«Все говорили: страховать надо было. А я застраховала…»

Когда государство бросилось помогать жителям сгоревших поселков Джабык и Запасное, ряд умудренных опытом интернет-экспертов презрительно фыркали: зачем, мол, строить им новые дома? В конце концов, раз они домовладельцы, это их частная собственность, а на случай эксцессов нужно иметь страховку. В Джабыке действительно были те, кто страховал свой дом: на днях в редакцию 74.RU со своей историей обратилась Надежда Горбаконина. Только история эта не столь победоносная, как представлялось нашим комментаторам.

«Страхуюсь с 2013 года…»

— Я добровольно страховалась уже много лет, — говорит Надежда. — Сама пришла в страховую, потому что понимала: живу в сельской местности, а тут мало ли что — наводнения, размывы, пожары… Как дом построила, так и страховалась — с 2013 года.

Надежда хранила верность компании «АльфаСтрахование», и первоначально, по ее словам, страховые взносы составляли около 10 тысяч рублей, которые она платила в течение года частями. За восемь лет суммы снизились, и нынешнюю страховку с лимитом в 1 миллион рублей Надежда оформила за 3410 рублей.

8–9 июля 2021 года часть Джабыка уничтожил лесной пожар, характер которого оказался непредсказуемым из-за ураганного ветра. Дом Надежды на улице Окружной полностью сгорел, и, по оценкам самой пострадавшей, общий ущерб значительно выше того миллиона рублей, на который он был застрахован.

Справочный тупик

К 1 октября всем погорельцам из Джабыка за государственный счет построили вполне добротные дома. Всем, кроме Надежды. Она всё это время продолжала переписку со страховой, которая не то что бы отказывалась платить, но выдвигала новые требования.

— По закону я должна была предоставить им справку из МЧС, — вспоминает Надежда. — Я сразу приложила такую справку к заявлению, оказалось, не той формы. Я к нашим эмчеэсовцам ходила, наверное, трижды, их начальник уже за голову схватился: «Я, — говорит, — не знаю, какую еще справку вам выдать».

Со слов Надежды, страховая требовала фотографии сгоревшего дома, и она прислала им снимки места пожара, но компанию они не устроили:

— Понимаете, нас же эвакуировали из Джабыка. В день пожара всё было в дыму и огне, нам не до фотографий было, — говорит Надежда. — А когда мы в себя пришли, спасатели уже стали разбирать завалы. Я сфотографировала пепелище, а мне говорят: на нем не видно дома.

В последнем ответе страховая, помимо прочего, просила предоставить копию технического заключения с указанием причин и обстоятельств пожара, а также копию постановления о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

— Техническое заключение делал независимый эксперт, нанятый страховой компанией, — рассказывает Надежда. — Мы встречались с ней в Магнитогорске дважды, а потом она отдельно ездила в Джабык на место, где ее встречала моя соседка: я в тот день не смогла. Эксперт сказала, что отправит все заключения в страховую самостоятельно, а мне не оставила никаких копий. Где теперь брать это заключение, я не знаю.

Не удалось получить и справку об отказе в возбуждении уголовного дела:

— Я пришла в отдел полиции в Карталах с такой просьбой, а мне ответили: «Это же стихийный пожар, при чем тут уголовное дело?» Я приложила справку о том, что событие признанно стихийным бедствием, но страховая всё равно потребовала документы от полиции, — говорит пострадавшая.

«Похоже на затягивание вопроса»

Адвокат юридического агентства «Филатов и партнеры» Алексей Чернышев, познакомившись с документами дела, считает часть требований избыточными.

— Складывается впечатление, что страховая пытается «замучить» клиента с надеждой на то, что человек попался моральной слабый и в итоге откажется от своих требований, — говорит он.

Так, по словам Алексея Чернышева, в обычном случае для получения выплаты достаточно заявления с приложениями, которые подтверждают факт наступления страхового случая, выданные официальным органом. В данном случае это справка МЧС.

— Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, на мой взгляд, не требуется, так как отсутствует и факт доследственной проверки, по результатам которой выносится такое постановление. Поскольку событие признано стихийным бедствием, вопрос о возбуждении уголовного дела не поднимался, — объясняет адвокат.

