Как продавить страховую

В 2021 году резко участились отказы страховых оформлять полисы ОСАГО для отдельных категорий автомобилистов, что мы подтвердили в ходе недавнего рейда. Банк России, регулятор рынка автогражданки, в ответе на наш запрос заявил, что действия страховых незаконны, и конкретизировал меры, которые могут быть приняты к компаниям-нарушителям (то есть почти всем игрокам страхового бизнеса).

Чудодейственная сила СМИ

Но сначала небольшой оффтоп. После выхода нашего материала владелец грузовичка TATA Александр всё же сумел оформить полис ОСАГО. До этого он целый месяц атаковал самые разные страховые, но везде получал отказы. Но сразу после выхода статьи ему позвонили сотрудники одной из компаний и сообщили, что специально для него есть предложение. Попутно, кстати, они пообещали подать в суд на него и на СМИ (то есть на нас) за съемку в их офисе. Но не ведитесь на подобные угрозы: съемка в публичных местах разрешена, что подтвердили и в Центробанке.

«Фиксируйте нарушение любым способом»

В Банке России нам ответили, что если клиент предоставил весь пакет документов и не допустил ошибок в заявлении, страховая обязана выдать полис сразу, а ее отказ является нарушением закона об ОСАГО.

Список необходимых документов для заключения договора ОСАГО физлицам: заявление, паспорт или иное удостоверение личности, свидетельство о регистрации или паспорт ТС, водительское удостоверение, договор купли-продажи (если ОСАГО оформляется до регистрации ТС). Диагностическая карта техосмотра не требуется с 23 августа 2021 года.

Но страховые это мало смущает, потому что, по их мнению, они и не отказывают клиенту. Они либо ссылаются на технические сложности, либо выставляют условия, которые затягивают оформление полиса на неопределенный срок.

— Отказ страховщика в оформлении договора ОСАГО или в приеме заявления необходимо фиксировать любым доступным способом, в том числе с привлечением свидетелей, осуществлением видео- или аудиозаписи, — объяснили в Банке России.

Мы на собственном опыте убедились, что сотрудники страховых могут потребовать прекратить съемку, но важно понимать, что запись разговора с должностным лицом в публичном месте не запрещена законом, кроме того, клиент делает ее не для публикации, а в качестве доказательства при последующих разбирательствах. Поэтому смело включайте камеру и диктофон в общедоступных офисах страховых.

Куда направлять жалобу

Обращение лучше всего отправить через интернет-приемную Банка России. При выборе типа жалобы нужно выбрать пункт «Страховые организации», «ОСАГО», «Отказ в заключении договора».

Что ждет нарушителя

— Регулятор направит запрос в компанию и разберется в ситуации, — пояснили представители Центробанка. — Нарушителю может быть направлено предписание, наложен штраф или применены другие меры, вплоть до лицензионных санкций в случае грубых системных нарушений прав потребителей.

В частности, за отказ заключать договор ОСАГО страховщику может грозить ответственность по статье 15.34.1 КоАП: она подразумевает штраф на должностных лиц 20–50 тысяч рублей, на юрлиц — 100–300 тысяч рублей.

В середине октября регулятор уже информировал страховые компании о недопустимости нарушений такого рода. А в декабре ЦБ РФ во время встречи с представителями страхового бизнеса снова обратил внимание на вопросы доступности ОСАГО.

Оформляйте электронные полисы

В Банке России также напомнили о возможности оформить полис в электронном виде (е-ОСАГО), но здесь практика расходится с теорией: большинство наших читателей отмечают, что онлайн-системы точно так же либо зависают, либо выдают сервисное сообщение о невозможности выполнить запрос.

Попытка оформить полис в онлайн-режиме не увенчалась успехом. Система выдала «Расчет данной категории ТС запрещен»

— Если у клиентов страховых организаций возникают сложности с покупкой страховки, то приобрести полис можно через систему «Е-Гарант», — добавили в Банке России. — Система срабатывает в том случае, когда автовладелец не может оформить электронный полис на сайте выбранной страховой компании. Например, такое может случиться из-за технического сбоя. «Е-Гарант» переадресует покупателя на сайт РСА, где он может заключить договор с другой страховой компанией. Кроме того, у физических лиц есть возможность заключить договор ОСАГО через маркетплейс Банка России, на платформе «Финуслуги».

Убыток поделят по-братски

В длительной перспективе решить проблему планируют созданием перестраховочного пула — специального механизма, который перераспределит между страховщиками убыточные категории автомобилистов. К ним, по нашим данным, относятся таксисты, коммерческий транспорт, малоопытные и молодые водители, автовладельцы с высоким КБМ (коэффициентом аварийности), а также обладатели мотоциклов и старых машин.

