Авторынок обвалился. И это надолго

В августе 2021 года продажи новых машин в стране рухнули практически по всем брендам, и причина не в снижении спроса, а в отсутствии товарных моделей у дилеров: им порой нечего продавать. Еще весной дефицит казался временным неудобством, но постепенно он превращается в перманентное явление, ставя под угрозу целый сектор российской экономики — автопром.

Худший август за пять лет

Продажи автомобилей сократились на 17%, что выглядит не такой уж страшной величиной, но дело скорее в тенденции. За последний месяц лета дилеры продали 114 тысяч машин: результаты были слабее только в январе 2020-го и 2021-го (объясняется сезонностью) и в апреле прошлого года, когда из-за режима самоизоляции рынок пережил самое масштабное падение в истории. До сих пор даже с учетом всех сложностей автодилерам удавалось продавать порядка 150 тысяч машин ежемесячно (март — июнь 2021 года), и август стал первым месяцем, когда дефицит проявился в статистике.

— Тут, правда, важно учитывать, что в прошлом году продажи машин в июле-августе были достаточно большими, потому что автосалоны открылись после пандемии — и все кинулись покупать машины, улучшив статистику продаж, — считает эксперт издания «За рулем» Никита Гудков. — Но всё равно падение на 17% — это много даже с учетом высокой прошлогодней базы.

Последний раз столь низкие продажи в августе фиксировались в 2016 году, когда рынок плавно восстанавливался после «валютного» кризиса.

Ощущают проблемы и сами покупатели: один из наших читателей Юрий еще в августе забронировал Lada Granta в средней комплектации за 725 тысяч рублей. Машину он до сих пор не получил, зато дилер уведомил его, что та же самая комплектация обойдется ему в 800 тысяч, что на 60 тысяч выше официального прайса после его очередной корректировки. И эта ситуация весьма типична.

Летом АВТОВАЗ останавливал конвейер несколько раз, а сейчас переходит в режим Stop & Go

Куда катится «Гранта»

Показательно, что среди наиболее пострадавших моделей оказался лидер рынка Lada Granta, продажи которой упали сразу вдвое. Летом конвейер в Тольятти останавливался несколько раз, включая плановый отпуск и ряд экстренных пауз из-за недостатка компонентов. В итоге «Гранта» пропустила вперед не только Vesta, но даже Kia Rio с Hyundai Creta.

— Здесь работает закон пропорциональности: Lada была наиболее продаваемым брендом, а Granta — самой продаваемой моделью, поэтому они ощутили дефицит наиболее остро, — объясняет генеральный директор автомобильного холдинга «Сатурн» Александр Мещеряков (бренды Lada, Renault, UAZ, Suzuki, Chevrolet и др.). — Конвейер рассчитан на определенный объем производства, его нельзя запустить, грубо, на 40 процентов возможностей, поэтому дефицит компонентов приводит к большему снижению в абсолютных величинах.

Пресс-служба АВТОВАЗа заявила, что основная причина сбоев — нехватка комплектующих, которые поставляет один из партнеров завода — компания «Роберт Бош Самара». В сентябре АВТОВАЗ переходит на работу в режиме Stop & Go, то есть будет останавливать и запускать конвейер в зависимости от наличия деталей. Предприятие надеется компенсировать нынешние потери за счет перехода в будущем на увеличенные девятичасовые смены: это планировалось сделать уже в сентябре, но сроки сместились из-за затянувшихся проблем у поставщиков.

Еще сильнее просели продажи Volkswagen Polo и Skoda Rapid калужской сборки, и ситуация вряд ли выровняется в сентябре: пресс-служба завода анонсировала сразу четыре периода вынужденного простоя.

Продажи Renault Duster поддерживает эффект новизны модели

Среди популярных моделей в плюсе оказался только новый Renault Duster, что связано скорее со сменой поколения кроссовера. Неплохо чувствует себя и родственная Arkana. Но даже с учетом этого общие продажи Renault в августе упали на 11%, по остальным лидерам рынка провал еще сильнее.

Тонут все, кроме «китайцев»

Представители дилерского сообщества отмечают, что с проблемами столкнулись практически все бренды, хотя некоторые ощущают кризис острее других.

— Да, это был худший август по продажам, — говорит коммерческий директор группы компаний «Регинас» (бренды Hyundai, Kia, Skoda, Toyota, Nissan, Mitsubishi, Haval и др.) Сергей Попов. — Из-за отсутствия нормальных поставок машин перспективы сейчас туманны. Есть бренды, которые планируют увеличение производства, а следовательно, и продаж, другие — наоборот. Корейские марки, например, до конца года закладывают снижение и производства, и продаж.

При этом бросается в глаза, что в плюсе — китайские бренды Haval (+37%) и особенно Chery (+163%), которые словно используют кризис в свою пользу.