В день пожаров жителям было не до фотосессий

Он добавляет, что отсутствие снимков, сделанных сразу после пожара, также не может быть веским основанием для отказа в выплате:

— Это как отказать в возмещении за угнанный автомобиль, если владелец не сфотографировал его в момент угона, — говорит Алексей Чернышев. — При этом в письме страховой есть оговорка, согласно которой клиент может не предоставлять документы, а указать причину невозможности сделать это.

Другими словами, выдвижение страховой дополнительных требований нельзя считать официальным отказом в выплате. Тем не менее затянувшийся на три месяца процесс создал у Надежды впечатления, что с выплатой ее хотят прокатить.

— В принципе, страховая может отказать в выплате по любому поводу, который посчитает необходимым, — рассуждает Алексей Чернышев. — Однако в этом случае у клиента есть право обратиться в суд. К сожалению, по сложившейся в России практике страховые охотнее собирают деньги с клиентов, когда же доходит до выплат, тем приходится побегать. И «догнать» страховую зачастую удается только в суде.

Тут вспоминаются мучения клиентов другой компании с получением выплаты после угона автомобилей. Последнее время мы в принципе получаем много жалоб на работу страховых, например, они всё чаще отказываются продавать полисы ОСАГО, ссылаясь на сбои в базе данных, но на самом деле поступают так с «невыгодными» клиентами.

— Мне обидно, конечно, — говорит Надежда. — Я же каждый год им платила и прошу только ту сумму, которая была прописана в договоре, а тут такое отношение. Я их представителю так и сказала: «Вы представьте, как вы в глазах людей будете выглядеть».

Страховая ответила… переводом

25 октября, после обращения Надежды в редакцию 74.RU, мы направили официальный запрос в компанию «АльфаСтрахование», сотрудники которой подтвердили его получение в тот же день. В частности, мы просили уточнить, как именно действовать Надежде в сложившейся ситуации. Ответ страховой, на который законом отводится семь дней, мы опубликуем в случае получения.

Но совпадение это или нет, а через два дня после нашего запроса в страховую Надежда связалась с редакцией и сообщила, что на ее счет поступила полная сумма страховой выплаты. Наверное, это и можно считать ответом.

В целом страхование частных домов выглядит практически обязательной процедурой, поскольку риски достаточно велики: в условиях меняющегося климата стихийные бедствия происходят всё чаще. К сожалению, в России сложно быть уверенным, что получишь справедливую выплату быстро, поэтому сложно упрекать селян в том, что они не спешат связываться со страховыми. И в критических случаях помощь государства всё же необходима.

К концу сентября владельцы сгоревших домов въехали в новые. Надежда выбрала денежную компенсацию от государства для покупки квартиры

8 комментариев

  1. Kriptonus

    Да уж, эти компашки. Мне вот интересно, как это все работает? Сидит ли там этакий мегабосс с сигарой во рту, как во Врунгеле, и даёт установку: никому не платить, все волокитить, только через суд. Тогда это объяснимо, что нечестность всей организации обусловлена нечестностью ее головы, и под эти параметры подбирается и адаптируется весь остальной персонал, потому как любой другой или от инфаркта, или от инсульта оттуда съедет через пару лет. Врать, потому как, надо не переставая.
    Или это позиция местечкового начальника отдела (вряд ли рядового сотрудника), что напоминает ситуацию первую, но в меньших масштабах. И движуха начинается, когда палёным запахнет.
    В любом случае интересно, когда люди становятся такими? Вроде все воспитываются примерно в одних и тех же условиях, на одних и тех же принципах, что врать это плохо или грех, что воровать это плохо или грех, что много ещё чего такого плохо или грех. Что же нас так деформирует и не даёт стойкости, иммунитета от плохого? Вакцины мало, наверно😁.
    У меня порой кошунные мысли появляются, что надо нас всех делить на когорты при помощи глубокого гипноза и психоанализа, чтобы если латентный ворюга — туда, где нельзя украсть, лгуна туда, где от его лжи не будет толку и вреда. Меня б тогда уж точно увезли куда-нибудь.

