Читатели — о коллапсе ОСАГО

Реакция чиновников на нашу статью о невозможности купить ОСАГО была недоуменной: так, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов сказал, что не слышал о подобной проблеме от водителей-частников. Однако после выхода статьи мы получили обширную обратную связь от читателей, из которой можно понять, каким именно автовладельцам чаще всего отказывают страховые. Проблема выглядит системной и всё более повсеместной.

Ранее мы рассказывали, как страховые отказывают в оформлении полиса молодым водителям и автомобилистам с высоким коэффициентом бонус-малус (КБМ).

Нежеланные старики

Вот что написал владелец старой «Волги» ГАЗ-2410 Николай:

— Я клиент не проблемный, в авариях за 29 лет стажа не участвовал, деньги из страховых не выколачивал. Автомобиль у меня в отличном техническом состоянии, пусть и довольно возрастной. В чем дело — не пойму, но застраховать онлайн не удалось: всё время выдает ошибку. А когда приехал в офис, там очередь, как в мавзолей, и, судя по лицам отфутболенных клиентов, ясно, что я не один такой. Поехал в другую страховую, потом в третью… В конце концов в одной компании сказали, мол, давайте попробуем. Через три часа штурма постоянно зависающей системы мне удалось получить долгожданный полис. Не ожидал таких мытарств.

Похожую историю рассказывает владелец «Нивы» 1999 года с той лишь разницей, что застраховаться ему так и не удалось. В полисе отказали и владельцу Suzuki Escudo того же года выпуска, который до этого регулярно страховался в одной и той же компании и в аварии не попадал. Рейд по страховым результата не дал, в итоге владельцу «Сузуки» удалось купить полис у агента, но с наценкой: во-первых, сама страховка при тех же параметрах поднялась в цене с 6700 до 8700 рублей, во-вторых, 2000 рублей пришлось отдать самому агенту за услуги.

В Карачаево-Черкессии владелец Subaru Impreza 2008 года выпуска столкнулся с откровенным отказом в страховой, где покупал полис последние шесть лет:

— Они мне прямым текстом сказали, что больше не страхуют машины старше 2010 года, дескать, у них есть свои риски, а такие машины часто попадают в аварии. Я написал им претензию, но вот уже прошло два месяца, а ответа нет. Да, езжу пока без страховки — ну а что делать?

Проблемы — во многих регионах

Жалобы поступают нам из разных частей России, например, житель Владивостока рассказал, что уже почти две недели пытается оформить страховку, но всё время на последней стадии происходит технический сбой. Еще хуже ситуация в Кызыле (республика Тыва). Вот как описывает свои попытки купить полис местный житель:

— Не смогу с весны застраховать автомобиль, офисов страховых компаний здесь нет, сидят только агенты, которые ссылаются на то, что база «виснет». Заходишь на сайт страховой, вносишь данные, программа просит загрузить сканы документов и далее пишет: «Ваши данные направлены в РСА на проверку». И либо на этом всё зависает, либо приходит ответ: «Ваши данные не согласованы». Был случай, когда я неделю сидел и постоянно загружал все данные, наконец-то выскочил список страховых компаний, которые работают с Тывой по системе электронного ОСАГО, но страховая премия почему-то получалась сразу в два раза больше.

По словам жителя, проблема распространена и на нее жалуются многие знакомые.

— Сейчас с ОСАГО полный бардак, а если застрахуешь, то еще проблема будет страховое возмещение получить, — резюмирует он.

Другой автомобилист из Челябинска иронизирует:

— Ни одна страховая не отказывает в оформлении полиса, они просто говорят: «Попробуйте позже, у нас в системе сбой». А оформить полис на мотоцикл вообще нет никакой возможности. Когда уже закончится этот беспредел?

