«Трассу 74» возродят за 160 млн. Я очень рад

Директор автоспортивного комплекса «Трасса 74» показывает место, где появится новая полоса для драгрейсинга и трасса для дрифта

Недавний инцидент с доморощенным гонщиком на разноцветном «Гольфе» в очередной раз поднял вопрос о том, что автомобилистам в Челябинске попросту негде выпустить пар. Полноценные гоночные трассы есть в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге, Сочи, но в нашем городе-миллионнике соревнования и тренировки проводятся на парковках. Вскоре это должно измениться: глава Челябинска Наталья Котова объявила о строительстве в городской черте полноценного автоспортивного комплекса за 160 млн рублей. Мы встретились с директором АСК «Трасса 74» Сергеем Ефимовым, чтобы узнать подробности проекта, который возродит некогда культовое место для автоспортсменов.

Площадка на улице Северный Луч хорошо известно всем челябинским автоспортсменам, потому что именно здесь с 2003 года располагалась полоса для драгрейсинга, получившая название «Трасса 74». В те годы она спасла Челябинск от нелегальных уличных гонок, набравших неожиданную популярность после выхода фильма «Форсаж».

2006 год. Подготовка к старту в заездах на четверть мили на «Трассе 74»

Директор «Трассы 74» Сергей Ефимов вспоминает:

— Я сам в те годы занимался драгрейсингом, но в Челябинске не было трассы под такие гонки, и тогда я выкупил вот этот участок. Через дорогу от этого места была городская свалка (ныне закрытая— Прим. ред.), и вся эта территория была захламлена многометровым слоем мусора, который мы вывозили грузовиками.

На «Трассе 74» можно было оттачивать навыки раллийной и кроссовой езды

Полосу для драгрейсинга и минимальную инфраструктуру создали своими силами, а позже к асфальтовой трассе добавились зимнее кольцо под автоспринт и картинговые гонки.

Нынешняя конфигурация грунтового кольца «Трассы 74»
Трасса находится рядом с бывшей городской свалкой, но она больше не представляет угрозы и выглядит как обычный холм

В те годы трасса в самом деле стала культовым местом для автоспортсменов, где проводились, в том числе, ночные гонки. Как регулярный зритель могу добавить, что они отличались очень гостеприимной атмосферой и сильно влияли на восприятие автоспорта в Челябинске. Фактически благодаря трассе нелегальные заезды вышли из моды.

Старт в парных гонках по традиции дает один из судей: сначала он (или она) разводит руки в сторону, затем резко приседает. На снимке видны габаритные огни уезжающих машин

Свалка в те годы изрядно воняла, и порой соревнования проходили как в тумане. Но сейчас этой проблемы нет: некогда злачное место теперь действительно выглядит, как зеленый холм.

«Трасса 74» помимо прочего станет хорошей рекламой усилий городских и областных властей по ликвидации городской свалки: можно даже экскурсии организовать

— Мы все эти годы бились за то, чтобы развивать этот проект дальше, потому что было видно, что он нужен городу, — говорит Сергей Ефимов. — Но в какой-то момент уперлись в тупик: уже не перечислишь, сколько было разных обращений, проектов, идей, но, казалось, никому в нашей стране это не нужно.

Кстати, сам Сергей Ефимов для челябинского автоспорта — человек легендарный. Все эти годы во многом на голом энтузиазме он поддерживал свое детище и существенно повлиял на отношение автоспортсменов к гонкам на дорогах общего пользования:

— Конечно, 20 лет назад все начинали с того, что соревновались на светофорах, но когда мы сделали трассу и стали показывать пример, серьезные люди стали приезжать к нам. Было даже такое понимание, мол, зачем мне жечь резину в городе, надо оставить ее ресурс для соревнований. Сформировалось мнение, что если ты чего-то по-настоящему стоишь, надо доказывать это в честных условиях на гоночной трассе, а не пускать пыль в глаза на городском проспекте. В конце концов, у нас больше зрителей, — смеется он.

