ОСАГО опять стало дефицитом

Нам не удалось поймать эпичную очередь, но люди, толпящиеся о офиса страховой в 7 утра выглядят странно, ведь ОСАГО якобы можно оформить с любого смартфона

В Челябинске повторяется ситуация пятилетней давности: оформить полис ОСАГО снова удаётся далеко не всем, а перед офисами страховых компаний растягиваются многочасовые очереди. При этом использование автомобиля без обязательной страховки запрещено, более того, ГИБДД начала затягивать гайки в этом вопросе, подтвердив законность ареста безосажных водителей. С чем связан очередной кризис и как всё-таки оформить полис, мы спросили у экспертов.

На что жалуются автомобилисты

Сразу несколько читателей прислали нам свои истории. Один из героев не может оформить страховку на молодого сына, другой столкнулся с этой же проблемой, потому что сам имеет низкий стаж — чуть более трёх лет (при возрасте 36 лет). В третьем случае автомобилист не может застраховать грузовой автомобиль, а четвёртый обратившийся имеет повышенный коэффициент бонус-малус (КМБ). Мы расскажем историю последнего, потому что, в целом, все ситуации похожи.

— Я попадал в мелкую аварию три года назад, но из-за ошибки страховая подняла мой КБМ дополнительно из-за того, что наёмный водитель совершил ДТП на принадлежащей мне маршрутке и вместо него этот инцидент записали на мой счёт, — рассказывает Андрей. — В результате мой КБМ возрос до 1,4: сейчас я пытаюсь оспорить это решение, но суть не в этом. В сентябре я как обычно пришёл страховаться в офис АСКО на Краснознамённой, 3, что делаю уже лет пять или шесть, и обнаружил там большую очередь прямо на улице, а потом оказалось, что я вообще стал персоной нон-грата.

В первый день достояться Андрею не удалось. На следующий он пришёл в полседьмого утра, и с горем-пополам часам к 11 утра попал в офис, где, внеся его данные в компьютер, оператор сообщила, что система зависла.

— Вот знаете, ощущение, что просто сидит и лжёт в глаза! — возмущается Андрей. — Как система могла зависнуть именно на мне, а потом внезапно развиснуть и продолжить работать на других клиентах? На это мне ответили: можете ругаться, сколько хотите, делу это не поможет.

Тогда Андрей попытался купить полис через интернет (так называемое электронное ОСАГО), но и тут не срослось: дойдя до определённого шага система зависала. Он обратился в другие страховые, но результат оказался похожим. Андрей оформил письменную претензию и отвёз в офис «АСКО-Страхования» страховых, но ответа пока не получил.

Попытка купить полис через онлайн-агрегатор успеха не принесла: система перманентно выдавала сообщение, что страховая не ответила на запрос

— Эта ситуация возмутительна, потому что страхование по ОСАГО — не моя прихоть, а обязанность, установленная законом, — говорит Андрей. — Я всё равно добьюсь оформления полиса, потому что это стало делом принципа, но, подозреваю, что далеко не все автомобилисты настойчивы, а значит, мы просто получим растущее количество водителей без страховок.

Страховые не имеют права отказывать в продаже полиса ОСАГО обратившимся клиентам. Для аварийных категорий клиентов страховые могут устанавливать повышенный базовый тариф, плюс часть параметров учитывается коэффициентами, например, аварийность — с помощью КБМ, неопытность водителя — коэффициентом возраста и стажа. Год назад состоялась очередная реформа ОСАГО, которая позволила страховым более гибко подходить к формированию цены полиса и увеличила максимальную его стоимость.

Что говорят в страховой

Мы обратились за комментарием в компанию «АСКО-Страхование», где описанные трудности назвали лишь частными случаями.

— У компании «АСКО-страхование» десять офисов для работы с клиентами, и да, периодически в том или ином офисе возникает наплыв автомобилистов, поэтому мы советуем пользоваться сайтом и заранее уточнять, в каком офисе свободно, — сообщил представитель компании.

Что касается сбоев в работе программы, то с «невыгодностью» клиента они не связаны:

— Да, к сожалению, случаются программные сбои, и если они на нашей стороне — мы стараемся устранить их максимально быстро, — пояснили в «АСКО-Страховании». — Но бывают сбои и в работе с базой данной РСА, и здесь мы зачастую ничего не можем сделать. Но проблема не носит системного характера — это просто временные сложности.

