Авторынок обвалился. И это надолго

В августе 2021 года продажи новых машин в стране рухнули практически по всем брендам, и причина не в снижении спроса, а в отсутствии товарных моделей у дилеров: им порой нечего продавать. Еще весной дефицит казался временным неудобством, но постепенно он превращается в перманентное явление, ставя под угрозу целый сектор российской экономики — автопром.

Худший август за пять лет

Продажи автомобилей сократились на 17%, что выглядит не такой уж страшной величиной, но дело скорее в тенденции. За последний месяц лета дилеры продали 114 тысяч машин: результаты были слабее только в январе 2020-го и 2021-го (объясняется сезонностью) и в апреле прошлого года, когда из-за режима самоизоляции рынок пережил самое масштабное падение в истории. До сих пор даже с учетом всех сложностей автодилерам удавалось продавать порядка 150 тысяч машин ежемесячно (март — июнь 2021 года), и август стал первым месяцем, когда дефицит проявился в статистике.

— Тут, правда, важно учитывать, что в прошлом году продажи машин в июле-августе были достаточно большими, потому что автосалоны открылись после пандемии — и все кинулись покупать машины, улучшив статистику продаж, — считает эксперт издания «За рулем» Никита Гудков. — Но всё равно падение на 17% — это много даже с учетом высокой прошлогодней базы.

Последний раз столь низкие продажи в августе фиксировались в 2016 году, когда рынок плавно восстанавливался после «валютного» кризиса.

Ощущают проблемы и сами покупатели: один из наших читателей Юрий еще в августе забронировал Lada Granta в средней комплектации за 725 тысяч рублей. Машину он до сих пор не получил, зато дилер уведомил его, что та же самая комплектация обойдется ему в 800 тысяч, что на 60 тысяч выше официального прайса после его очередной корректировки. И эта ситуация весьма типична.

Летом АВТОВАЗ останавливал конвейер несколько раз, а сейчас переходит в режим Stop & Go

Куда катится «Гранта»

Показательно, что среди наиболее пострадавших моделей оказался лидер рынка Lada Granta, продажи которой упали сразу вдвое. Летом конвейер в Тольятти останавливался несколько раз, включая плановый отпуск и ряд экстренных пауз из-за недостатка компонентов. В итоге «Гранта» пропустила вперед не только Vesta, но даже Kia Rio с Hyundai Creta.

— Здесь работает закон пропорциональности: Lada была наиболее продаваемым брендом, а Granta — самой продаваемой моделью, поэтому они ощутили дефицит наиболее остро, — объясняет генеральный директор автомобильного холдинга «Сатурн» Александр Мещеряков (бренды Lada, Renault, UAZ, Suzuki, Chevrolet и др.). — Конвейер рассчитан на определенный объем производства, его нельзя запустить, грубо, на 40 процентов возможностей, поэтому дефицит компонентов приводит к большему снижению в абсолютных величинах.

Пресс-служба АВТОВАЗа заявила, что основная причина сбоев — нехватка комплектующих, которые поставляет один из партнеров завода — компания «Роберт Бош Самара». В сентябре АВТОВАЗ переходит на работу в режиме Stop & Go, то есть будет останавливать и запускать конвейер в зависимости от наличия деталей. Предприятие надеется компенсировать нынешние потери за счет перехода в будущем на увеличенные девятичасовые смены: это планировалось сделать уже в сентябре, но сроки сместились из-за затянувшихся проблем у поставщиков.

Еще сильнее просели продажи Volkswagen Polo и Skoda Rapid калужской сборки, и ситуация вряд ли выровняется в сентябре: пресс-служба завода анонсировала сразу четыре периода вынужденного простоя.

Продажи Renault Duster поддерживает эффект новизны модели

Среди популярных моделей в плюсе оказался только новый Renault Duster, что связано скорее со сменой поколения кроссовера. Неплохо чувствует себя и родственная Arkana. Но даже с учетом этого общие продажи Renault в августе упали на 11%, по остальным лидерам рынка провал еще сильнее.

Тонут все, кроме «китайцев»

Представители дилерского сообщества отмечают, что с проблемами столкнулись практически все бренды, хотя некоторые ощущают кризис острее других.

— Да, это был худший август по продажам, — говорит коммерческий директор группы компаний «Регинас» (бренды Hyundai, Kia, Skoda, Toyota, Nissan, Mitsubishi, Haval и др.) Сергей Попов. — Из-за отсутствия нормальных поставок машин перспективы сейчас туманны. Есть бренды, которые планируют увеличение производства, а следовательно, и продаж, другие — наоборот. Корейские марки, например, до конца года закладывают снижение и производства, и продаж.