Сейчас полоса для драгрейсинга пришла в почти полную негодность. Сергей Ефимов говорит о необходимости расширить ее в целях безопасности — это предусмотрено в проекте

В последние годы трасса для драгрейсинга пришла в упадок, а защитные барьеры разрушились. Но Сергей поддерживал жизнь на трассе, заливая ее под зимние гонки.

Сергей Ефимов каждый год заливает ледовое кольцо для автомобильных гонок. В этом году подводит отсутствие снега, без чего нельзя сделать полноценные брустверы и покрытие

— И вдруг всё изменилось, — говорит директор АСК «Траса 74». — Недавно власти одобрили наш проект, и ты не представляешь, сколько звезд должно было сойтись: мы получили поддержку от всех структур, и, знаешь, не формальную, как раньше, когда от нас все отмахивались. Сейчас видно, что у людей горят глаза, что они хотят довести дело до конца. То есть они прямо вгрызаются в детали, что делает разговор конструктивным.

Сергей говорит, что проект поддержало правительство области в лице губернатора Алексея Текслера, глава Челябинска Наталья Котова, начальник ГУ МВД Андрей Сергеев, руководитель областной ГИБДД Андрей Харцызов, президент челябинского отделения РАФ Владимир Денисенко и начальник городского управления по физической культуре и спорту Максим Клещевников.

—Такое единодушие по поводу проекта трассы появилось впервые, и я очень, очень благодарен всем, кто вник в эту ситуацию и поддержал нас, — говорит Сергей Ефимов.

Сейчас уже готов проект нового автоспортивного комплекса, прошедший все необходимые экспертизы.

— На это ушло три года, — продолжает директор трассы. — Это было очень сложно, очень долго, зато мы оформили всё де-юре, чтобы сделать трассу полностью официальной и удовлетворяющей всем требованиям. При проектировании я использовал весь свой опыт, чтобы сделать ее максимально универсальной и удобной для спортсменов.

Новая полоса для драгрейсинга будет шире прежней и лучше оснащена

Трасса включает несколько элементов. Во-первых, это полоса для драгрейсинга увеличенной до 14 метров ширины, что необходимо для безопасности. Ее длина станет 1 километр, как требуют стандарты.

— Мы сделаем полосу для возвращения машин, чтобы они не ехали обратно по гоночному полотну, — уточняет Сергей Ефимов.

Во-вторых, появится площадка для дрифта размером 100х200 метров, к которой будут прилегать асфальтовые зоны, пригодные для разгораживания трасс под другие виды соревнований, включая картинговые.

— Опыт дрифт-соревнований показывает, что для них не требуется гигантских территорий, и размеченная нами площадка позволит проводить гонки любого уровня, и не только по дрифту. Мы думаем даже о ралли-кроссе, потому что территория позволяет совместить асфальтовые и грунтовые участки, — говорит Сергей Ефимов.

Трасса для дрифта и прилегающая площадка позволят создавать разную конфигурацию поворотов. Соревнования можно будет проводить и ночью

Помимо гоночных участков на трассе предусмотрены технические зоны, парковки для участников и зрителей, трибуны, административное здание, пункты технической поддержки и охраны, автомоечный комплекс и гостиница.

На трассе появятся многоуровневые трибуны, что важно в том числе для привлечения спонсоров

Важно понимать, что гоночная трасса в любом городе используется не только и даже не столько автоспортсменами: как правило, основную загрузку обеспечивают гонщики-любители и курсанты автошкол разной направленности. Так, в России очень популярны курсы контраварийной подготовки, но в Челябинске есть острый дефицит площадок для занятий такого рода. На это обратили наше внимание профессиональные автоспортсмены и инструкторы.

Максим Ахтямов много лет занимается разными дисциплинами автоспорта и руководит школой водительского мастерства, которая готовит в том числе профессиональных дрифтеров

Руководитель школы водительского мастерства MRE Максим Ахтямов считает, что только его курсанты смогут обеспечить такой трассе практически ежедневное использование:

— Спрос на такие занятие очень высокий, так что я вижу, что мы можем обеспечить ежедневную загрузку трассы на 2–4 часа. В Челябинске можно найти площадку под зимнюю контраварию, но летней площадки нет, поэтому я желаю проекту удачи и слежу за его развитием. Единственно, для руководителей школ очень важна прозрачность условий и ценовой политики автоспортивного комплекса, но, думаю, этот вопрос решится ближе к открытию трассы.