Отчасти нестабильность работы страховой базы объясняется недавним запуском новой версии системы АИС ОСАГО (её называют АИС ОСАГО 2.0), из-за чего, по данным Банка России, действительно возросло число жалоб со стороны клиентов.

Проблема набирает обороты

По мнению директора «Центра страхования» Кирилла Смолина проблема всё же носит системный характер и продолжает усугубляться:

— Во многих страховых «сегментация» клиентов на выгодных и невыгодных встречалась и раньше, но «АСКО-Страхование» до последнего времени работала мягче, страхуя всех обратившихся, включая «токсичные» категории вроде таксистов и водителей грузовиков, — говорит специалист. — Видимо, недавно компания изменила подходы и теперь стремится тем или иным образом отсечь часть клиентов, которые имеют невыгодные с точки зрения страховой статистики параметры.

Помимо специфических категорий (мотоциклисты, таксисты, владельцы коммерческого транспорта) в список невыгодных чаще всего попадают неопытные и аварийные водители. Проблема существует не первый месяц: например, вот история молодого водителя, которого бортанули страховые. Зачастую не спасает и электронное оформление полиса, которое всё равно идёт через сайт страховой компании, позволяя ей отсечь невыгодного клиента с помощью ряда уловок (например, поймав его не несоответствии тех или иных параметров в базе данных).

Кирилл Смолин считает, что проблема связана с очередным витком борьбы страховых за повышение тарифов. Если не принять мер, может вернуться практика продажи ОСАГО «невыгодным» клиентам только в пакете с другими продуктами страховых.

Как бороться со строптивыми страховыми

Мы уже неоднократно рассказывали об этом, поэтому повторим тезисно. Страховая компания не вправе отказать клиенту в продаже полиса, и может лишь установить для отдельных невыгодных категорий повышенный базовый тариф (но в пределах коридора 2471–5436 рублей).

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов рассказал нам, что о подобной проблеме применительно к Челябинской области слышит впервые, и до сих пор были лишь отдельные жалобы из других регионов, как правило — от водителей такси. При этом он обрисовал алгоритм действий в случае отказа страховой:

— Договор ОСАГО — публичный, поэтому ни одна компания не имеет право лишать клиента возможности оформить полис, если он явился в компанию лично (при обращении по почте на это даётся месяц), — рассказал Сергей Ефремов. — Если же отказ происходит, пишите заявление на имя руководства страховой с требованием оформить полис и в случае отказала настаивайте на письменном обосновании его причин, после чего направляйте жалобу в РСА и Банк России.

Разговор с представителем страховой лучше записывать на смартфон. Как правило, видя настырного клиента страховые идут на уступки и выдают полис в соответствии с законом.

Сергей Ефимов добавляет, что молодые водители действительно являются убыточной категорией для страховых, но это отчасти учтено повышенными коэффициентами стажа и возраста.

Куда жаловаться?

Во-первых, оправьте обращение в интернет-приёмную Банка России или задайте вопросы по телефону горячей линии 8–800–300-3000 (звонок по России бесплатный). Во-вторых, направьте жалобу в адрес Российского союза автостраховщиков.

За езду без ОСАГО можно присесть

Параллельно входит в моду арест водителей, которые ездят без ОСАГО. На днях глава ГИБДД России Михаил Черников в ответ на запрос депутат ЛДПР Ярослава Нилова подтвердил законность такого подхода. О подобном прецеденте мы рассказывали недавно — автомобилиста обвинили в невыполнении законного распоряжения сотрудника полиции, за что по части 1 статьи 19.3 КоАП ему грозило наказание вплоть до ареста на 15 суток. В том случае он отделался штрафов в 3000 рублей.

Позже в фокус внимания СМИ попали ещё два похожих инцидента, закончившиеся реальным арестом: в одном случае на двое суток, в другом — на семь.

К чему привели прошлые кризисы ОСАГО

Сложности с покупкой полиса, обострившиеся в 2014 году, повлекли масштабную реформу ОСАГО, которая прошла в два этапа. Так в 2014-2015 года базовый тариф, неизменный в течении 10 лет, подняли с 1980 рублей до 3432–4118 рублей, то есть впервые ушли от жёсткого ценообразования. Стоимость полисов выросла примерно двукратно, но это не помогло: в 2016 году рынок опять столкнулся с дефицитом.

Для борьбы с нездоровой ситуация было принято несколько мер, в частности, электронная продажа полисов и очень спорная система «Единый агент». Для борьбы с навязанными страховками жизни или имущества Банк России ввёл период охлаждения, позволяющий в течение 14 суток расторгнуть ненужный договор.

