Почему челябинцев злит транспортная революция

Читатели в гневе. Я всё чаще получаю письма с риторическим вопросом: кто ответит за транспортный хаос в городе? Читатели недовольны пробками и просят посадить кого-нибудь на кол, а лучше на тот оранжевый столбик, которым обособляют трамвайные пути. Они считают, что Челябинск целенаправленно уродуют, лишая его последних достоинств, к коим относилась неплохая приспособленность для автомобилистов. Справедливы ли претензии? Лишь отчасти.

Пример очередного письма на тему

Раньше говорили: не дай бог вам жить в эпоху перемен. А мы как раз в неё живём, и Челябинск переходит от концепции асфальтового мегаполиса для автомобилистов к более модной сейчас идеологии города равных возможностей, где частные машины являются важным, но не единственным способом перемещения. Тенденция разумна, потому что даже сейчас, при относительно низкой (в сравнении с Европой) автомобилизации, Челябинск ощущает перегруз. На днях я заехал на Краснопольский проспект и поразился парковочным гнойникам, наросшим вокруг каждого дома. Впрочем, у меня во дворе немногим лучше.

Я не фотографировал, но обстановка была примерно как на этом скрине Google.Maps. Не двор, а базар автомобильный

Дальнейшая автомобилизация не принесёт городу счастья, а кроме того, вы видели цены на машины?

Поэтому сама по себе транспортная концепция, зафиксированная в документе с корявым названием КСОДД-2021, не так уж плоха. Она смещает баланс от автомобилей в пользу общественного транспорта, велосипедов и пешего хода, а это давняя боль Челябинска. И если город не готов поставить на себе крест уже сейчас, нужно думать наперёд.

А теперь три причины, почему мы, челябинцы, видим больше хаоса, чем положительных изменений. Не только потому, что мы по жизни сварливые. Есть и объективные трудности.

Коммуникационный провал

Власти не умеют объяснить горожанам красоту и грандиозность своих планов, поэтому для нас любое новшество выглядит лишь конвульсивной попыткой залатать очередную дыру.

Самый очевидный пример — ремонт Комсомольского проспекта. Гипертрофированная волна гнева возникла, потому что посреди дорожной глади накатали островки безопасности шириной в две полосы, что выглядело натуральной диверсией. Вместо того чтобы показать схему обновлённого проспекта, городские власти целый месяц играли в молчанку, за которую впоследствии поплатился вице-мэр Максим Куляшов.

Комсомольский проспект в конце мая: огромный островок безопасности резко сузил проезжую часть, но для чего это сделано, нам объяснили лишь месяц спустя

И это не исключение. Сейчас автомобилисты возмущаются обособлением трамвайных путей: из-за этого исчезает место для манёвра, а в снежную погоду сужается проезжая часть. Когда я слушаю заместителя министра транспорта Александра Егорова о необходимости разогнать челябинский трамвай, я соглашаюсь: это не дело, когда он ездит на скорости ишака и его унижает любой «Матиз». Водители трамваев, кстати, аплодируют последним изменениям, включая и ремонт путей на Цвиллинга и Первой Пятилетки. Но в общественном сознании эти работы существуют в отрыве от общей концепции, и никто толком не понимает, каким будет челябинский трамвай, скажем, в 2024 году. Неудобства чувствуют уже сейчас, а перспективы туманны — отсюда негатив.

Столбики выглядят несерьёзными, светоотражающие ленты уже отлетели
Столбики под мостами на Копейском шоссе вызвали массу гнева, и в итоге в итоге их убрали.

Тратя миллиарды на дорожное строительство, мэрия почему-то не может сделать нормальный набор слайдов или видеоролик, который объяснял бы концепцию нового Челябинска, причём в максимально конкретном ключе. Это осложняет работу и нам, журналистам: попробуйте ради интереса изучить файлы КСОДД-2021, не сломав глаза. А помимо него есть ещё новый генплан города, есть идея метротрама и много других инициатив: например, загадочный дублёр трассы М-5 от Челябинска до Казани, похожий на прожект.

Плохое исполнение годных замыслов

Хорошими намерениями вымощена дорога в ад, в том числе автомобильный, и в Челябинске это чувствуется в каждой мелочи. По одной из версий, в городе просто не осталось толковых проектировщиков дорог, способных просчитывать ситуацию на пару шагов вперёд.

