Почему я остыл к автомобилям

Читатели негодуют, почему я стал мало писать про автомобили. А я, наверное, уподобился крысам на корабле, которые чувствуют, что скоро всему плаванию придёт айсберг. Мы наблюдаем агонию автомобиля, которая продлится ещё лет двадцать и закончится его эволюционной гибелью.

Концепция классического автомобиля (кузов+руль+колеса+ДВС) приблизилась к совершенству лет десять назад и дальнейшего её развития не будет: по крайней мере, в рамках нынешних ограничений по экологии и безопасности. А что будет? Самый простой ответ — будут электромобили и будет автопилот. В обоих случаях копится критическая масса технологий, чтобы из нишевых продуктов стать мейнстримом где-то к середине века.

Но дело даже не в этом. Автомобилю приходит каюк, потому что меняется сама транспортная концепция. Меняется поколение людей. Вашим детям уже нафиг не нужен большой вонючий джип как способ продемонстрировать (или компенсировать) размер своих причиндалов. Им не нужна универсальная машина на все случаи жизни. Возможно, им не нужна личная машина вообще, как не нужен и свой самокат пока есть доступный кик-шеринг.

От этих мыслей мне дико. Для моего поколения, выросшего в 90-х на вкладышах Turbo и американских фильмах, автомобиль был предметом обожания и культа. Он был продолжением твоей личности, твоей свободы, твоего дома. Мы любили свои первые машины, давали им имена и не допускали пошлых мыслей из серии: а не дешевле ли на такси? (гореть вам в аду за такое малодушие). Мы готовы были тратить на автомобиль сколько угодно, потому что без него мы были рыцарями с голыми задами и верхом на оглоблях.

Я и сейчас не представляю себя человеком без автомобиля. Мне так удобнее, спокойнее, веселее. Я не мыслю себя клиентом кар-шеринга и сама технология кажется мне жутко неудобной, дикой и противоестественной: примерно ту же брезгливость я испытываю к проституткам. Наверное, в нас ещё сильны кулацкие, собственнические корни, которые требуют обладать квартирой, машиной, женщиной, профессией, мнением… Ну, мы так воспитаны.

Но на смену идёт другое поколение, более виртуальное и ленивое. И для него идея владеть чем-то всегда взвешивается на весах целесообразности. Если в городах разовьётся беспилотный шеринг (ну, или беспилотное такси), молодёжь будет скептически смотреть на все головняки, связанные с обладанием машиной: все эти страховки, тэошки, смену шин, изучение ПДД… Снизится и сама потребность в перемещениях: пусть пандемия выявила ряд проблем с дистант-технологиями, их решение — вопрос времени.

Автомобилисты старой закалки, услышав про всякие там «Теслы», начинают рассуждать про «финансовый пузырь», малые пробеги, отсутствие электрозарядок, юридические аспекты беспилотников и так далее. Но они мыслят в рамках старой парадигмы, пытаясь представить на месте своего «Туагера» такой же, только электрический и без руля. Они говорят: беспилотный электрический «Туарег» невозможен и ненужен. И тут они правы: именно «Туарег» не нужен. Но городам нужны менее универсальные машины, главное достоинство которых — не слишком обременять владельца. Не отвлекать его от смартфона или VR.

Электрический спорткар с автопилотом — это пока отдалённая перспектива (и спорная концепция). Но моторизованные кэбы, которые ездят по выделенным полосам не быстрее автобуса — идея почти реализованная: в татарском «Иннополисе» уже сейчас наматывают сотни километров беспилотные «Яндекс-такси». Но не говорите пока яндекс-таксистам, не расстраивайте заранее.

Конечно, олдфаги ещё лет пятьдесят будут седлать свои «Туареги», также как не перевелись любители верховой езды. Что до остальных, я предвижу постепенное размытие между понятиями частный и общественный транспорт. Личные машины не исчезнут, но перестанут быть обязательной программой. Также моё поколение, в отличие от родителей, не считает нужным хранить дома банки с компотом или, допустим, наборы инструмента на все случаи жизни. Нам проще заказать доставку и не зазорно вызвать «мужа на час».

