Закончилась сага о техосмотре

Большинство старых пунктов техосмотра находятся сейчас в плачевном состоянии: чтобы соответствовать новым правилам, нужны инвестиции

Сегодня Госдума в окончательном чтении приняла законопроект о фактически полной отмене техосмотра. Реформа, призванная возродить его, окончилась ничем.

Формально техосмотр сохранён, просто для большинства водителей стал добровольным, тем более для покупке полиса ОСАГО диагностические карты не нужны уже с августа 2021 года.

Кому техосмотр по-прежнему требуется:

  • такси,
  • пассажирскому транспорту,
  • грузовому транспорту,
  • автомобилям старше 4 лет при их регистрации или смене собственника,
  • автомобилям с изменениями в конструкции (при их регистрации).

С 1 марта 2022 года в КоАП РФ увеличивается до в 2000 рублей штраф за езду без диагностической карты (сейчас он 500-800 рублей), причем фиксировать нарушение смогут камеры в ежедневном режиме. Но частникам, как я понимаю, он не грозит: они просто не поставят машину на учёт без карты.

Если помните, я всегда считал техосмотр отнюдь не бесполезной процедурой. Большая часть критики относилась не к существу вопроса, а к организационным моментам: людей раздражали очереди, коррупция, плохая оснащённость пунктов. Ну, и плюс негодовали владельцы авторухляди, однако их сетования можно вывести за скобки, ибо за машиной всё же нужно следить. Любимый аргумент противников техосмотра заключался в том, что, мол, адекватный водитель не сядет за руль неисправной машины, но аргумент этот так себе. С такой логикой, давайте отменим ГИБДД и полицию, ведь адекватный человек не будет ничего нарушать. А у нас же кругом адекватны, хе-хе.

10 лет назад президент Дмитрий Медведев выступал за отмену техосмотра как раз по этим причинам: мол, люди жалуются, заниматься лень, давайте как-то смягчим. Но реформу он провёл дурацкую: техосмотр не отменили, просто передали под контроль страховщиков (РСА), которые его благополучно развалили. Штраф за отсутствие диагностической карты частникам отменили, и нужна она стала только для покупки полиса ОСАГО.

Я всегда приезжал на ПТО лично, но весь осмотр сводился к оплате и вопросу, на каких шинах я прикатил.

В 2019 году процедуру решили вернуть из небытия и провели хорошую работу в этом направлении. Схема техосмотра не менялась, но существенно осложнилась продажа диагностических карт, что вкупе с ежедневным автоматическим штрафом в 2000 рублей делало техосмотр обязательным.

Перезапустить его планировали 1 марта 2021 года, но за пару дней премьер Мишустин ввёл несколько послаблений, сместив дату на год. Но реформа шла, например, весной начали аннулировать купленные диагностические карты.

Летом с подачи главы МВД вдруг заговорили об отмене техосмотра, что поначалу казалось просто очередной фантазией заинтересованной стороны (МВД, вероятно, до сих пор не может пережить потерю жирной кормушки), но к осени предвыборный популизм перевесил, и «Единая России» заверещала вдруг о необходимости поддержать этот бред.

Я говорю бред, потому что если уж власти хотели отменить техосмотр, у них была прекрасная возможность сделать это до начала реформы, скажем, в 2018 году, когда система была мертва. Никто бы даже не заметил. Для чего нужно было два года выносить людям мозг и вынуждать операторов техосмотра инвестировать в оборудование? Ну, мы-то понимаем, что когда речь о принятии решений законотворцами, речи о целесообразности не идёт: им бы рейтинги сохранить, а тут все средства хороши.

Не скажу, что сильно расстроен отменой техосмотра в личном плане. Понятно, что ничего приятного в нём нет, да и сам я стараюсь следить за состоянием машины. Если уж и народ, и власти против, так тому и быть. Другое дело, что рано или поздно случится авария из-за убитой машины и снова начнётся волна: надо вернуть техосмотр… Но это будет уже другая сага.

