Бессмысленные и беспощадные

Поговорим о фильмах, в данном случае, плохих. Посмотрел сразу несколько подряд, и увидел в этом некую тенденциозность.

Например, «Общага» — кино по книге Алексея Иванова «Общага-на-Крови». Каюсь, я не читал исходник, так что обсуждать его не буду, но сам фильм из тех, после которых хочется в душ сходить. Первые минут сорок он смотрится хорошо, а потом начинается сплошной испанский стыд, все герои рассыпаются в прах, ситуация выглядит всё более искусственной, а царящий кругом морок абсолютно лишённым смысла.

Другой пример — фильм «Никто». Заявлен как голливудский дебют режиссёра Ильи Найшуллера, в главной роли — Боб Оденкирк, хорошо известный поклонникам сериала «Во всё тяжкие» (к коим я отношусь). И опять же отличное начало: живёт себе по мерному графику тихий-тихий семейный человек, а потом… А потом сюжет резко ломается и начинается дурная смесь то ли «Брата 2», то ли фильмов Тарантино, то ли Гая Ричи. Жесть, жесть, жесть, жесть и Серебряков в роли самого себя (то есть ублюдка с горящим взором). И снова тянет помыться и забыть.

Я люблю фильмы Юрия Быкова, не только «Дурак», но, например, «Жить». И когда он анонсировал фильма «Завод», я прямо возбудился, потому что социальные драмы в индустриальных декорациях — это нам близко. Но рецепт такой же: неплохая, хотя и стереотипная завязка (конфликт угнетённых рабочих с жадными собственниками), а дальше — снова жесть, беготня, стрельба, в мясорубке которой главный герой перестаёт казаться героем. Ещё один фильм про беспутного психопата, которого пост-фактум хочется прибить ещё на начальных титрах.

И, кстати, в эту же категорию для меня попадает «Левиафан». Дело не в том, что это оппозиционное кино, дело в том, что это плохое (по моим меркам) кино. Абсолютно дурацкая ситуация, беспомощный герой, блудливая жена, пакостливый друг, и поверх всего — попытки манипулировать чувствами зрителей из серии «а если тебе не близко, то ты потворник зла». Ну-ну. Я не хочу быть потворником зла, но и апологетом слабоумия тоже не стану (из фильмов Андрея Звягинцева я являюсь поклонником «Изгнания», который бесповоротно покорило меня операторской работой).

Я вообще не против чернухи и не против тяжёлых фильмов (сериал «Топи» тоже весьма мрачен). Но мне не нравится смакование жести, когда она превращается в кино-валюту и отождествляется с некой «правдой жизни». И если вдруг ты считаешь эту жесть избыточной, то ты вроде как просто не умеешь смотреть правде в глаза, хотя по факту эта киношная жесть относится к правде также, как глубокомысленность диалогов в блокбастерах к реальной философии.

Мне не нравятся фильмы, где ублюдками становятся все. Я вообще понял, что какой бы ни была тяжёлой ситуация, человек может её пережить, если он сам (и кто-то рядом) не считает её нормой. Но когда скурвились все герои, когда психопатия и мразотность повисла в воздухе, то хочется сказать лишь: да горите вы все синим пламенем. Для меня очень важно, чтобы при всей беспросветности положения оставалось стремление хоть кого-то из героев вовне. Фильм 2009 года «Дорога» с Арагорном в главной роли показывает дистиллят апокалипсиса, но почему-то после него желание жить приливает, а не наоборот.

Наши модные режиссёры так увлеклись выворачиваем кишок наизнанку, что делают это как будто в полном отрыве с ощущением реальной жизни. А может быть, реальность у всех своя?

Но если предположить, что весь этот парад ублюдков и есть наша жизнь, человечество обречено, а я лично в это не верю. Будет ещё много тяжёлых времён, но они были и раньше, и прежде чем браться за перо или камеру, нужно уяснить для себя, как и почему люди умудрялись выживать. Но это ИМХО, конечно. Накипело просто)

7 комментариев

  1. Чебурашка

    из всех пробовал только «Никто». бросил после сцены в автобусе, т.ч. даже хз что там было дальше. мне просто не пошло.

    • Всё правильно сделали. Именно с этой сцены начинается равномерно размазанная до конца фильма жесть. Фильм стоило назвать «ничто» ))

  2. ЯРиК

    Как многого я не смотрел. Ди и смотреть не собираюсь. Пока устраивают мультики, канал про животных и охота и рыбалка. На большее времени нет, совсем.

  3. Kriptonus

    Уже несколько раз было настроение посмотреть кино. Захожу на иви и начинается тупое листание. Это чепуха, это туда же. В итоге, так ничего и не выбрав, пролистав несколько страниц всякого г., Закрывал это дело
    Примерно также, я предполагаю и с книгами. Да и вообще с информацией вокруг нас. Все стало вдруг каким-то пористым, ничего не значащим. Попробуйте набрать в поисковике компьютер не загружается или как установить дверь. На вас вываливается какой-то компилят никчёмной информации, основная цель которой не разрешить вашу проблему, а продержать на своем ресурсе как можно дольше, ну и соответственно склонить к какому-то действию

    • Ага, искать иголку в стогу сена всё сложнее, потому что иголок всё также мало, а вот сена просто завались))) Вообще это глобальная проблема, потому что любой метод поиска годноты оказывается рано или поздно скомпрометирован коммерческими интересами. Рейтинги, системы поиска, рекомендации — это всё работает до поры, а потом опять начинает пичкать тебя манной кашей. Те же блогеры — вроде начнёшь их рекомендации слушать, ничего, а потом у них как бы разрыв с реальностью происходит, они уже варятся в своём блогерском мире, непроизвольно ориентируясь больше на хайп (ну, закон отрасли). Иметь бы системы подбора индивидуальных рекомендаций (прототипы есть на том же иви или в ютубе), но так легко угодить в пузырь собственных предпочтений и никогда из него не вырваться. Хорошие рекомендации возможны, когда ты как бы заглянул в душу человека, его скрытые хотелки нашёл, а какая система это может?

  4. Киноман

    Левиафан и Нелюбовь тоже оставили смешанные впечатления. Наверное не дорос я ещё). Хотя столько разговоров, призов. Есть пара предположений, почему многим не заходит. У Звягинцева почти вся съёмочная команда из иностранцев(большинство французы), сценаристы тоже. Вот они сами себя и награждают на своих фестивалях. Потом, менталитет, возможно это специально снято под европейского зрителя, которому нужно следующее: немного скандальности, срыва покровов(такое расчёсывание болячек если хотите), немного русского колорита. Ну и специфика этих фестивалей тоже: бывают годы урожайные, что много сильных картин, а бывают что неочень, а награждать то кого-то надо. Это как автомобиль года в Европе. Вот пежо 405 был крутым авто года, а какой-нибудь рено меган имхо стал авто года только потому, что в тот год просто и выбирать не из чего было.

    • «Нелюбовь», в принципе, фильм тяжёлый, но осмысленный и не так чтобы далёкий от правды. Чем-то похож по интонациям «Елена». Но да, есть в этом какая-то тенденциозность. Не скажу, что эти фильмы хочется пересматривать или они как-то меняют твою жизнь. Ну, может быть, показывают, как не надо жить — тоже, в принципе, задача. Хотя когда автор из раза в раз действует по проверенному рецепту (типа, найти всю чернь и показать в максимально фестивальном виде) — в этом тоже есть что-то неправильное с точки зрения творчества, какая-то система. Вот я уверен, что в жизни Звягинцева не одни упыри и не всё так ужасно.

Добавить комментарий