При этом бросается в глаза, что в плюсе — китайские бренды Haval (+37%) и особенно Chery (+163%), которые словно используют кризис в свою пользу.

Еще пять лет назад большинство россиян не слышало о марке Haval, а сегодня этот бренд входит в десятку самых популярных, имея в арсенале лишь пять моделей (кроссоверы и внедорожники)

Генеральный директор компании «Планета-Авто» (Hyundai, Ford, Chery, UAZ, Chevrolet, Land Rover, Cadillac и др.) Андрей Кольцук подтверждает, что китайская марка чувствует себя достаточно уверенно:

— Мы третьи по продажам Chery в России, и, в отличие от других брендов, поставки автомобилей Chery сохраняются на достаточном уровне, а кроме того, у марки сейчас очень удачная линейка кроссоверов. Да, мы наблюдаем китайскую экспансию.

По итогам августа и Haval, и Chery попали в десятку самых востребованных легковых марок в России (не считая коммерческий транспорт). При этом сложный август сказался и на них: если за первую половину 2021 года Chery нарастила продажи более чем в 4 раза, то в августе — «лишь» в 2,5.

Затянуть пояса на год

Андрей Кольцук («Планета-Авто») отмечает, что сложности возникли в том числе из-за летних корпоративных отпусков на автозаводах, на что наложились и проблемы с компонентами.

— Сейчас проходят дилерские конференции, посвященные этой проблеме, и помимо нехватки микросхем ощущается дефицит и других компонентов, — говорит он. — Есть понимание, что ситуация сохранится как минимум до второго квартала следующего года.

Близкого мнения придерживается Сергей Попов («Регинас»):

— Риск, что дефицит затянется на месяцы вперед, к сожалению, есть. Мы сохраняем надежды, что рынок автокомпонентов отреагирует, ведь если где-то возникает дефицит, там же происходит рост доходности, а значит, туда идут инвестиции, возникает насыщение. Но пока ситуация тревожная: я общался с рядом экспертов, и они прогнозируют проблемы с поставками на ближайшие 9–15 месяцев.

Производство полупроводниковых компонентов имеет достаточно длительный цикл — полгода и более — из-за медленного роста кристаллов, что также накладывает отпечаток на ситуацию.

Александр Мещеряков («Сатурн») также сдержан в оценках:

— Быстрого восстановления продаж точно не будет, и ситуация неоднородна по брендам. Поставки компонентов определяются контрактами между автозаводом и его партнерами, и эти контракты могут быть очень разными: в каких-то случаях ситуация попадает под критерии форс-мажора, и такого производителя могут поставить, условно, в конец очереди. В других случаях поставщик обязан выполнять контракт, и он будет изыскивать для этого все возможности. Поэтому какие-то марки провалятся сильнее, какие-то — меньше, но кризис бьет по всем без исключения.

УАЗ кажется в доску своим, но по факту более половины компонентов — импортные

Неверно думать, что российские бренды имеют иммунитет к ситуации даже с учетом того, что узкое место в производственной цепочке возникло на производствах в Юго-Восточной Азии.

— Сегодня даже самые простые модели УАЗа, «Хантер» и «Буханка», имеют АБС и блоки управления Bosch, то же самое касается Lada. Кризиса нет разве что с точки зрения выбора цвета автомобиля — производители эмалей пока не подводят, — смеется Александр Мещеряков. — В остальном сложности с поставками зависят даже не от бренда, а от конкретной модели и комплектации автомобиля, то есть от количества в ней дефицитных элементов.

Никита Гудков считает, что в ближайшее время есть риск ухудшения ситуации:

— Количество остановок автопроизводств в России в августе было максимальным за всё время полупроводникового кризиса, но пока они не носили длительного характера, и, думаю, ситуация с дефицитом автомобилей может усугубиться, если простои станут более затяжными.

Лучше дела у премиум-брендов, например Land Rover показал прирост на 9%. Но абсолютные объемы продаж у них несравнимо меньше, чем у лидеров рынка

Экономия на складах вышла боком

Александр Мещеряков отмечает, что пандемия стала лишь катализатором кризиса, который назревал давно:

— Технологии бережливого производства привели к фактическому отказу от производственных складов: компоненты поставляются на конвейер в точно отмеренном количестве. Когда весной 2020 года из-за локдаунов остановились заводы в Юго-Восточной Азии, эффект ощущался не сразу, поскольку упал и спрос, но к осени он восстановился, остатки компонентов были израсходованы, складских запасов не было, поэтому в первой половине 2021 года весь автопром столкнулся с нехваткой деталей.

Будет ли массовый исход марок?

Ситуация болезненно сказывается на дилерах. Они отмечают растущее чувство неопределенности и мучаются вопросом: отправлять ли сотрудников в неоплачиваемый отпуск или держать их «под парами» в надежде на восстановление производства?