9 Comments

  1. Думаю, ТО часть 3 начнется через пару-тройку лет. После того, как вся система будет разрушена и распродана, возникнут новая возможность выделить миллиарды на ее строительство. Мое мнение, что ко всем решении законотворцев нужно подходить исключительно с финансовой линейкой. Причем, бенефициаров нужно искать там же. Не скажу, что я огорчён отменой ТО. Поначалу ездил и проходил сам, потом стало лень, платил деньги и проходили за меня.
    К вопросу о колымагах: ТО могло выявить их мизерное количество. Конечно, в новом формате это было бы прям ух. На самом деле, ТО это в большей степени мотивация на смену машины: меняй чаще, беспокойся меньше.

    1. >>> К вопросу о колымагах: ТО могло выявить их мизерное количество.

      Правильно поставленный ТО выявляет 100% таких машин))) Техосмотр в России каким-то чудом воспринимается, между тем во всех развитых автомобильных странах он есть. Мне кажется, у нас просто сознание застряло в прошлом, также мы ведь когда-то считали, что налоги платить — это так, факультативная вещь. Потом наладили работу, сейчас уже более-менее привычно это стало. Можно о размере налогов и справедливости стоит, но это отдельная песня, но сама система работает

      1. >>мы ведь когда-то считали, что налоги платить — это так, факультативная вещь. Потом наладили работу, сейчас уже более-менее привычно это стало

        Здесь сложно спорить. Даже от фуражки извилины остаются, смотря как давить. Приучить общество можно к чему угодно, даже каннибализму. Вопрос времени. Система ТО на самом деле не призвана выявлять аварийное состояние а/м. Это только контроль. Сами граничные показатели параметров хорошо чувствуются водителем. Например, люфт в 10°. Это ж ого-го. Хотя, если пересесть с ЗиЛка, то ничего так, в норме.
        Да и не переживай сильно, сейчас немного времени пройдет и вернут все. Политические и экономические дивиденды снимут

      2. А удалённый катализатор водителем как ощущается? Сугубо положительно. Но зато мы будет ратовать за снижение промышленных выбросов, хотя при таком подходе стояние в пробки в любом городе будет куда опаснее, чем проживание на ЧМЗ )) ТО вещь многокранная. Да люфты не все чувствуют, а если и чувствуют, не стремятся исправить. Как-то ехал с таксистом на старой праворукой Тойоте, чтобы двигаться прямо, ему приходилось вертеть рулем в темпе Себастьяна Лёба)

      3. Могу ответить от себя: выбитый каталки ощущается с лёгким чувством стыдливости. Когда выбивали, движок кушал масло порядочно, и я понимал, что новый катализатор это ненадолго. Теперь же, после того, как двигатель отремонтировали, денег нет, да и цена выросла. Так что как я должен себя чувствовать? Не знаю. Если б цены на зч и зп находились в паритете, скажем, как в 2012, поменял бы. Сейчас не имею возможности. Наверное, но это не точно.

      4. С другой стороны, если б придавило либо так, либо никак- делать нечего, пошёл бы исправлять

  2. «Любимый аргумент противников техосмотра заключался в том, что, мол, адекватный водитель не сядет за руль неисправной машины,»
    ________
    Я противник, но этот довод не использую 🙂
    Считал и считаю, что прохождение ТО не дает гарантии состояния машина на протяжении года.
    Мое мнение, что ТО это очередной «налог»
    А вот за что бы я «проголосовал», так это за мобильные пункты проверки автомобиля. К примеру на тот же свет, выхлоп. Не прошел — 10 суток на исправление и алга в ГИБДД.

    1. Ну и внезапные поломки — не такое уж частое явление. У меня даже среди знакомых дофига водителей, которые знать не знают, что там внутри и с какой частотой нужно менять элементы тормозов или рулевые. Ездят с чек-энджином годами и даже не знают, по какому поводу он сияет))

  3. «Мое мнение, что ко всем решении законотворцев нужно подходить исключительно с финансовой линейкой. Причем, бенефициаров нужно искать там же» (Kriptonus) Полностью согласен, даже добавить нечего.

Добавить комментарий