Так, за все годы дорожных революций в Челябинск не научились рисовать прямые автомобильные полосы. На половине перекрёстков они идут хитрыми диагоналям, поэтому в Челябинске невозможно просто ехать в полосе: нужно всё время вертеть головой и опасаться машины, которая выскочит внезапно из-под мышки.

Улица Блюхера на пересечении с Дарвина: пару лет назад перекрёсток с круговым движением здесь превратили в Т-образный, но со схемой движения намудрили
Комсомольский проспект на пересечении с улицей Молодогвардейцев: полосы идут по диагонали

Другой пример: обновлённый Комсомольский проспект проектировали под две магистральные полосы, по которым автомобили могут беспрепятственно ехать прямо (повороты и развороты — через дополнительные полосы или карманы). Но хорошую идею зачем-то испохабили перекрёстком с Красного Урала, разрешив поворот из левой полосы и тем самым спровоцировав чехарду и пробки.

Стоит ли вспоминать про двухгодичную эпопею с ремонтом дюжины трамвайных переездов? Про аварийный перекрёсток на улице Дарвина около нового моста через Троицкий? Про ремонт трамвайных путей второпях под Новый год?

Настилы из плиток, уложенные в этом году, развалились через три месяца. Власти сослались на ошибки рабочих и заставили их ремонтировать по гарантии, но на самом деле, плитка пошла волной у всех трёх подрядчиков, что занимались ремонтом переездов в последние два года. Может быть, дело не в них, а в самом техническом задании, ведь такая плитка на щебёночном основании под нагрузкой не живёт?

Недавно на проспекте Победы появились адаптивные светофоры — те самые, с загадочной зелёной кнопкой для пешеходов. Идея выглядит классной и современной, но почему-то после активации светофоров проспект и окружающие улицы встали в нетипичных пробках, и коснулось это даже трамваев, которым вроде бы обеспечили зелёную волну. Будем надеяться, что это трудности переходного периода.

Светофоры с кнопкой будут учитывать реальную дорожную обстановку
Новые светофоры на пересечении Победы и Молодогвардейцев спровоцировали пробки, и дополнительные секции их закрыли после шквала жалоб

Когда транспортный цех отстаёт

Новая концепция состоит из двух пластов: с одной стороны, власти хотят поджать автомобилистов, с другой — предоставить им альтернативу в виде скоростного общественного транспорта. Но первая задача сильно опережает вторую и получается, как в песне: ты покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал.

Выделенки оправданы, когда есть техника, способная использовать их преимущество. Пока же средний автомобилист видит всё те же дрифтующие трамваи, понурые троллейбусы и надоевшие маршрутки, а отсюда резонный вопрос — ну, и какую альтернативу вы предложили взамен придушенным дорогам?

Выделенная полоса на Комсомольском проспекте. Маршрутки всё равно создают толкучку и едут широким фронтом. Не логичнее ли было синхронизировать появление выделенных полос и хороших автобусов на них?

На самом деле, прогресс есть: автобусный парк Челябинска постепенно обновляется, и в этом году, например, на эти цели потрачено 1,3 млрд рублей. Развитием троллейбусов займётся компания миллиардера Пумпянского, запланирован масштабный апгрейд трамваев.

В теории, эффект должен проявиться в ближайшие годы. Но если количество не успеет перейти в качество, Челябинск рискует из двух зол выбрать оба, когда любое перемещение по нему будет вызывать лишь зубовный скрежет и мысли, как оно было при Юревиче. Я лично надеюсь, что мы успеем достичь той «несгораемой суммы», после которой возврат к маршруточной проказе 90-х будет уже немыслим.

Скепсиса добавляет и увлечённость властей спорной идеей метротрама, который якобы заработает уже через три года. Проект выглядит дорогим и громоздким, а главное, морально устаревшим, потому что подземные ветки метротрама проходят совсем не там, где городу грозит транспортное удушье.

На этом слайде мы изобразили карту метротрама (жёлтыми линиями) и наиболее проблемные направления Челябинска (красные линии), которые ведут к новыми микрорайонам

Челябинск меняется, и само по себе это хорошо, а трудности переходного периода бывают всегда. Главный вопрос лишь в том, приведёт ли это к зримым изменениям или опять пошуршат и бросят. Но если хотите моего финального мнения, то в этом вопросе я сдержанный оптимист. А вы?