Еще пять лет назад большинство россиян не слышало о марке Haval, а сегодня этот бренд входит в десятку самых популярных, имея в арсенале лишь пять моделей (кроссоверы и внедорожники)

Генеральный директор компании «Планета-Авто» (Hyundai, Ford, Chery, UAZ, Chevrolet, Land Rover, Cadillac и др.) Андрей Кольцук подтверждает, что китайская марка чувствует себя достаточно уверенно:

— Мы третьи по продажам Chery в России, и, в отличие от других брендов, поставки автомобилей Chery сохраняются на достаточном уровне, а кроме того, у марки сейчас очень удачная линейка кроссоверов. Да, мы наблюдаем китайскую экспансию.

По итогам августа и Haval, и Chery попали в десятку самых востребованных легковых марок в России (не считая коммерческий транспорт). При этом сложный август сказался и на них: если за первую половину 2021 года Chery нарастила продажи более чем в 4 раза, то в августе — «лишь» в 2,5.

Затянуть пояса на год

Андрей Кольцук («Планета-Авто») отмечает, что сложности возникли в том числе из-за летних корпоративных отпусков на автозаводах, на что наложились и проблемы с компонентами.

— Сейчас проходят дилерские конференции, посвященные этой проблеме, и помимо нехватки микросхем ощущается дефицит и других компонентов, — говорит он. — Есть понимание, что ситуация сохранится как минимум до второго квартала следующего года.

Близкого мнения придерживается Сергей Попов («Регинас»):

— Риск, что дефицит затянется на месяцы вперед, к сожалению, есть. Мы сохраняем надежды, что рынок автокомпонентов отреагирует, ведь если где-то возникает дефицит, там же происходит рост доходности, а значит, туда идут инвестиции, возникает насыщение. Но пока ситуация тревожная: я общался с рядом экспертов, и они прогнозируют проблемы с поставками на ближайшие 9–15 месяцев.

Производство полупроводниковых компонентов имеет достаточно длительный цикл — полгода и более — из-за медленного роста кристаллов, что также накладывает отпечаток на ситуацию.

Александр Мещеряков («Сатурн») также сдержан в оценках:

— Быстрого восстановления продаж точно не будет, и ситуация неоднородна по брендам. Поставки компонентов определяются контрактами между автозаводом и его партнерами, и эти контракты могут быть очень разными: в каких-то случаях ситуация попадает под критерии форс-мажора, и такого производителя могут поставить, условно, в конец очереди. В других случаях поставщик обязан выполнять контракт, и он будет изыскивать для этого все возможности. Поэтому какие-то марки провалятся сильнее, какие-то — меньше, но кризис бьет по всем без исключения.

УАЗ кажется в доску своим, но по факту более половины компонентов — импортные

Неверно думать, что российские бренды имеют иммунитет к ситуации даже с учетом того, что узкое место в производственной цепочке возникло на производствах в Юго-Восточной Азии.

— Сегодня даже самые простые модели УАЗа, «Хантер» и «Буханка», имеют АБС и блоки управления Bosch, то же самое касается Lada. Кризиса нет разве что с точки зрения выбора цвета автомобиля — производители эмалей пока не подводят, — смеется Александр Мещеряков. — В остальном сложности с поставками зависят даже не от бренда, а от конкретной модели и комплектации автомобиля, то есть от количества в ней дефицитных элементов.

Никита Гудков считает, что в ближайшее время есть риск ухудшения ситуации:

— Количество остановок автопроизводств в России в августе было максимальным за всё время полупроводникового кризиса, но пока они не носили длительного характера, и, думаю, ситуация с дефицитом автомобилей может усугубиться, если простои станут более затяжными.

Лучше дела у премиум-брендов, например Land Rover показал прирост на 9%. Но абсолютные объемы продаж у них несравнимо меньше, чем у лидеров рынка

Экономия на складах вышла боком

Александр Мещеряков отмечает, что пандемия стала лишь катализатором кризиса, который назревал давно:

— Технологии бережливого производства привели к фактическому отказу от производственных складов: компоненты поставляются на конвейер в точно отмеренном количестве. Когда весной 2020 года из-за локдаунов остановились заводы в Юго-Восточной Азии, эффект ощущался не сразу, поскольку упал и спрос, но к осени он восстановился, остатки компонентов были израсходованы, складских запасов не было, поэтому в первой половине 2021 года весь автопром столкнулся с нехваткой деталей.

Будет ли массовый исход марок?

Ситуация болезненно сказывается на дилерах. Они отмечают растущее чувство неопределенности и мучаются вопросом: отправлять ли сотрудников в неоплачиваемый отпуск или держать их «под парами» в надежде на восстановление производства?

