Челябинску придёт Комса. Изучаю новую транспортную схему

В Челябинской области наконец утвердили так называемую схему организации дорожного движения (КСОДД-2021), которая определит развитие транспортной сети мегаполиса и пригородов как минимум до 2024 года. У автомобилистов она вызывает лёгкий шок, потому что Челябинск, по сути, отказывается от концепции города для автомобилистов и делает ставку на общественный транспорт, тротуары и велодорожки. Я обсудил новую схему с её заказчиком, Министерством транспорта Челябинской области, и выяснил, сколько будет стоить платная парковка, когда появятся камеры на выделенных полосах и почему город отказался от реверсивных полос.

Челябинск — город пассажиров

Схема, разработанная специалистами ЮУрГУ, была вынесена на общественное обсуждение ещё в декабре прошлого года, а сейчас утверждена с учетом множества замечаний. Бросается в глаза, что основная ставка делается не на личный транспорт, а на общественный, причём за три года этот акцент существенно усилился. Вообще сеть выделенных полос для общественного транспорта впервые появилась в комплексной схеме 2018 года (КСОДД-2018) питерской компании «А+С Транспроект» — тогда их протяжённость составляла 25 километров, а по факту сделали лишь десятую часть. Новая схема подразумевает не только навёрстывание графика, но и существенное «перевыполнение» плана. В Министерстве транспорта Челябинской области пояснили:

— В отличии от прошлогоднего проекта итоговый документ КСОДД-2021 предполагает усиление роли общественного транспорта и его приоритезацию, а также стимулирование индивидуальной мобильности за счёт большего развития пешеходной и велосипедной инфраструктуры. Детально проработаны вопросы организации новых пешеходных переходов, веломостов, кольцевых перекрестков, обособления трамвайных путей, строительства трамвайных платформ и так далее. В итоговой версии КСОДД Челябинской агломерации увеличена протяженность выделенных полос для движения общественного транспорта до 80 километров, а планируемое количество платных парковочных мест до 2024 года увеличено до 6505.

Масштабное переформатирование Комсомольского проспекта — это как раз воплощение первого варианта КСОДД-2018, пусть и двухгодичным запаздыванием.

В Челябинске есть выделенные полосы, но движение по ним пока никак не контролируется

При этом до сих пор выделенные полосы в Челябинске не работали, потому что движение по ним до сих пор не контролируют камеры видеофиксации. В Министерстве транспорта сообщили, что на Комсомольском проспекте установка камер запланирована до конца 2021 года (за это отвечает Министерство общественной безопасности).

— Но применение штрафов планируется после разъяснительной работы в СМИ, — подчеркнули чиновники.

Парковки разгрузят рублём

Новая схема КСОДД-2021 предполагает и масштабное строительство платных стоянок, которые объединят в единое парковочное пространство. По плану уже в 2021 году в Челябинске должны появиться 842 места на улицах Красная, Коммуны, Елькина, Васенко, Карла Маркса, Труда, Цвиллинга, Советская, Пушкина, Сони Кривой, а также на Театральной площади. В дальнейшем количество платных парковок должно прирастать ежегодно, пока не достигнет плановых 6,5 тысяч машиномест. В 2022 и 2023 акцент делается на районе ЮУрГУ, в 2024 — на Свердловском проспекте и прилегающих улицах. Правда, в Министерстве транспорта такой «блиц-криг» оценивают аккуратно:

— Пока решения о создании платных парковочных зон в 2021 году не принято, — пояснили в ведомстве. — Вопрос относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Одна из зон платной парковки появится на Театральной площади, но в этом году или в следующем — пока вопрос

Чиновники подчёркивают, что, согласно опросу челябинцев, 65% готовы воспользоваться платными парковками, а большинство высказалось за длительность бесплатного времени в пределах 15-30 минут. Стоимость парковки, по мнению горожан, должна составлять около 30 рублей в час (судя по всему, рень об опросе 2017 года).

При том тему единого парковочного пространство власти области и города педалят не первый год: например, в 2017 году её пробуксовки объяснили несовершенством законодательства.

Козырь из рукава

Война с избыточной автомобилизацией развернётся и на других фронтах, например, из 76 перекрёстков, где есть «рукава» для поворота направо, планируется ликвидировать или существенно изменить почти половину таких ответвлений. Авторы схемы отмечают, что удобство выделенных поворотов для автомобилистов противоречит требованиям безопасности и удобства пешеходов. Под нож пойдет, например, «рукав» на пересечении проспекта Ленина с улицей Красной — по оценкам, в него заруливает лишь одна тысячная из проезжающих автомобилей. Реконструкция обсуждается уже не первый месяц, но «рукав» и ныне там. Именно здесь спилили старую даурскую лиственницу.