А что до журналистики, то кризис автомобиля сказывается и на интересе к профессии. Иной раз садишься в новый кроссовер (ни одной общей детали с предшественником) и не можешь понять: а что же тут в реальности нового, кроме дизайна и количества тачскринов?

Но, как бы там не повернулось, для меня автомобиль — это как первая любовь. Проходит, но не забывается.

21 Comments

  1. >>>Для моего поколения, выросшего в 90-х на вкладышах Turbo и американских фильмах, автомобиль был предметом обожания и культа.
    ____
    я застал но для меня авто сегодня это скорее неудобство больше чем бонусы. я бы давно отказался от него, но по ряду причин пока вынужден его содержать. причем содержание его весьма недешевое, но…

    >>>Я не мыслю себя клиентом кар-шеринга и сама технология кажется мне жутко неудобной, дикой и противоестественной: примерно ту же брезгливость я испытываю к проституткам.
    ____
    ну к каршеру я тоже скептически. а вот аренда на несколько дней у дилера подготовленной машины вполне себе, но пока для жопмира это не актуально

    >>>Автомобилисты старой закалки, услышав про всякие там «Теслы», начинают рассуждать про «финансовый пузырь», малые пробеги, отсутствие электрозарядок, …
    ____
    ггг, ну я тоже помню участвовал. да и сейчас есть за что попинать. к примеру цена, пробег зимой, отсутствие зарядок.

    ну и лично мое имхо зацикленность на «ИИ на уровне авто» неверна. машина должны уметь обмениваться не только друг с другом но и с узлами обмена данными которые должны покрыть автодороги на подобии сотовой связи.

    1. Кстати, да, есть упомянутая вами зацикленность на «ИИ на уровне авто», но сам-то автопром давно преодолел её, в современной концепции автомобили обмениваются информацией друг с другом (V2V), с инфраструктурой (V2I) и с центром связи, что уподобляет их рою пчёл. Так можно в том числе контролировать пробки по принципу «тише едут, дальше будут».

      1. Ну значит я упустил. Хорошо раз так. Правда я сомневаюсь что вхожу в группу потребителей 🙂 по причине того что не быстро и не дешево

  2. Хоть и грустно, всё так.
    Мне вот интересно: эта перестройка сознания к чему приведет… С одной стороны, вроде бы избавление от фетишей — это как бы взросление. А с другой, потребность в материальных вещах никуда не делась, а даже развивается, кардинально меняется лишь отношение к собственности и конъюнктура экономических взаимоотношений. Предметом купли-продажи все чаще становится услуга, а не товар. Сам товар при этом эволюционирует (деградирует?) до средства производства.
    Человек в этих условиях отделяется от материального мира сервисным буфером и теряет возможность выстроить свои физические границы по признаку собственности на материальные объекты, а также теряет навыки рационального использования этих объектов.
    Индивидуальность и приватность уступает место радостному коллективному потреблению с перерывами на обслуживание механизмов потребления.
    Другими словами, пиздец, товарищи. Все чаще хочется уехать на V8 в тайгу или сразу к Пелевину, где бы он ни скрывался)

    1. Пелевин в Калифорнии вроде бы живёт, так что твоё желание вполне понятно 😀
      А эволюция общества, наверное, похожа на эволюцию живой природы: становится много корма и мало хищников — у наших условных антилоп отпадают рога, нарастают ляжки и пропадает инстинкт делать запасы. А потом наступает ледниковый период, и выживают рачительные бурундуки.

      >>>Человек в этих условиях отделяется от материального мира сервисным буфером и теряет возможность выстроить свои физические границы по признаку собственности на материальные объекты, а также теряет навыки рационального использования этих объектов.

      Мне вот тоже кажется, что при полном уходе в концепцию шеринга мы получаем форму капиталистического коллективизма, который чем-то напоминает тот же совок, где ты всегда должен быть как бы на виду. И гиперзависим от своей среды.
      Сейчас, кстати, даже у наших ровесников есть поветрие не иметь квартиру — ездить по съемным. Мол, удобнее, гибче, свободнее. Я совершенно не осуждаю такой образ жизни, люди разные, но сам бы так не смог.