С проблемами по-прежнему сталкиваются и молодые водители или их близкие. Инвалид из Новосибирска рассказал нам свою историю:

— Страховой агент по месту жительства не может добавить в полис моего сына, говорит, что я должен явиться в главный офис лично, а это далеко и для меня проблематично. Сын получил права в июле 2021-го, и страховать его просто отказываются. Местному агенту грозят увольнением, если он впишет моего сына в полис.

Ищем альтернативные пути

Житель Челябинска рассказал, как ему удалось купить полис в обход страховой:

— Я клиент одной и той же страховой уже много лет, при том имею максимальную скидку — КБМ у меня равен 0,5. Приехал оформлять очередной полис, но произошел якобы сбой программы, менеджер три или четыре раза пыталась ввести данные, но безуспешно. Предложила оформить полис самостоятельно. Самое удивительное, что дома оформил е-ОСАГО без проблем, правда, на 300 рублей дороже. Может быть, в этом всё дело?

Но и с е-ОСАГО возникает много проблем, например, опытный водитель написал нам следующее:

— Они теперь всех отбривают! У меня 17 лет безаварийного стажа, но е-ОСАГО сделать не смог ни в одной из шести компаний, пока не воспользовался «помощью друга».

Попытка купить полис через онлайн-агрегатор успеха не принесла: система перманентно выдавала сообщение, что страховая не ответила на запрос

Еще один автомобилист, прочитав комментарии представителя РСА об отсутствии глобальных сложностей на рынке ОСАГО, отреагировал так:

— Да он просто лукавит! Я лично сталкивался с проблемами в оформлении полиса ОСАГО, лично писал жалобы в РСА и Банк России, но так и не получил ответа ни разу. Обращался раза четыре. Причина была, скорее всего, в завышенном коэффициенте бонус-малус у жены.

Таксистов зарядили на деньги

В РСА признали, что если и получают жалобы, то в основном от водителей такси. Помимо невозможности купить ОСАГО ряд таксистов отмечает резкий рост стоимости страховки.

— У меня Skoda Rapid с двигателем 1,6 литра, сам за рулем с 1992 года, в авариях не был, но если в прошлом году страховка стоила 22 тысячи, то сейчас без малого 34 тысячи, это нормально вообще? — возмущается таксист Александр.

Для такси расчет стоимости полиса производится по той же схеме, что и для обычных машин, однако максимальное значение базового тарифа составляет 9619 рублей против 5436 рублей, то есть страховка при прочих равных почти вдвое дороже и может превышать 50 тысяч рублей.

Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов также считает, что до сих пор основные сложности с оформлением ОСАГО возникали именно у таксистов, причем по всей стране:

— В первую очередь можно отметить Татарстан, Приморский край и Челябинскую область — регионы, откуда поступают сведения о сложностях при покупке ОСАГО, — говорит он. — Наибольшее число их идет от водителей такси, которые сами зачастую не горят желанием приобретать страховые полисы и скрывают от страховщиков факт коммерческого использования автомобиля. Владельцы такси занимают первое место среди самых убыточных сегментов страхователей ОСАГО.

Что касается остальных категорий, Петр Шкуматов убежден, что проблема «дефицита ОСАГО» требует комплексного решения:

— Нужно расширение тарифного коридора и формирование стоимости ОСАГО по рыночным принципам. Кроме того, необходима работа по снижению аварийности. Уже сегодня представители страхового рынка в лице Российского союза автостраховщиков нашли способ снизить градус напряжения и сделать полисы обязательной автогражданки доступнее для автомобилистов с высокими коэффициентами аварийности. Будет создан перестраховочный пул компаний, а выплаты высокорисковым категориям водителей планируется распределять между этими страховыми компаниями. В любом случае это решение является вынужденной и временной мерой, принятой в силу обстоятельств.

Число безосажных растет

Пока же автомобилисты всё чаще отказываются от полисов ОСАГО в принципе. По оценкам страховой компании «Согласие», сейчас их количество превысило 2 миллиона по стране, а это 5–7% от общего числа активных автомобилистов.

