Сенаторы торопят техосмотр. Что вообще происходит?


Новости о техосмотре противоречат одна другой: так, МВД предложило сделать процедуру добровольной, но вскоре после этого Совет Федераций РФ направил в правительство предложения, существенно ускоряющие реформу. При этом реинкарнация системы техосмотра, несмотря на сообщения ряда СМИ, идёт полным ходом, хотя и с некоторыми оговорками. Чтобы вы не запутались окончательно, мы структурировали все новости и попросили экспертов ответить на наиболее частные вопросы, связанные с прохождение техосмотра в 2021 году.

Сенаторы форсируют реформу. Что это значит?

Главное предложение Совета Федераций РФ: ввести с 1 октября 2021 года штраф в 2000 рублей за езду без диагностической карты (то есть без техосмотра). Фиксировать нарушение смогут камеры фотовидеофиксации, а штраф может выписываться ежедневно. То есть геделя езды без карты потянет на 14 тысяч, месяц — на 60 тысяч рублей. Штраф оформляется после фиксации госномера движущегося автомобиля без актуального техосмотра (проверяется по базе ЕАИСТО).

Штраф в любом случае будет введён с 1 марта 2022 года, и сенаторы предлагают лишь перенести его на более ранний срок. Изначально фиксировать наличие техосмотра камерами планировали с марта 2021 года, но накануне большой реформы «камерный» проект поставили на годичную паузу.

Зачем понадобилось ускорять реформу?

Автоэксперт Юрий Панченко считает, что это связано с недавним решение отменить с 22 августа 2021 году привязку ОСАГО к техосмотру. До сих пор купить полис можно было, лишь предъявив диагностическую карту, но к концу лета техосмотр станет необязательным при обращении в страховую. Фактически, это лишает автомобилистов последнего стимула посещать пункты техосмотра, потому что отдельного наказания для автомобилистов-частников пока нет.

А разве техосмотр не отменён совсем?

Нет, все эксперты говорят, что техосмотр не только не отменён, но к этому даже нет предпосылок.

— В системе техосмотра ничего не меняется, — объясняет депутат государственной Думы Вячеслав Лысаков. — Кроме разговоров и идей, которые озвучивают ГАИ, в реальности ничего нет: никто не менял федеральное законодательство в этой части. Да, по СМИ прошла волна, что техосмотр отменён, но та идея, которую озвучили в ГИБДД, не имеет под собой никаких нормативно-правовых решений, как нет и правительственного законопроекта, внесённого в Думу.

Упомянутая волна пошла после июньских заявлений главы ГИБДД Михаила Черникова, который предложил сделать техосмотр личных автомобилей добровольным. Позже он дополнил инициативу идеей стимулировать автовладельцев с техосмотром сниженными тарифами ОСАГО и транспортным налогом. Однако законотворческих последствий у этих высказываний пока нет.

Директор федеральной сети станций техосмотра «ТОПСТО» Геннадий Безносов, глубоко погруженный в вопрос, объясняет:

— Многие СМИ исказили информацию, заявляя, что техосмотр якобы отменён, но по факту даже в МВД не говорят об этом. В ведомстве официально заявили, что вопрос не проработан даже после заявлений господина Черникова. На сайте МВД информация об инициативе имеется, значит, они вроде как не против, но мы не видим никакой активности в этом направлении. Скажем, 16 июня был круглый стол, посвящённый реформе техосмотра, где ни одно ведомство не высказалось за добровольный характер процедуры: ни МВД, ни Минстранс, ни Минпромторг, ни Минэкономразивития, ни Центробанк с РСА. Когда руководителю технадзора задали вопрос, поддерживает ли он предложение господина Черникова, тот ответил, что выработанной позиции по этому вопросу нет.

Большинство старых пунктов техосмотра находятся сейчас в плачевном состоянии: чтобы соответствовать новым правилам, нужны инвестиции

В настоящий момент предпосылок для перевода техосмотра в разряд добровольных процедур нет. Даже если инициатива главы ГИБДД будет воспринята серьёзно, потребуется время на изменение нормативных документов. При этом Вячеслав Лысаков считает идею главы ГИБДД по существу верной:

— Моя частная точка зрения: для частников можно отменить техосмотр, но одновременно предусмотреть пакетную ответственность, от административной до страховой, финансовой и уголовной, если в ДТП с данным транспортным средством кто-то пострадает. Собственник должен покрывать эти потери, потому что автомобиль — источник повышенной опасности, и за машиной нужно следить. Нужно каждые 10 тысяч км или раз в год проверять её состояние и не ждать, когда шаровая отвалится и машина уйдет в лоб на встречку.

Глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов считает отмену техосмотра необходимой, однако сомневается в её осуществимости.

— Лично у меня есть опасение, что чиновники правительства «замылят» отмену техосмотра, и после думских выборов спустят эту инициативу на тормозах, — предполагает он. — Мы не раз говорили о том, что техосмотр не имеет никакого отношения к проблемам безопасности дорожного движения. Ведь по статистике доля ДТП из-за технических неисправностей автотранспорта не превышает четырёх процентов. Все отлично знают, что система техосмотра никак не способствует предотвращению аварий на дорогах.

Несмотря на изрядное «лобби» за отмену техосмотра никаких подвижек в этой области нет, и мы исходим из того, что реформа идёт в плановом режиме.

Как проходит реформа техосмотра сейчас?

После десяти лет простоя, система техосмотра начала возвращаться к жизни с марта 2021 года, но реформа сразу пошла не по плану. Накануне её старта премьер-министр Михаил Мишустин ввёл ряд послаблений, которые были ошибочно интерпретированы как отмена реформы. Все послабления сводились лишь к тому, что автомобилям, чьи диагностические карты истекают до 1 октября, срок их действия продлевается на полгода.

Летом глава ГИБДД Михаил Черников предложил сделать техосмотр добровольным, а позже ОСАГО отвязали от техосмотра (актуально с 22 августа), что создало впечатление, будто реформа остановлена. На контрасте с этим Совет Федераций предлагает наоборот затянуть гайки, и помимо более раннего введения штрафов внёс ряд других предложений: например, водитель должен будет возить с собой диагностическую карту и предъявлять по требованию инспектора (при том, что с 1 марта карта существует в электронном виде). Помимо автоматического штрафа в 2000 рублей сенаторы предложили ещё один 500-рублевый на случай, если водителя без диагностической карты остановит сотрудник ГИБДД. Последнее, судя по всему, необходимо для контроля автомобилей в сельской местности, где нет камер.

Автомобили, проходящие техосмотр, фотографируют два раза: на въезде и на выезде. После внесения снимков в базу данных, их проверяют специалисты: например, диагностическая карта этой нижегородской «Газели» была аннулирована из-за видимой трещины на лобовом стекле

Есть и существенные сдвиги. Так, по данным игроков рынка, существенно осложнилась покупка диагностических карт без фактического прохождения техосмотра. Подобные нарушения ещё встречаются, но ведётся работу по отлову нарушителей и аннулированию диагностических карт: мы публиковали список наиболее частных поводов для этого.

Как таковых очередей на пункты техосмотра сейчас нет, более того, у большинства пунктов работает предварительная запись, что исключает живую очередь. Однако операторы жалуются на нестабильную работу базы ЕАИСТО, что порой не позволяет внести данные об автомобиле и вынуждает владельцев обращаться повторно.

Почему у самих властей нет однозначности по поводу реформы техосмотра?

Вопрос озадачивает многих. Автоэксперт Юрий Панчеко считает, что проблема системная и касается не только данной реформы:

— По факту, из власти убрали специалистов по отдельным вопросам, в том числе, людей, разбирающихся в контроле технического состояния автомобилей. Что творят в МВД — загадка для многих и логику их предложений понять сложно. Те же самые шатания чувствуются в Совете Федераций: видимо, есть желание показать, что люди там не зря штаны просиживают. Все предложения так или иначе отдают популизмом, но нет системности подхода.

Он считает, что помимо прочего идёт межведомственная борьба.

— У той же ГИБДД в последнее время забирают всё больше функций: помимо техосмотра, например, убрали контроль грузовых перевозок. Сейчас техосмотр отвязывают от ОСАГО, и вообще непонятно, кто должен отвечать за его проведение. Не исключено, что создадут федеральную структуру, которая подомнёт под себя все пункты техосмотра, рассадит там своих людей и будет контролировать этот огромный сегмент рынка услуг, — предполагает Юрий Панченко.

Головная боль операторов: делать ли инвестиции в оборудование, необходимое для аккредитации, или ждать, пока власти определятся с форматом реформы?

Глава сети станций техосмотра «ТОПСТО» Геннадий Безносов считает, что неопределённость с форматом реформы очень осложняет её проведение.