Максим — профессиональный дрифтер и чемпион Уральской лиги дрифта. Заявленные параметры трассы он назвал вполне достаточными для проведения соревнований серьезного уровня:

— Если действительно будет площадка размером 200 на 100 метров под дрифт, этого более чем достаточно: просто для сравнения, площадка перед ледовой ареной «Трактор» имеет размеры 200 на 70 метров, а вообще для дрифта достаточно асфальтового участка 170 на 75 метров.

Ярослав Фёдоров — мастер спорта международного класса, чемпион Европы по авторалли, бронзовый призер чемпионата мира по авторалли (WRC), чемпион России. В Челябинске он много лет занимается контраварийной и автоспортивной подготовкой водителей

Ярослав Фёдоров новости о появлении в Челябинске полноценного автоспортивного комплекса прокомментировал так:

— Конечно, скупая мужская слеза радости скатилась по щеке, потому что мы мечтали о такой трассе все 20 лет, что я занимаюсь автоспортом. Я хорошо знаю Сергея Ефимова, мы вместе стояли у истоков «Трассы 74», привозили бетонные блоки, делали полосу, проводили здесь соревнования, но, к сожалению, поскольку всё это создавалось своими силами, покрытие через несколько лет пошло волной, и со временем «Трасса 74» превратилась в грунтовое кольцо для любительских соревнований. Сергей все эти годы болел за автоспорт, старался развивать его, и я очень рад, если трасса получит вторую жизнь.

Просторность трассы позволяет проводить здесь как гонки, так и тренировки, в том числе обычных водителей

Ярослав считает правильным акцент на дрифте как одной из наиболее популярных автоспортивных дисциплин, отмечая и плюсы гибкой схемы:

— Как я вижу, можно будет законфигурировать любую трассу. По такому пути идут во многих городах, потому что это делает комплекс универсальным и позволяет использовать его практически каждый день. До сих пор альтернативой была площадка у ледовой арены «Трактор», но с ее арендой возникали сложности, а кроме того, она находится вблизи жилых домов. Положение «Трассы 74» гораздо лучше для проведения гонок, особенно если решилась основная проблема с запахами со стороны свалки: пятнадцать лет назад это, конечно, очень сильно мешало. В остальном это отличное место, например, на «Трассу 74» удобно приезжать гостям из Екатеринбурга, Перми и Тюмени.

До сих пор соревнования и тренировки проводились у ледовой арены «Трактор», но решение было очень компромиссным

Ярослав видит большие перспективы у трассы с точки зрения школ контраварии:

— Конечно, я очень заинтересован в появлении такой площадки и в ближайшее время встречаюсь с Сергеем Ефимовым, чтобы обсудить возможность дальнейшей работы, потому что в Челябинске есть огромная проблема с летними площадками для контраварийной подготовки.

А что насчет нелегальных стритрейсеров: способна ли такая трасса решить эту проблему и убрать их с дорог?

— Отчасти да, — считает Ярослав. — Люди, которые занимаются именно автоспортом, конечно, предпочтут подготовленную площадку, где они никому не мешают. Другое дело, что есть сегмент нелегалов, которым важен сам факт, что они идут против закона. Как правило, на настоящей гоночной трассе они ничего показать не могут и к автоспорту прямого отношения не имеют, поэтому, к сожалению, появление трассы вряд ли уберет с дороги именно эту категорию.

Сергей Ефимов надеется, что работы на трассе начнутся сразу после завершения зимнего сезона

По словам Сергея Ефимова, работы по строительству трассы могут стартовать весной 2022 года. Из областного и городского бюджетов на проект выделено порядка 160 миллионов рублей. При этом, говорит Сергей, он передал участок под трассу в городскую собственность, что было необходимым условием получения финансирования.