— И речь не просто о людях, которые имеют права, речь о водителях, которые регулярно выезжают на дороги, — поясняет директор департамента андеррайтинга компании «Согласие» Павел Нефедов. — И если такой водитель без ОСАГО врежется в другой автомобиль, как он будет покрывать ущерб? Об этом стоит думать не только тем, кто не покупает ОСАГО в надежде, что удастся «проскочить», но и тем, кто может столкнуться с таким водителем на дороге. По нашей оценке, 10% автовладельцев регулярно создают опасные ситуации на дороге.

Штраф дополнили арестом

Штраф за езду без ОСАГО составляет 800 рублей, но в последнее время появилась более хитрая практика: при первой остановке инспектор ГИБДД выписывает водителю требование не садиться за руль автомобиля без действующего полиса ОСАГО, а при повторном инциденте оформляет постановление по статье 19.3 КоАП за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. За это грозит крупный штраф или арест на срок до 15 суток.

Петр Шкуматов считает такой подход правильным и настаивает на ужесточении наказания за езду без полиса.

— По моему мнению, одного штрафа было недостаточно для борьбы с автовладельцами, которые принципиально не покупают страховку. Из-за незначительности наказания большинство нарушителей не понимали всю серьезность нарушения, поэтому я считаю, правоохранители приняли абсолютно верное решение по ужесточению наказания: если после получения предписания отказаться от вождения без ОСАГО водитель снова попадет в поле зрения сотрудника ГИБДД, то, помимо еще одного штрафа, его ждет наказание по статье 19.3 КоАП вплоть до административного ареста на срок до 15 суток.

Остается, правда, неясным, что делать водителям, которые не могут оформить полис ОСАГО из-за строптивости самих страховых.

Как заставить страховую продать полис

Представитель РСА Сергей Ефимов подчеркнул, что законных оснований для отказа у страховых нет:

— Договор ОСАГО публичный, поэтому ни одна компания не имеет права лишать клиента возможности оформить полис, если он явился в компанию лично (при обращении по почте на это дается месяц), — рассказал Сергей Ефремов. — Если же отказ происходит, пишите заявление на имя руководства страховой с требованием оформить полис и в случае отказа настаивайте на письменном обосновании его причин, после чего направляйте жалобу в РСА и Банк России.

Разговор с представителем страховой лучше записывать на смартфон. Как правило, видя настырного клиента, страховые идут на уступки и выдают полис в соответствии с законом.

Куда жаловаться?

Во-первых, отправьте обращение в интернет-приемную Банка России или задайте вопросы по телефону горячей линии 8 800 300-3000 (звонок по России бесплатный). Во-вторых, направьте жалобу в адрес Российского союза автостраховщиков.

12 Comments

  1. «если после получения предписания отказаться от вождения без ОСАГО водитель снова попадет в поле зрения сотрудника ГИБДД, то, помимо еще одного штрафа, его ждет наказание по статье 19.3 КоАП вплоть до административного ареста на срок до 15 суток.»
    Может, в этом случает ГИБДД принудительно выдаст полис этому водителю, естественно, за его же счет?

      1. Мне что ли вас учить, как вносить изменения в конституцию?

  2. Если не работает база то можно взять калькулятор, ручку и рассчитать стоимость полиса в ручную, после этого его выписать. Они ведут базы для своего удобства.
    Если этого ни кто не делает значит есть умысел на «отфутболивание».

    1. Могу ошибаться, но полис, не внесённый в базу РСА (которая этим летом прошла полный апгрейд) не будет считаться действительным.

      1. Пусть РСА сделает открытый интерфейс куда страховые смогут вносить данные клиентов.
        Давайте найдём крайнее гос учреждение с кого можно спросить. Нас законодатель обязал страховать осаго. Пусть создаст условия для выполнения законов.
        Разговаривать с комерсами для которых в приобретёте прибыль смысла нет.