      1. Вот-вот, я об этом и говорю. Цифровой коммунизм и свобода выбора зависимости.
        И пусть это несовременно, мне ближе система ценностей бурундука, хоть и стараюсь смотреть на вещи гибко.
        Проблема в том, что условные антилопы в таких условиях еще и глупеют, что неизбежно приводит к перегибам и крайностям в понимании и использовании даже очень хороших инструментов.

      2. Вообще интересно, куда идёт общество: с одной стороны, масса новых крутых технологий и сервисов + завышенные до небес ожидания уровня жизни. С другой, мы вступаем в полосу затяжного экономического спада, и рано или поздно большинство людей начнут ощущать это на себе, усилится расслоение, распухнет прослойка людей за чертой бедности (тут добавим сокращение рабочих мест за счёт автоматизации). И государствам, чтобы удержать власть, нужно будет чем-то этих людей занять и успокоить. Фиг знает, как это будет происходить. Думаю, в том числе за счёт развития виртуальных технологий. Грубо, ты не можешь позволить себе нормальный дом, но есть виртуальная среда, где у тебя охереть какой классный особняк))) И сюда же вписываются технологии шеринга: денег на машину нет, но есть компромиссное решение. Тут сразу решается вопрос и доступности благ, и подконтрольности их потребителей. Ибо не нравится — ещё и без подписки останешься, так что играй по правилам и будь благодарен.
        Ну, а чего мы хотим? Мы растущий муравейник. Мы делим себя на всё большее число. Это неизбежно, просто человеческой природе (очень эгоцентричной) сложно это принять.

      3. Интересно, что долгое время в структуре компетенций человека господствовала парадигма, что существуют hard skills (навыки, полученные через академическое образование) и soft skills (навык и, развитые для увеличения конкурентоспособности в профессии). Сейчас в эпоху так называемой 4-й промышленной революции все это уходит на второй план, главным фактором профессиональной состоятельности выступает способность к адаптивности и пластичность восприятия.
        То есть уже совершенно неважно, что ты умеешь. Важно, как быстро ты готов учиться новому.
        В интересном мире будут жить наши дети.

      4. Есть еще такая категория людей, которые активно жгут за собой мосты ко всему устаревшему или неактуальному. Такие прогрессофилы.
        Когда гугл хочет собрать о них данные или яндекс предлагает оптимальный маршрут до дома, они всегда в первых рядах.
        Поэтому они иногда попадают в ситуацию, когда рога уже отпали, а хищники еще опасны.
        Бурундуков же жизнь научила тому, что фундаментальные законы мироздания меняются гораздо медленнее, чем форматы их подачи, и путать одно с другим точно не стоит.
        Справедливости ради нужно отметить, что среди ярых антиваксеров, например, больше бурундуков.
        Поэтому универсальное правило будет таким: никакой сервис никогда не заменит интеллект и способность к критическому мышлению, и это именно то, что нужно развивать независимо от контекста.

      5. Интересный тезис: среди антиваксеров больше бурундуков. Я бы сказал, среди антиваксеров больше любителей велнеса, экологии и духовности, тогда как бурундуки в моём понимании более прагматичны)))

      6. Один из главных аргументов антиваксеров: она еще не проверена, — как раз и отражает присущий бурундукам консерватизм. Это имел в виду.
        Но практика применения универсального правила (см. выше) вполне допускает появление популяции вакцинированных и, одновременно, высокодуховных бурундуков, а также любых других сочетаний)

      7. Видишь, моя вера в прививки основана как раз-таки на консерватизме мышления, потому мы ещё со времён сэсэра были обколоты и ничего. При всём загоне науки российским учёным я верю в большей степени, чем сумасшедшей интернет-тусовке или условному терапевту, который 45 лет назад слушал курс вирусологии))))

      8. >> Видишь, моя вера в прививки основана как раз-таки на консерватизме мышления

        Это та ситуация, когда консерватизм — это способ думать, а не способ быть несогласным. Мое универсальное правило в действии.

  3. >>>>Интересно, что долгое время в структуре компетенций человека господствовала парадигма, что существуют hard skills (навыки, полученные через академическое образование) и soft skills (навык и, развитые для увеличения конкурентоспособности в профессии). Сейчас в эпоху так называемой 4-й промышленной революции все это уходит на второй план, главным фактором профессиональной состоятельности выступает способность к адаптивности и пластичность восприятия.