12 комментариев

  1. Юрий

    Столбики под мостами на Копейском шоссе слекга перенсли — теперь они разделяют встречные потоки трамваев.

    • Ага. В подписи к одному из снимков ссылка на это есть. Но тоже странно, там же в принципе нельзя было по путям ездить, как раз тот случай, когда столбики вроде и оправданы со всех сторон

      • Юрий

        По рельсам в основном внедорожнники и маршрутки летают, тем самым чуть разгружая оставшиеся полосы.

        • Редко езжу там, но обычно летуны по трамвайным путям ничего не разгружают. Они же потом в тот же самый ряд и вклиниваются, а поскольку для этого кому-то нужно остановиться, пустить их, потом ещё благодарность аварийкой принять, скорость этого ряда резко падает. По сути, просто лезут вне очереди.

          • После последнего моста идет расширение до четырех полос, места много, только тормозить и быковать там не нужно. Узкое место — между двумя мостами, три полосы, причем правая — только направо. Как раз за счет рельсовых путей три полосы можно превратить в четыре. А трамваи там ходят не очень часто.

          • Ну, возможно, в этом месте действительно ок. Хотя там знак висит «объезд препятствия справа».

  2. ТотЧувачок

    это счастье по-челябински и показатель успешности человека по-челябински, чтоб машина была и чтоб стояла во дворе, а еще лучше, чтоб около подъезда (а еще лучше в подъезде). поэтому и злятся автомобилизды, потому что власти покушаются на святое, на их личное автомобильное челябинское счастье. )))

    • Сволочи мы

    • Kriptonus

      Мне вот нравится жить за городом, без машины вообще сложно. Транспорт полупредсказуем, да ещё и работа связана с постоянной необходимостью мобильности. Что ж теперь делать? Типа, сами виноваты? Ну и ещё есть люди, для которых автомобиль это на самом деле способ заработка, и они обеспечивают ваш комфорт, в виде такси, доставки еды из ресторана или ваших покупок их интернет-магазинов. Их тоже на трамвай? А владельцы магазинчиков в ваших дворах? Зачастую сами владельцы занимаются доставкой товаров. Да, есть сейчас много контор, которые занимаются поставкой товаров с доставкой, но не все бывает доставимо. Ну, и опять же, увеличив стоимость владения автомобилем, в том числе, это увеличит и цены в этих магазинах, и снизит конкурентоспособность с сетями. Да, можно сказать, что так им и надо, пусть идут на завод и производят добавленную стоимость.

      • ТотЧувачок

        про тех, кто живет за городом, вообще вопросов нет. они не занимают место на дворовых парковках. ))) честь таким товарищам-господам и хвала. ))) такси и доставка это сколько процентов от общего количества автомобилистов? 5 процентов? а остальные, которые везут одного человека по маршруту дом-работа-дом, не принося никакой пользы? вощем не с тем вы спорите, я с вами заочно согласен. )))

        • Kriptonus

          Я когда заезжал вечером во дворы Паркового крепко задумывался, как бы я поступил, если б захотел переехать обратно в квартиру? Хватило бы у меня решимости отказаться от машины, или эта вечная нервотрепка с поиском места? С другой стороны, остаётся жена с детьми, которой тоже нужна свобода передвижения. Я на общественном вполне могу добираться куда угодно, это не то чтобы просто или сложно, это по-другому. На самом деле, я скорее за общественный транспорт, поскольку также больно видеть, как нерационально используются ресурсы, чтобы прикрыть наше эго. А загородники тоже немалую нагрузку создают на улицы. Это стоит каждое утро/вечер посмотреть на Шершневское кольцо.
          Вообще, в прошлом году покатавшись по черноморскому побережью, пришел к мысли, что хорошим способом развития транспортной инфраструктуры это создание транспортных хабов, особенно в курортных городах. Ты добираешься до него на личном а/м, оставляешь на парковке и пересаживаешься на общественный транспорт. И вот, улицы загружены только им. А сейчас получается, что суммарная мощность трех-четырех колымаг выше мощности одного автобуса, а везёт, ну максимум, 6-8 человек.

          • ТотЧувачок

            до курортного города можно и даже нужно добираться на поезде/самолете.
            и получается при хорошем общественном транспорте с развитой транспортной инфраструктурой личный авто вообще не нужен. (немного слишком очевидный вывод получился)

Добавить комментарий