      2. Я не очень знаком с IT-схемой страховых, но из рассказов агентов, имитация «сбоев» идёт на уровне ПО самих страховщиков. У базы РСА есть сбои (в том числе из-за обновления системы), но не такие частые. А если говорить о проблемах, описанных в статье, то они возникают как будто из-за намеренного саботажа в конкретных компаниях. Они же каким-то своим софтом пользуются, и то же актуально для оформления электронного ОСАГО: есть барьер в виде сайта страховой (мы же не у РСА полис покупаем). И получается, что база РСА может и работает, но страховая делает вид, что не может получить туда доступ. А чтобы это доказать, нужно «маски-шоу» устраивать с допросом айтишников и изъятием жёстких дисков.

      3. «А чтобы это доказать, нужно «маски-шоу» устраивать с допросом айтишников и изъятием жёстких дисков.» да было бы желание, ну. Зачем допрашивать айтишников, достаточно просто наказывать штрафом пару млн рублей компании, которые по ЛЮБЫМ причинам отказывают в оформлении. У нас вон сайты блокируют без решения суда, что мешает так же блокировать работу страховых? Не хотят работать — идут нахер и всё, на их место придут другие. Но но, это где-то в параллельной реальности. А в нашей они там все между собой дружат и крайними останутся обычные люди 🙂

      4. По идее, их и нагибают, но там же как: нужно чтобы человек подал жалобу (а это один из ста), потом нужно доказать, что сбой был намеренный. Короче, это возможно, если бы РСА в принципе этим занималась. Так-то контора довольно мёртвая, по тому, как они «организовали» систему техосмотра виден их потенциал. Так, говорящие головы для пресс-конференций, да лоббисты повышения тарифов.

  3. Сегодня вырвался в город. На очередное ТО, в связи с моей критической точкой зрения, в отношении к дилеру, кое как записали, после рекомендаций связаться с юристом их компании, перезвонили на следующий день, правда с опозданием на 4 часа, от оговоренного, тоже ссылались на зависание базы. Но мы то знаем… Машину страховал в АСКО, полис делали прям там у дилера, ну и полис поддержки всегда покупал, проблем ни когда не было. Да и страхуюсь у них постоянно, и свою машину и машину жены. Сегодня,у дилера, так же подошёл к девочкам по работе с СК. Удивили, что более, с АСКО не сотрудничают, типа там в СК какие то сплошные заморочки. Попросил посчитаться в другой СК, сказала что занимается каким то проектом, другим, и мной ей заниматься не когда.
    Полис у меня заканчивается в конце месяца. Поехал в СК на пр.Победы. подождал час в очереди. Требуют паспорт владельца, паспорт страхователя, и права всех водителей. Я говорю, что с прошлых раз, ну совсем ничего не поменялось. Говорят, нам пох, давай все документы, фотки доков не катят идите делайте копии. Мама у меня (хозяйка ТС)в Крыму до ноября, разумеется с паспортом. А где сейчас сделать копии доков, я даже не в курсе, какой то возврат в конец 90. Надо копицентр у офисов СК открывать. Говорю, барышня, а завтра вы работаете? Нет. Мы работаем с 8 до 16-30 с понедельника по пятницу. И обед ещё цельный час с 13-14.
    Всё ж, сука, для людей. Я тоже работаю в пятидневку, но в 8-00 я уже на работе, а в 16-30, я ещё на работе, и до ближайшего офиса СК мне минимум 50км пилякать с работы. И суббота у них выходной. Попробовал через сайт с телефона, виснет и выдает ошибки. Да мы им нахуй не нужны со своим ОСАГО. Одно радует, тетя прикинула стоимость полиса, по старым данным, и сказала что полис обойдется мне в 3970.

    1. Я думаю, вся эта канитель с копиями — ещё один способ отшить клиента. Принесёшь копии, скажут, что-то не чёткие)))

      1. получилось предварительно оформится через сайт, но при этом стоимость полиса вместо 3900 стала 4700, веселуха. Попробую еще раз посетить офис продаж

Добавить комментарий для мдаОтменить ответ