Массового разорения автодилеров пока не последовало, тем не менее за относительно спокойную первую половину 2021 года их число в России сократилось на 28 единиц (около 1%).

Никита Гудков считает, что запас прочности у дилерской сети есть:

— Конечно, ситуация болезненна и для дилеров, и для автопроизводителей, но первые в более выигрышном положении, потому что привыкли к большой волатильности местного рынка: они пережили и падение курсов рубля, и пандемию. Сейчас они компенсируют свои потери за счет накруток цены, которые достигают порой неприличных величин.

Дилеры могут продержаться какое-то время благодаря сервису

Кроме того, дилерская сеть живет за счет обслуживания и ремонта уже проданных автомобилей. По мнению эксперта, сложнее будет автопроизводителям, для которых дефицит компонентов означает прямые убытки:

— Если автозаводы заказывают комплектующие с запасом на месяц, а потом выясняется, что нет тех или иных позиций, остальные детали, как правило, всё равно необходимо выкупить и хранить, поэтому в любом случае для автопрома это означает лишние расходы. К тому же снижается оборот от продажи машин. Но российские автопроизводители пережили много сложных периодов, будем надеяться, что переживут и этот.

11 комментариев

  1. Чебурашка

    Ситуация болезненно сказывается на дилерах. Они отмечают растущее чувство неопределенности и мучаются вопросом: отправлять ли сотрудников в неоплачиваемый отпуск или держать их «под парами» в надежде на восстановление производства?
    _____

    ну да, особенно в свете того что сейчас с допов с одной машины получают больше чем с десятка в спокойные времена.
    но стонать и ныть как им плохо они завсегда готовы.

    • Это агония. Думаю, они сами бы предпочли ситуацию 2012 года)

    • Dima74

      Я думаю многие видели сколько стоит профнастил, любое обработанное дерево, насколько вырос газ/бензин.
      Выросло в цене все. А салоны при падающем рынке из за отсутствия машин и высоком спрсое, должны продавать с минимальной наценкой ?

      сам работаю в поставках доп оборудования, по мне так все закономерно.

      • Всё закономерно (чисто бизнес, ничего личного), но и негатив людей можно понять. Хотя автодилеры тут не при чём. Это как негатив к приставу, который законно изымает деньги, выполняя свой долг.
        Ну, и плюс участились жалобы на официалов. Пока они неконкретные для статьи, но чую, скоро я разражусь текстом на эту тему. Скажем, товарища вчера зазывали в салон официального дилера покупать Ладу Хрей за 850 тысяч, когда он приехал, сунули документы на машину ценой 1+ млн, при чем не из наличия, а под заказ с пометкой «цена может измениться». Ещё чуть-чуть, и схемы будут один в один как у серых

      • Чебурашка

        где же я писал что должны?:)
        только надо понимать, что снимая сейчас сливки в виде переплат, это как сжимать пружину, которая рано или поздно ударит больно по рукам (рынку потребления). срать где живешь это «по нашему».
        ну да эти нытикам не впервой, программу в свое время выныли, которая раскрутила спрос и следом цены.

        • Dima74

          только надо понимать, что снимая сейчас сливки в виде переплат, это как сжимать пружину, которая рано или поздно ударит больно по рукам (рынку потребления).

          Вот это я слышал в 2009, в 2014. Один в один и рынок тоже в эти года был непонятный и странный.
          И когда в 2014 скупали все и всё. и доп тогда продавался намного дороже и в больших обьемах чем сейчас. Как это ударило по рынку? никак!!!
          Телевизоры в 2014 скупили на 20 лет вперед, и что сейчас их не берут? еще как берут.

          • Меня больше интересует вопрос, куда вся экономика (а не только дилерское сообщество) придёт таким образом. Да, есть запас прочности, но мы его уже который год на зуб пробуем. Так и треснуть может

    • Антон Л.

      «мучаются вопросом: отправлять ли сотрудников в неоплачиваемый отпуск». Россия, 2021, социальная защищенность, право на труд, ну-да, ну-да, пошел я нахер:) Инспекция труда покинула чат.

      • Думаю, там миллион нюансов, особенно после опыта «Апрель-2020»: какие трудовые договоры, с кем именно они заключены? С менеджерьём же обычно просто всё: оклад минимальный, остальное бонусы. Неоплачиваемый отпуск рисуется сам собой

        • Антон Л.

          Да я знаю все эти «хитрые» лазейки нашего бизнеса:) Я и говорю, трудовая инспекция — бесполезное животное, к сожалению.

          • Ну, в чем-то это справедливо. Менеджеры по продажам — не бог весть какая квалифицированная работа, чтобы давать пожизненные гарантии. Это не врачи, не МЧС, не специалисты высокого класса. Тут как бы риски (и плюсы) предопределены спецификой.

Добавить комментарий