на ее устойчивости на дороге), что в итоге выливается в более зажатую подвеску, аэродинамикой кирпича (сказывающейся на выхлопе\экологии\расходе = стоимости содержания) + бонусом более уродским дизайном (ну хорошо это фломастер) и также более опасной для детей (которых за ними просто не видно) за большие деньги чем пузотерка того же класса = ну че логично, что такая классная тачка становится все популярнее у населения. Одни «плюсы»

    1. Вот лично для меня, приоритет вместительность (и салон и багажник) и высокий клиренс, все остальное как бы вторично. И пузотерку, я буду рассматривать только в период полной финансовой несостоятельности.

      1. Впервые слышу, что вместимость (салона и багажника) и большой просвет это прерогатива исключительно задранных хетчей 🙂
        не подскажете какими кроссами вы владели, чтобы ознакомится с указанными, вами, параметрами?

      2. Исключительно китайцами, Ховер Н5, Чери тигго 3, Чери тигго 5, Джили атлас, и даже чери индис (принимал достоточно). И все это еще с боксом на крыше, вообще супер.

      3. печатал, печатал цифры и все пропало. ладно фиг с ним
        как пример хотел бы указать дачию логан мцв как авто крупнее тигги 3 хотя Б класс
        нет никакого секрета полишинеля в универсале с приподнятой подвеской, но кроссы пользуются спросом потому что модно. модно всегда будет сильнее давить на мозг потребителя чем практично.
        уважуха производителям от меня. продавать тачку задороже чем ее пузотерный конкурент дорогово стоит.

        имхо конечно

        ЗЫ. если помните этой зимой юг челябинской перекрывали из-за снегопада. так я с утра повез работника домой через весь нечищенный город который замело и т.к. транспорт не работал, а улицы напоминали лабиринт. и ни че, наравне со мной ездили такие же пузотерки (правда машин было ну очень мало). ну пошеркал дном, на проходимости это никак не сказалось (тут важнее была ЕСП и резина позубастее) совершенно не заметил засилья кроссов в те дни xD (интересно почету?)

        Зато вот я никогда не забуду как из-за владельца высокого кросса пару зим назад высунувшегося со второстепенной на полкорпуса на мою дорогу и закрыв собой ребенка, что собрался переходит по пешеходному. хорошо я жопой (походу) почувствовал что то не то и снизил скорость а потому успел оттормозиться.

      4. Я не пытаюсь вам доказать превосходство кроссов над универсалами. Но к сожалению наши на сегодня из универсалов только французы ( но только в плане докера и дачии) и немного немцев ( но и эти типа кадди, и берлинги меня не вдохновляют), и то в тех беднейших комплектациях. которые нужны только для бизнеса, и не очень предназначены для комфорта. У брата Грант сциник, я от него тоже пищу, но на наш рынок он не поставлялся.
        Докеры, ларгусы, да соглашусь нормальные авто для повседневки, но не для длительных путешествий. И очень не хватает. того самого хоть и игрушечного но полного привода. И только мешалка ( меня это не расстраивает) но супруга привыкла к автомату, со всеми вытекающими. Для себя я бы рассмотрел такие варианты под жопу для работы. Но давайте будем честными, все таки их кроссовые версии назвать пузотреками уже не совсем правильно.
        Что касаемо проходимости авто. Зависит проходимость от прокладки между рулем и сидением. Помню смотрел кино (ДСП) про испытания ДТ-30, так там этот непотопляемый агрегат дали в эксплуатацию срочнику первогодке, он его утопил за пять минут, хотя коллеги профессионалы как только не пытались не могли этого сделать. Ни один снегопад в городе ни когда не был для меня помехой. ЗА исключением наверное снегопада в ноябре 1997, когда нам на военском урале завтрак после 14.00 в Кременкульские лагеря привезли. Ну да я тогда хоть и имел права, но не имел авто.
        Меня и не всякая грязь лесная на переднем приводе пугает.

      5. так я и не говорил что вы убеждаете меня в их превосходстве. просто где то глубоко (почти цэ) во мне зреет прям противное неприятие этого формфатора.
        ситуация с кроссами сейчас мне сильно напоминает ситуацию с айфонами когда они появились тока
        до них каких тока телефонов не было.

        я же в общем рассуждаю, что кроссы уничтожили авторынок и сейчас на выбор 100 сортов одинакового «кирпичного» гавнодизайна

      6. А на ваз 20140 я построил почти весь сад. перевозя на религах крыши по двести триста килограмм (объемного груза), при этом полном всяких прочих мелочей в салоне авто. Мне тогда стойки по кругу было проще поменять, чем за каждую доставку платить как за замену стоек в круг. А вот на 40 камри такого провернуть не получалось.

  2. Все таки большие ноздри и решетки это не дань моде, а немного инженерный подход. Двигатели все скромнее непережывают условий работы в режимах перегрева, и подвод охлаждающего воздуха как и отвод сегодня более важен, чем в 2000 годах и ранее. Тем более дополнительные нагрузки с приходом всяких вариаторов и прочих трансмиссий требующих дополнительного охлаждения. Где то на форумах читал об всех этих различных защитных сеточках и мелкоячеистых тюнинговых решетках. Там фактически при считке мултисканом, температуры ОЖ, повышение рабочей температуры составляло более 10 градусов ( и у многих были или возле, или уже в красной зоне), при этом датчики приборки говорили что все гуттт. А потом появляются вопросы что вроде как двигатель по показаниям приборки не грелся, а фактически перегрет особенно в местах наибольших нагрузок и наименьшего отвода тепла (типа самого дальнего цилиндра), и все начинают думать как же так то произошло. Так что с большими ноздрями приходится считаться как никогда.

    1. Помимо двигателей, мне кажется, ещё свою часть «не симпатиШного дизайна» превносят новомодные светодиодные фары. Раньше для хорошего света надо было помощнее лампу, побольше фару. А сейчас поставил светодиод 2*2 см и получился нормальный свет. Вот и выходят такие страшные морды с маленькими глазками…

Добавить комментарий для ЧебурашкаОтменить ответ