— К мнению профессионального сообщества сейчас прислушиваются только сенаторы, в остальном государственные структуры практически не общаются с операторами техосмотра. Поэтому именно в Совете Федераций родились предложения, поступившие в правительство, о более раннем введении штрафов за езду без техосмотра. И мы рассчитываем, что здравый смысл восторжествует. Почему-то все игнорируют тот факт, что реформа уже дала зримые результаты, и у нас уже есть масса инструментов для приведения техосмотра в цивилизованный вид. На сегодня агенты практически отказались от продажи диагностических карт. Но когда в начале июня господин Черников заявил о якобы готовящейся отмене техосмотра, поток на пункты снизился сразу на 30%. И профессиональное сообщество сейчас находится в подвешенном состоянии, потому что, с одной стороны, реформа идёт полным ходом, с другой — звучат эти противоречивые предложения.

Придется ли проходить техосмотр после августа 2021 года?

Ситуация непредсказуемая, но если исходить из уже принятых документов, то схема получается следующей. Если ваша диагностическая карта истекает до 30 сентября 2021 года включительно, к сроку её действия добавляется полгода. Например, владельцы карт, истекающих 1 сентября 2021 года, могут не проходить техосмотр до конца января 2022 года. Проверить срок действия вашей диагностической карты можно с помощью сайта гибдд.рф (последний пункт в разделе «Проверка автомобиля»). Понадобится лишь VIN вашей машины.

___________________

Техосмотр не проходят новые легковые автомобили (до 4 лет), а машины в возрасте 4–10 лет получаются диагностическую карту сроком на два года (кроме такси). В зачет идут календарные годы, то есть автомобиль, выпущенный в декабре 2017 года, считается четырехлетним уже сейчас, хотя фактически ему лишь три с половиной. При этом до апреля 2020 года тайминг был более жестким: не проходили техосмотр машины в возрасте до трех лет, а ежегодно начинали проходить по достижению семи лет.

___________________

При этом после 22 августа отсутствуют санкции за не пройденный техосмотр до введения упомянутого выше штрафа в 2000 рублей. В интернете муссировалась версия, что страховые компании могут регрессировать водителей, поправших в ДТП на машинах без техосмотра, но юристы скептически сморят на такую перспективу.

Март 2021 года: очереди на одном из пунктов техосмотра в первую неделю реформы

Если предложение Совета Федераций будет одобрено, штраф за езду без техосмотра появится 1 октября 2021 года, если нет — 1 марта 2022 года. В любом случае накануне его введения следует ждать ажиотажа на пунктах техосмотра, поскольку к этому времени накопится некоторый парк автомобилей без диагностических карт. Но эксперты считают, что в остальное время возможностей нынешних пунктов техосмотра вполне достаточно для гладкой работы.

— Риска возврата очередей нет вообще, — уверен Геннадий Безносов. — Сейчас развита онлайн-запись, поэтому операторы могут планировать загрузку хоть на две недели вперёд. Кроме того, правительство предусмотрело возможность отсрочить аккредитацию операторов техосмотра, и если сейчас не все успеют получить подтверждение соответствия, они спокойно могут работать. Количество пунктов не сократится, более того, судя по интенсивным закупкам оборудования, их число наоборот возрастёт по всей России: мы ожидаем появление дополнительных 1500-2000 пунктов.

2 Comments

  1. Мое мнение неизменно: не вижу смысла в техосмотре не коммерческих автомобилей.

  2. Сегодня обсуждал со знакомым техосмотр вообще, его нужность. В результате пришли к следующей концепции: для коммерческого, грузового и пассажирского транспорта техосмотр нужен. Что делать с легковым? Основная проблема с легковым транспортом это экология. Изношенные и не соответствующие нормам выбросы. Потому как остальные параметры ходовой, рулевого, тормозов, осветительных приборов водители все равно будут контролировать, самоубийц всё-таки единицы. Смысла частого проведения техосмотров среди легковушек тоже нет, раз в три года самое то. А как заставить владельцев проходить техосмотр? Через силу ну не идёт оно, как этого законодатели не понимают? Столько всего запретительно-репрессивного наделали, что уже тошнит. Надо, чтобы водители сами поехали. Например, проходишь техосмотр, получаешь скидку на транспортный налог. Очереди будут стоять на пункты ТО.

Добавить комментарий для ЧебурашкаОтменить ответ