— В теории, если всё пойдет по графику, то можно закончить основные работы за один сезон, то есть, грубо говоря, к осени 2022 года. Как пойдет на самом деле, я не знаю, но очень верю в этот проект. Впервые за почти 20 лет я чувствую поддержку со стороны самых разных людей.

Мы в редакции 74.RU также с оптимизмом восприняли новости о строительстве трассы. Многие воспринимают автоспорт как нечто несерьезное или даже вредное, на самом же деле есть корреляция между уровнем развития гонок и культурой вождения в стране: в цивилизованных автомобильных странах есть масса возможностей пожечь резину совершенно легально. Надеемся, скоро она появится и в Челябинске.

 

Трасса T-Motors Ring под Магнитогорском

Полноценная гоночная трасса есть в Магнитогорске, но для челябинцев такое положение не очень удобно.

А вот рассказ о том, как Ярослав Фёдоров с «Трассы 74» попал в самое пекло раллийных баталий на европейском уровне.

9 Comments

  1. Конечно, несправедливо, что в 250тысячном Магнитогорске есть трасса мирового уровня, а в нашем миллионнике нет. Я даже письмо Путину писал о постройке трассы, говорят не я один.

      1. Года 3 назад. Администрация президента просто переслала мое письмо местным чиновникам. Со мной связались Сергей Анкудинов ( Уральская лига дрифта) и кажется ещё был Владимир Денисенко из вашей статьи. Суть разговора: да, трасса нужна, до тебя один парень уже тоже писал президенту, а в итоге ваши письма попадают к нам, и мы по всем формальностями должны тебя выслушать/поговорить и написать какой-то ответ по итогам разговора. Итог — денег на трассу естественно нет. Ну, если ты где-то найдешь миллионов 100(сумму точную уже не помню), обращайся))
        Меня тогда сильно вдохновил опыт Красноярских гонщиков с их новенькой недавно построенной трассой Красное кольцо. У них как-то все ладно получилось, думал, нельзя ли перенять опыт? Все эти Гоча, Цареградцев, гремящие на всю страну и даже мир, от туда, из Красноярска, и это их домашняя трасса.

      2. Ну, скрестим пальцы, чтобы на этот раз получилось. Я вангую, что не будет вообще ничего))) Но буду очень рад ошибиться.

      3. Да гне. Есть подозрения, что трасса рассматривается в совокупности с проектом по ликвидации свалки, это ведь своего рода, типа, улучшение среды вокруг нее. Так что…

      4. Трасса была бы неплохой рекламой рекультивированной свалки, я бы даже экскурсии наладил.
        Но это так, вишенка на торте. Судя по рассказам Ефимова, всё же основной заинтересант — это МВД и ГИБДД (видимо, чтобы проблему стритрасеров снизить).
        Мне просто кажется, что когда дойдёт до дела, окажется, что подрядчика нет, ФАС против, деньги не пришли и всё в таком духе.
        У нас стратегические проекты тянут и просирают, а тут трасса, которая интересует, грубо, 0,1% горожан.
        Но это так, мой необоснованный скепсис)))) Желаю проекту удачи и готов поддержать в меру сил.

  2. я конечно далек от автоспорта, но меня смутила «мелочность» объекта. особенно на фоне кольца в Магнитке.

    1. Именно для кольцевиков тоже кажется не очень интересной конфигурация. Но зато все для дрифтеров и дрэга. Ну, зимой наверное будут что-то прорубать в снегу, чтобы какие-то связки поворотов хоть были.

    2. Ну да, компромисс. С другой стороны, полноценная гоночная трасса — удовольствие дорогое, а использовать её сможет гораздо меньшее количество людей. Нынешняя задумка более универсальна, особенно если говорить про школы контраварии.
      А вообще в Челябинске был (и мне сказали, до сих пор есть) картодром «Молодёжный» — сколько мы кругов по нему намотали на самых разных машинах. Отличное место для тест-драйвов и гонок, хотя даже 10 лет назад асфальт там уже был сильно разбит. Но вот такой трассы не хватает.

Добавить комментарий для krasnovwebОтменить ответ