    • Я вижу ситуацию примерно так: на очередной тусе страховщиков (какой-нибудь конференции) они понимают, что рентабельность их бизнеса накренилась. Было 15%, стало 9%. И биг боссы включают план оптимизации. Поэтому жалобы мы сегодня получаем почти на все компании сразу.
      Конечно, всё это идёт под каким-нибудь благим предлогом, типа «Бей мошенника», но по факту регионам спускаются разнарядки сокращать издержки «комплексом мер». Среди которых — максимальное затягивание выплат в законных пределах с надеждой, что клиент попадётся не очень настырный. И думаю, что такая стратегия работает. Биг-боссу страховой после этого спится прекрасно, его же дело финансовые показатели держать, а не о благе нации думать.
      А вообще страховщики всё больший негатив вызывают. Ничего толкового сделать не могут, только тарифы выклянчивать по ОСАГО. А стать инициаторами какой-нибудь полезной программы по сокращению, например, количества ДТП — нет их тут. Весь бизнес только и строится на том, чтобы собрать побольше, выплатить поменьше, где возможно — заволокитить. Ну и конечно спад экономики на них действует. куда без этого. Сейчас все финансисты пояса затягивают, я думаю.

      • Kriptonus

        Слушай, а это дельная мысль, если бы со страховых спрашивали про мероприятия по противодействию дтп не только пассивно, понижением коэффициента, но и активно. Опять же эти расходы нужно будет закладывать в бюджет страховой, а это, фактически, в наш карман.
        Уже который свой комментарий перечитываю: ну такое нытье, как будто на всю нашу жизнь какие-то дементоры налетели и всю радость высосали 🤔😁. Ну, может, действительно это все позапрошлый век, нужно просто сидеть и подписки оплачивать. Тогда проще другой подход. Вот, например, мужчина 35 лет. Имеет семью, двое детей. Мальчика и мальчика. Работает, имеет доход скажем, 60000 в месяц. Ему нужна квартира, машина. Вот, ему квартира, машина. Имеет возможность сходить в магазин и взять набор продуктов согласно его соцстатуса и дохода. Также с одеждой и прочими потребностями. Все рассчитано по сложнейшим формулам с эмпирически подобранными коэффициентвми. Получаешь зп и она автоматически списывается за все. Не нужно ни о чем заботиться, захотел в парикмахерскую — вот, вам такой мастер, такая прическа. А если доход повысился, автоматический пересчет и новые двери открываются, понизился — старые двери закрываются, новые открываются. Нет возможности жить не по средствам, всего всегда хватает, согласно заработка. Каково?

      • ТотЧувачок

        по поводу того, что все финансисты сейчас пояса затягивают, ты, кажется, немного неправ. )))

        Прибыль Сбербанка в 2021 году достигнет ориентира в 1 трлн рублей или даже может оказаться больше, сообщил журналистам президент — председатель правления банка Герман Греф в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ-2021).

        • Может и не прав) Не знаю. Думаю, что финансисты разные, и в целом есть ощущение тревожности у них, по крайней мере, в щедрость играть желающих мало и Сбер — лучший пример. Ты их ставки по вкладам видел? 😀

          • ТотЧувачок

            цель бизнеса — извлекать прибыль.
            много ли ты видел в России бизнесменов, играющих в щедрость?
            ставки по вкладам у Сбера видел. и по кредитам ставки видел. в текущей экономической ситуации — отличные ставки, вполне конкурентноспособное рыночное предложение.

          • Ну так мы дойдём до того, что отдать клиенту купленный им товар — это тоже форма щедрости))) И, дескать, раз это бизнес, то заплатил деньги — и свободен))) Всё смешалось в головах

      • ЯРиК

        А чё, такие проценты то маленькие. Такие им совсем не интересны. Чэто где то не у нас, за прибыль более 20% заводят дела о мошенничестве. А нам вкусно от 60 и выше.
        Давным давно хотел устроится в одну из вышеперечисленных. При разговоре с руководителем по чел области, задал вопрос. А как считать ущерб, как положено, или по минимуму. На что получил ответ, считаешь ниже минимума, а закладываем деньги, по максимуму. Выплачиваем ниже минимума, а остальное вроде как и со счетов списано т.е. не считоово, но при этом крутиться и приносит денег, а вдруг все таки суды и черные автоюристы, но это не более 40%случаев. И это в общем то без разницы о каком ущербе идёт речь.
        Ещё хуже, что попробуй сначала это имущество у них застраховать. Будет у тебя страховая сумма, на …. баня из оцилиндрованного бревна 2018 года 6*6в два этажа, и печным отоплением, всего 200000рублей и не центом более. Хотя ты ее оцениваешь не менее 1,5млн. Но им то с их справочниками виднее.

Добавить комментарий