Скандальное место на пересечении проспекта Ленина и улицы Красной. Эксперты считают, что рукав здесь не нужен

Челябинск не отказывается и от практики рисования «косых полос» (идущих не параллельно краю проезжей части), которые не первый год вызывают возмущение жителей. Авторы КСОДД-2021 планируют использовать такую разметку, например, для обособления левых поворотов на четырёх перекрёстках — улицы Худякова и Лесопарковой, Худякова и Энгельса, Меридиана и Шота Руставели, Доватора и Цеховой. По замыслу, это исключит конфликт основного потока с автомобилями, поворачивающими налево, однако может создать нервозность в дни, когда «косую» разметку не видно из-за снега или её истирания.

Косая разметка на только что отремонтированном Комсомольском проспекте: она делает движение потока более плавным. Но только пока её видно (шесть месяцев в году)

В Министерстве транспорта Челябинской области парировали, что выделение левоповоротных полос нужно для «расшивания» потока, и данная практика применяется во многих крупных городах, например, в Москве и Тюмени. При этом подчеркнули, что ранее именно такой конфигурации полос в Челябинске не применяли.

Много внимания в КСОДД-2021 уделено устранению частных проблем, характерных для отдельных мест Челябинска, например, переразмеренных правых полос, ширина которых достигает 5 метров и более, позволяя ехать бок о бок сразу двум автомобилям — это порой создаёт хаос. Сужение полос необходимо и для успокоения потока, например, такой способ использован на обновлённом Комсомольском проспекте, где ширина автомобильных полос уменьшена с 3,75 метров до 3,25 метров.

Велодорожка шириной 1,5 метра с буферной зоной в 0,75 метра — одна из причин сужения проезжей части Комсомольского проспекта. Опыт распространят и на другие улицы города

А где 350 автобусов?

При чтении документа возникает ощущение, что его авторы решили поджать автомобилистов по всем фронтам. Не лишится ли Челябинск одного из своих достоинств — приспособленности для автомобилей?

— Опыт крупных городов России и мира показывает, что ключевым направлением развития транспортных систем является приоретизация движения общественного транспорта, — возразили в профильном министерстве.

В ведомстве подчеркнули, что все мероприятия увязаны с планами по обновлению общественного транспорта, и в долгосрочной перспективе приведут к естественному сокращению автомобилепользования.

Пока по выделенкам обновлённой Комсы ездят старые пазики и их аналоги, создавая толкучку у остановок

Напомним, что ещё в прошлом году под КСОДД-2021 планировалась закупка в ближайшие годы 350 новых низкопольных автобусов. В прошлом году Челябинск получил сначала 34, а потом ещё 27 автобусов, в этом году планируется поставка 150 машин (стоимость контрактов — 1,3 млрд рублей). Обновлять планируется и парк троллейбусов, хотя к этой сделке остаются вопросы.

Больная тема в городе победившего метротрама — качество рельсовых переездов

Что с метротрамом?

Проект КСОДД-2021 был зачат задолго до появления идеи метротрама, поэтому в самом документе упоминания подземного трамвая нет. В нём сделан упор на обособлении трамвайных путей, чтобы исключить конфликт рельсовых машин с обычными, а также на ремонте переездов (он идёт в эти дни). Судя по всему, спорный замысел метротрамовцев будут интегрировать в предложенную схему уже по ходу дела: область подала заявку на выделение федерального софинансирования для строительство метротрама, но решение будет принято не ранее ноября 2021 года. В Министерстве транспорта при этом добавили:

— Строительство метротрамвая с интеграцией в существующую трамвайную сеть предлагает обновление не менее 60% трамвайных путей. Так, в 2021 году планируется ремонт 5 км трамвайных путей на двух участках — это улица 1-й Пятилетки от Горького до автодороги Меридиан, а также Цвиллинга от Тимирязева до Торговой.

Не запутайтесь в КСОДДах

Возникает и вопрос субординации нынешнего КСОДД-2021 (разработчик — ЮУрГУ) с более ранним документом КСОДД-2018 авторства питерской компании «А+С Транспроект». Первый ориентирован на челябинскую агломерацию (мегаполис плюс пригороды), тогда как второй ограничивался только самим Челябинском.

____________

КСОДД-2018 представлял собой детальный план развития дорожной сети Челябинска на ближайшие годы. Его разработала петербургская компания «А+С Транспроект», но большая часть идей КСОДДа реализована не была: например, Челябинск так и не увидел реверсивной улицы Худякова, равно как и полноценной сети выделенных полос для общественного транспорта. Позже, в 2020 году, специалисты ЮУрГУ разработали новый проект КСОТ-2021, касающийся челябинской агломерации.

____________

В ряде моментов документы противоречат друг другу, например, если в 2018 году планировалось строительство реверсивной полосы на улице Худякова, то в новом документе её признали нецелесообразной. В Министерстве транспорта подтвердили отказ от реверсивок:

— Это нецелесообразно ввиду высокой аварийности реверсивных полос на основании изучения опыта других городов.

Что касается остальных противоречий двух схем, их планируют устранить, корректируя КСОДД-2018 под реалии более общей транспортной схемы челябинской агломерации.

Добавить комментарий