Челябинск превращают в город безлошадных. Разумно?

 

С подачи местного Минтранса Челябинск отказывается от юревичевской концепции города для автомобилистов в пользу города для пассажиров, пешеходов и скутеристов (тут детали новой транспортной схемы). Это жутко модная идея, возражать против которой также опасно, как упрекать в чем-нибудь черных парней. Но я попробую.

Вообще-то я противник чрезмерной автомобилизации городов по самым банальным и очевидным причинам, которые вы и без меня знаете: экология, дефицит паркомест, аварийность… И мода на общественный транспорт сама по себе не вызывала бы у меня вопросов, если бы мы не говорили конкретно о Челябинске. Но с этой новой концепцией мы рискуем из двух зол выбрать оба: и плюсы для автомобилистов потерять, и пассажиров не обрадовать.

С точки зрения автомобилистов новая схема выстроена в карательном ключе: заузить полосы, замедлить перекрёстки, сделать платными парковки — всё как в Европе. С одной оговоркой: уравновесить это должен такой же а-ля европейский общественный транспорт, но здесь всё упирается в шкурные и материальные вопросы, которые сама концепция не оговаривает. Формально введение выделенных полос должно идти параллельно с закупкой новых автобусов, но пока одно отстаёт от другого. А про метротрам и заикаться страшно: он якобы заработает через три года, но в Челябинске даже существующие пути разваливаются, новые трамваи сходят с рельсов, а о подземной части метротрама конкретики ноль.

Сегодняшний инцидент. Зелёные трамваи только-только начали ходить по городу (выглядят они, кстати, не шибко передово)

Мне вообще кажется, что противоречие между интересами автомобилистов и пассажиров слегка раздуто. Например, если убрать из города грязные маршрутки, вздохнут с облегчением и те, и другие. И выделенные полосы разумно делать, когда город уже ломится от новых автобусов, а их маршруты составлены так, что спрос на услугу непрерывно растёт. Тогда переток из стана автомобилистов в стан пассажиров будет идти естественно и не так болезненно.

К тому же не надо идеализировать общественный транспорт, даже очень современный. Я как-то пожил в Лондоне и хотя там всё неплохо, через месяц я возненавидел тамошние автобусы и метро. Потому что толпы, нервяки (и черные парни) есть везде. У нас же ездить на автобусах в мороз или во время пандемий захочет не каждый, а у многих сам ритм жизни требует личного автомобиля. Я не противник общественного транспорта, но противник безосновательного пиара этой концепции в городе, где у автобусов вываливаются двигатели на трамвайных переездах. Общественный транспорт должен быть альтернативой, а не наказанием.

Поглядим на примере Комсомольского проспекта, насколько работает новый подход. Комсу можно считать «ролевой моделью» концепции: тут и узкие полосы, и выделенки, и велодорожки с буферной зоной, и куцые парковки. Напишите, как там дела в часы пик.

5 Comments

  1. Сорри за мой французский, но там полный пиздец. И не только в часы пик.

  2. все нормально. вместо того чтобы переводить население на ОТ через повышение его привлекательности, пытаются вытолкнуть на ОТ «финансово наказывая» владельцев личного транспорта. Наказать и не пущать, что то иное видать не в их генном коде.

  3. По-моему, ключевые слова здесь — «это жутко модная идея». Любое слепое (тупое?) повторение формата не даст эффекта, за который этот формат изначально полюбили.
    «Вот смотрите, у нас тоже велодорожки!» — это неправильно. Надо делать не напоказ (для Москвы, перед выборами, как угодно), а для того, чтобы удобно было людям, которые это используют. Пусть это будет даже не так эффектно.
    Комс — да, выглядит современно. Там есть интересные решения (развороты до светофоров, например). Но что будет, если разметка сотрется?
    Я вообще считаю, что город у нас преображается. Даже с учетом всех ошибок. Значит всё-таки есть к этому какое-то стремление. Так, может, давайте без громких прожектов будем просто продолжать эту работу в своем темпе со своим бюджетом и для своих людей?

  4. Полностью согласен. За рулём Челябинска бездари. Очень редко что-то получается хорошо.

Добавить комментарий для beerkeenОтменить ответ