Жалобы не кончаются

А мы тем временем продолжаем получать письма читателей из самых разных регионов России. Вот обращение, например, из Приморского края:

— Никак не можем оформить полис ОСАГО, хотя стаж 31 год, аварий нет, штрафов нет. Везде отказ! Да, заявления регистрируют, но они остаются без ответов. Автомобиль — Toyota 2016 года выпуска. В Российском союзе автостраховщиков сказали снимать на видео и жаловаться в Банк России, но там ничем помочь не могут…

И таких писем у нас уже десятки.

10 комментариев

  1. ЯРиК

    мне кажетЪся можно уже летопись, по объему не меньше Большой Советской Энциклопедии, написать. «Проблемы с оформлением полиса ОСАГО у потребителя, бич и беда второго десятилетия двадцать первого века». Они ведь если не каждый год, то через год это точно, (да и в самом периоде года не по разу).

  2. Kriptonus

    Хорошо Челябинску, у них есть небезразличные журналисты. Но это ж сколько было потрачено усилий, чтобы застраховать один автомобиль.
    Мне видится, что нужно просто весь пул негатива и претензий направлять в банк России. Это бюрократическая система, а она не любит, когда много возмущений. Грубо говоря, фиксировать обращением любой каприз страховой системы. Тем более, что онлайн это сделать гораздо проще, чем оббивать пороги.

  3. Kriptonus

    Ну, и спасибо, конечно, Артёму. Все-таки это не мало, придать публичность этой проблеме и заставить страховые чувствовать себя неуютно. Значит, не так уж и все тылы у них прикрыты. Теперь же вал обращений в надзорный орган может увеличиться. Что должно привести к какой-то реакции регулятора

    • )))
      К сожалению, я не вижу иного выхода, кроме как постепенное поднятие тарифов. Помотают людям нервы ещё годик, выберут момент и снова «либерализуют» ОСАГО. Сейчас просто почву готовят. Но я посылом я согласен: тоже думаю, что надо каждому из отказников обязательно писать в ЦБ, сделать это несложно.

      • Kriptonus

        Проблема глубже, чем рост тарифов. Рост тарифов и цен происходит, а ЗП, в своей покупательской способности, опустилась. Соответственно и люди не хотят нести все возрастающее бремя. Это только один из маленьких аспектов их жизни. А ещё ЖКХ, запчасти, учеба. Да даже элементарно продукты и лекарства. Потому и негодование возникает не на пустом месте.

        • Да… И я боюсь, это только начало (та самая белая полоса, которую начинаешь ценить лишь пост-фактум)

      • Kriptonus

        И если людей вынуждены смиряться с деноминаций их доходов, то корпорации почему-то не хотят терпеть падение маржинальности, перекладывая эти проблемы на потребителя

    • ЯРиК

      Да поймите вы, похуй регулятору. Не зависимо от шквала гневных заявлений. У них, как в Багдаде. Они типа не в курсе. Там другая планета.
      Ну и смысл. Ну напишите, страховка нужна сегодня, а ответ будет через месяц.
      Любой вопрос касаемый сферы страхования и автобизнеса у нас в такой же жопе.
      СК не страхует, не платит или платит мало, отказывает по надуманным причинам, не ремонтирует или ремонтирует хуево, (они все эти вопросы нормально перекроют страхованием наших с вами кредитов, страхованием опасных производств, ДМС и прочими накопительными программами страхования жизни и здоровья) вы думаете об этом ни кто не знает, я вас умоляю. А вы после любого ремонта ( КАСКО, ОСАГО) попробуйте документы получить, или после выплаты акты осмотра и расчеты (а ведь эти моменты четко прописаны в законодательстве, обязаны предоставить). Хуюшки по всей мордушке, а не документы вам ( тут действительно можно в положительную сторону отметить только АСКО, выдавали все по запросу как того требует законодаительство, но….- RIP. В первом случае сервис ссылается на договорные обязательства с СК, а во втором просто СК просто игнорят. И ни какой Роспотребнадзор ни чем помочь не сможет, деньги же не ваши были а значит и нехер вам во что то вникать. И суды, в случаях решений вопросов через них режут пени и неустойки, четко оговоренные законодательством.
      То же самое и с автосервисами твориться, попробуйте получить на руки гарантийные доки, опять будете посланы нах.
      И ведь так в любой сфере нашей жизни.
      А юрлицам так вообще не повезло, Физиков хоть немного боятся, из за тех же штрафов. А юрикам они не светят, на них не распространяется ЗОЗПП.

      • Ну… Ты прав, наверное. Но тут принцип «делай — что должен и будь, что будет». Если уж совсем глотать всё, то завтра ещё больше в глотку пропихнут.

  4. Чебурашка

    для себя решил, что как только появится возможность, стану пешеходом.чем дальше, тем сильнее это ублюдство раздражает. да еще и за мои, немалые, деньги.

Добавить комментарий