    Вероятно, в будущем наших детей будет рабочая иерархия в форме айсберга. На вершине — самые умные (hard skills masters), пониже чуть большая прослойка их «интерпретаторов» и далее, далее. И внизу — исполнительная биомасса, уравненная в функционале с роботами, следующая инструкциям. Для неё главный принцип как в армии — не думать слишком много.

    1. Думаю, что все будет развиваться более стихийно. Система взаимоотношений настолько сложна, что вряд ли существует тот, кто понимает ее целиком. Поэтому роли проектировщика и исполнителя не особенно отличаются в том смысле, что проектировщик — это и есть исполнитель, просто с функцией проектирования.
      Система уходит в фазу самоподдержания, поэтому способность к адаптации и есть главный фактор выживания.
      Завтра водители окажутся на улице, послезавтра бухгалтеры. Это не чей-то злой умысел, а продукт системы, которую мы сами и развиваем. При этом не развивать ее тоже нет никакой возможности.

      1. Я даже не исключаю появления «холостых профессий», которые нужны государству лишь для того, чтобы поддерживать иллюзию занятости людей. Можно просто деньги с вертолёта раскидывать, но это чревато (депрессия, алкоголизм), поэтому лучше придумать какое-нибудь пустяшное занятие, которое без проблем и робот выполнит, просто чтобы люди не сидели без дела.
        А так да, мы все есть часть этого процесса, и самые верхи зависимы от него не менее, чем низы (просто чуть в ином ключе).
        Но всё же я думаю, что отточенный ум и набор хардскиллов в будущем будет цениться, потому что те же нейронные сети — это капец какая сложная математика. Но если в Советском союзе, например, старались низы сделать более-менее образованными, то я не удивлюсь, если в капиталистическом формате наоборот будут их вольно и невольно отуплять до состояния пустых глаз и капающей слюны. Короче, мой тезис, что будет увеличиваться расслоение — и социально, и интеллектуальное.

      2. Холостые профессии, если разобраться, есть уже сейчас))
        А что касается расслоения, к сожалению, не могу не согласиться. Скорее всего, да, будет усугубляться.
        С другой стороны, тем приятней оставаться в клубе krasnov74, который участвует в формировании иммунитета от пустых глаз. Ну либо деградировать вместе с ним при самом худшем сценарии))

      3. У меня в очередной книге (а там действие в 2039 году) есть профессия «кликер» — человек, который несколько часов в день должен выполнять ничего не значащее действие (клик) в ответ на команду. Это даже не накликивание просмотров или другая целесообразная деятельность, это просто занятие ради занятия, чтобы человек был в поле зрения государства, чтобы соблюдался закон пропорциональной оплаты: кто более покорный, тот больше получает. В принципе, да, нечто подобное есть и сейчас, но я довёл уже до абсурда

      4. В сетевых системах и блокчейне, в частности, уже есть понятие proof of work, как некое обеспечение легитимности чего-либо.
        Основано оно на выделении ресурса в обмен на определенное разрешение. Причем не всегда речь идет о преобразовании ресурса, скорее, это просто способ верификации.
        Поэтому лояльность, которую можно измерить, вполне может быть таким ресурсом. Совсем не исключаю появление профессии «кликер» даже раньше 2039 года)

      5. «появления «холостых профессий»
        В смысле появления? Да этих профессий каждая вторая. Про госдуму и всё такое я не буду. Хотя буду.
        1) Госдума и всё такое прочее. Армия дебилов за отличную зарплату ради ИБД.
        2) Срочная армия
        3) Всякие бесконечные министерства и их работники, один ПФР чего стоит со всем своим штатом. Никогда не задумывались, чего там считает вся эта армия? Ну понятно, что пенсии, а что конкретно? Ведь они не на счётах считают, а на компе, а компу без разницы сколько строчек считать) А эти есть в каждом городе, и в каждом городе там куча всяких непонятных людей работают:)

        Ну список можно продолжать, но чёт не охота)

      6. Ну, по замыслу это профессии целесообразные. А я имею в виду заведомо бесполезные

Добавить комментарий для ЧебурашкаОтменить ответ