Массового разорения автодилеров пока не последовало, тем не менее за относительно спокойную первую половину 2021 года их число в России сократилось на 28 единиц (около 1%).

Никита Гудков считает, что запас прочности у дилерской сети есть:

— Конечно, ситуация болезненна и для дилеров, и для автопроизводителей, но первые в более выигрышном положении, потому что привыкли к большой волатильности местного рынка: они пережили и падение курсов рубля, и пандемию. Сейчас они компенсируют свои потери за счет накруток цены, которые достигают порой неприличных величин.

Дилеры могут продержаться какое-то время благодаря сервису

Кроме того, дилерская сеть живет за счет обслуживания и ремонта уже проданных автомобилей. По мнению эксперта, сложнее будет автопроизводителям, для которых дефицит компонентов означает прямые убытки:

— Если автозаводы заказывают комплектующие с запасом на месяц, а потом выясняется, что нет тех или иных позиций, остальные детали, как правило, всё равно необходимо выкупить и хранить, поэтому в любом случае для автопрома это означает лишние расходы. К тому же снижается оборот от продажи машин. Но российские автопроизводители пережили много сложных периодов, будем надеяться, что переживут и этот.

11 Comments

  1. Ситуация болезненно сказывается на дилерах. Они отмечают растущее чувство неопределенности и мучаются вопросом: отправлять ли сотрудников в неоплачиваемый отпуск или держать их «под парами» в надежде на восстановление производства?
    _____

    ну да, особенно в свете того что сейчас с допов с одной машины получают больше чем с десятка в спокойные времена.
    но стонать и ныть как им плохо они завсегда готовы.

    1. Я думаю многие видели сколько стоит профнастил, любое обработанное дерево, насколько вырос газ/бензин.
      Выросло в цене все. А салоны при падающем рынке из за отсутствия машин и высоком спрсое, должны продавать с минимальной наценкой ?

      сам работаю в поставках доп оборудования, по мне так все закономерно.

      1. Всё закономерно (чисто бизнес, ничего личного), но и негатив людей можно понять. Хотя автодилеры тут не при чём. Это как негатив к приставу, который законно изымает деньги, выполняя свой долг.
        Ну, и плюс участились жалобы на официалов. Пока они неконкретные для статьи, но чую, скоро я разражусь текстом на эту тему. Скажем, товарища вчера зазывали в салон официального дилера покупать Ладу Хрей за 850 тысяч, когда он приехал, сунули документы на машину ценой 1+ млн, при чем не из наличия, а под заказ с пометкой «цена может измениться». Ещё чуть-чуть, и схемы будут один в один как у серых

      2. где же я писал что должны?:)
        только надо понимать, что снимая сейчас сливки в виде переплат, это как сжимать пружину, которая рано или поздно ударит больно по рукам (рынку потребления). срать где живешь это «по нашему».
        ну да эти нытикам не впервой, программу в свое время выныли, которая раскрутила спрос и следом цены.

      3. только надо понимать, что снимая сейчас сливки в виде переплат, это как сжимать пружину, которая рано или поздно ударит больно по рукам (рынку потребления).

        Вот это я слышал в 2009, в 2014. Один в один и рынок тоже в эти года был непонятный и странный.
        И когда в 2014 скупали все и всё. и доп тогда продавался намного дороже и в больших обьемах чем сейчас. Как это ударило по рынку? никак!!!
        Телевизоры в 2014 скупили на 20 лет вперед, и что сейчас их не берут? еще как берут.

      4. Меня больше интересует вопрос, куда вся экономика (а не только дилерское сообщество) придёт таким образом. Да, есть запас прочности, но мы его уже который год на зуб пробуем. Так и треснуть может

    2. «мучаются вопросом: отправлять ли сотрудников в неоплачиваемый отпуск». Россия, 2021, социальная защищенность, право на труд, ну-да, ну-да, пошел я нахер:) Инспекция труда покинула чат.

      1. Думаю, там миллион нюансов, особенно после опыта «Апрель-2020»: какие трудовые договоры, с кем именно они заключены? С менеджерьём же обычно просто всё: оклад минимальный, остальное бонусы. Неоплачиваемый отпуск рисуется сам собой

      2. Да я знаю все эти «хитрые» лазейки нашего бизнеса:) Я и говорю, трудовая инспекция — бесполезное животное, к сожалению.

      3. Ну, в чем-то это справедливо. Менеджеры по продажам — не бог весть какая квалифицированная работа, чтобы давать пожизненные гарантии. Это не врачи, не МЧС, не специалисты высокого класса. Тут как бы риски (и плюсы) предопределены спецификой.

Добавить комментарий для Антон Л.Отменить ответ