Ситуация на рынке более-менее стабилизировалась, но реформа ОСАГО продолжилась. В 2017 году состоялся переход на «натуральное ОСАГО», когда приоритетной формой компенсации ущерба стало направление на ремонт. В 2019 году для решения участившихся споров между клиентами и страховыми добавили новую инстанцию — финансового омбудсмена. При оформлении мелких ДТП приоритетным способом стал европротокол — лимит выплат подняли до 400 тысяч, а саму процедуру упростили.

Для фундаментального решения проблем с доступностью ОСАГО власти выбрали путь «либерализации» процедуры: если в нулевых годах стоимость полиса определялась самим законом об ОСАГО, то постепенно появился тарифный коридор, что позволило страховым гибче подходить к тарификации разных групп клиентов. В 2020 году тарифная вилка была расширена и сейчас составляет 2471–5436 рублей. Кроме того, власти ввели более детальную сетку коэффициентов, например, возраста и стажа, что должно было снять проблему молодых водителей. На практике же даже возросшие тарифы не сделали ОСАГО полностью доступным, а значит, стоит ждать очередного витка «либерализации» (то есть повышения) ставок.

Из последних новостей — отвязка ОСАГО от техосмотра. После долгих мытарств правительство решило всё же отменить принудительный техосмотр для частных машин (кроме ряда исключений).

7 Comments

  1. >>>Страховая компания не вправе отказать клиенту в продаже полиса, и может лишь установить для отдельных невыгодных категорий повышенный базовый тариф (но в пределах коридора 2471–5436 рублей).
    ______
    Интересно поглядеть на тех «выгодных», у кого базовый тариф посчитан от минималки 🙂

    >>>Тогда Андрей попытался купить полис через интернет (так называемое электронное ОСАГО), но и тут не срослось: дойдя до определённого шага система зависала.
    ______
    Может надо начинать штрафовать страховые за подобные «технически накладки»

    1. У Центробанка есть рычаги для наказания компаний, которые грубо нарушают правила, другое дело, что для этого нужны шквальные жалобы клиентов. Я подозреваю, что большинство просто ездит без страховки. Те упорные единицы, что долбят страховые и просят продать им дорогую страховку (ведь у них высокие коэффициенты) — это, скорее, исключение.
      А вообще ждём очередного подорожания ОСАГО. Выборы прошли, уже можно реформировать дальше

  2. Такая токсичность уже где то год тянется. Список неугодных, в принципе, постоянен. Такси, мотоциклы, частные автобусы, и конечно же- стаж до трёх лет, и последние полгода, в этом же списке побывавшие в дтп в течении последних двух лет. И да, всегда вылетает база. ЦБ глубоко пох. СК все денег мало, прибыль в 20% для них как обычно совсем не прибыль. Да и обсуждают ликвидацию платформы ЕОсаго, а именно Е-гаранта. Та что… Ухуели.

    1. Таксисты — да, но и частников все больше. У нас после статьи куча обратки по разным регионам именно по частным машинам, причем есть ощущение, что со старыми колымагами также проблемы. Видимо, ширится список.

      1. «и конечно же- стаж до трёх лет, и последние полгода, в этом же списке побывавшие в дтп в течении последних двух лет», как бы. Посмотрю сам что скажет Аско в конце начинающегося месяца, как раз заканчивается. Но, у меня, нет токисчных позиций. Предполагал, что, в этот раз придётся включать в свой полис дочь, которая отучилась в ДОСААФ(мой полис отличается от полиса жены, только пропиской собственника, а именно мой-Трехгорный, ее-Чё, а разница в два раза, при всех прочих равных условиях, а они действительно равны), но не случилось. Не стала сдавать экзамены в ГИБДД, потому что, ЕГЭ и поступление в ВУЗ. Вчера, кстати, приняла присягу. Поздравлений не жду, просто констатирую факт, теперь мой ребенок, курсант академии ФСИН, в г. Рязань, факультет психологии… Вдруг, кому из причастных данного ресурса, через пять лет пригодится. Знайте, что будут связи. А права, ну посмотрим в какие нибудь каникулы сдадим.

    2. Обратка не прекращается. Всё пишут и пишут, причем с разных регионов. Похоже, проблема действительно усугубилась в последнее время

      1. Обратка была, у меня всегда. Это до вас, щас только стало доходить. Видимо все таки рычаги заканчиваются.ж…

Добавить комментарий для krasnovwebОтменить ответ