Почему челябинцев злит транспортная революция

Читатели в гневе. Я всё чаще получаю письма с риторическим вопросом: кто ответит за транспортный хаос в городе? Читатели недовольны пробками и просят посадить кого-нибудь на кол, а лучше на тот оранжевый столбик, которым обособляют трамвайные пути. Они считают, что Челябинск целенаправленно уродуют, лишая его последних достоинств, к коим относилась неплохая приспособленность для автомобилистов. Справедливы ли претензии? Лишь отчасти.

Пример очередного письма на тему

Раньше говорили: не дай бог вам жить в эпоху перемен. А мы как раз в неё живём, и Челябинск переходит от концепции асфальтового мегаполиса для автомобилистов к более модной сейчас идеологии города равных возможностей, где частные машины являются важным, но не единственным способом перемещения. Тенденция разумна, потому что даже сейчас, при относительно низкой (в сравнении с Европой) автомобилизации, Челябинск ощущает перегруз. На днях я заехал на Краснопольский проспект и поразился парковочным гнойникам, наросшим вокруг каждого дома. Впрочем, у меня во дворе немногим лучше.

Я не фотографировал, но обстановка была примерно как на этом скрине Google.Maps. Не двор, а базар автомобильный

Дальнейшая автомобилизация не принесёт городу счастья, а кроме того, вы видели цены на машины?

Поэтому сама по себе транспортная концепция, зафиксированная в документе с корявым названием КСОДД-2021, не так уж плоха. Она смещает баланс от автомобилей в пользу общественного транспорта, велосипедов и пешего хода, а это давняя боль Челябинска. И если город не готов поставить на себе крест уже сейчас, нужно думать наперёд.

А теперь три причины, почему мы, челябинцы, видим больше хаоса, чем положительных изменений. Не только потому, что мы по жизни сварливые. Есть и объективные трудности.

Коммуникационный провал

Власти не умеют объяснить горожанам красоту и грандиозность своих планов, поэтому для нас любое новшество выглядит лишь конвульсивной попыткой залатать очередную дыру.

Самый очевидный пример — ремонт Комсомольского проспекта. Гипертрофированная волна гнева возникла, потому что посреди дорожной глади накатали островки безопасности шириной в две полосы, что выглядело натуральной диверсией. Вместо того чтобы показать схему обновлённого проспекта, городские власти целый месяц играли в молчанку, за которую впоследствии поплатился вице-мэр Максим Куляшов.

Комсомольский проспект в конце мая: огромный островок безопасности резко сузил проезжую часть, но для чего это сделано, нам объяснили лишь месяц спустя

И это не исключение. Сейчас автомобилисты возмущаются обособлением трамвайных путей: из-за этого исчезает место для манёвра, а в снежную погоду сужается проезжая часть. Когда я слушаю заместителя министра транспорта Александра Егорова о необходимости разогнать челябинский трамвай, я соглашаюсь: это не дело, когда он ездит на скорости ишака и его унижает любой «Матиз». Водители трамваев, кстати, аплодируют последним изменениям, включая и ремонт путей на Цвиллинга и Первой Пятилетки. Но в общественном сознании эти работы существуют в отрыве от общей концепции, и никто толком не понимает, каким будет челябинский трамвай, скажем, в 2024 году. Неудобства чувствуют уже сейчас, а перспективы туманны — отсюда негатив.

Столбики выглядят несерьёзными, светоотражающие ленты уже отлетели
Столбики под мостами на Копейском шоссе вызвали массу гнева, и в итоге в итоге их убрали.

Тратя миллиарды на дорожное строительство, мэрия почему-то не может сделать нормальный набор слайдов или видеоролик, который объяснял бы концепцию нового Челябинска, причём в максимально конкретном ключе. Это осложняет работу и нам, журналистам: попробуйте ради интереса изучить файлы КСОДД-2021, не сломав глаза. А помимо него есть ещё новый генплан города, есть идея метротрама и много других инициатив: например, загадочный дублёр трассы М-5 от Челябинска до Казани, похожий на прожект.

Плохое исполнение годных замыслов

Хорошими намерениями вымощена дорога в ад, в том числе автомобильный, и в Челябинске это чувствуется в каждой мелочи. По одной из версий, в городе просто не осталось толковых проектировщиков дорог, способных просчитывать ситуацию на пару шагов вперёд.

Так, за все годы дорожных революций в Челябинск не научились рисовать прямые автомобильные полосы. На половине перекрёстков они идут хитрыми диагоналям, поэтому в Челябинске невозможно просто ехать в полосе: нужно всё время вертеть головой и опасаться машины, которая выскочит внезапно из-под мышки.

Улица Блюхера на пересечении с Дарвина: пару лет назад перекрёсток с круговым движением здесь превратили в Т-образный, но со схемой движения намудрили
Комсомольский проспект на пересечении с улицей Молодогвардейцев: полосы идут по диагонали

Другой пример: обновлённый Комсомольский проспект проектировали под две магистральные полосы, по которым автомобили могут беспрепятственно ехать прямо (повороты и развороты — через дополнительные полосы или карманы). Но хорошую идею зачем-то испохабили перекрёстком с Красного Урала, разрешив поворот из левой полосы и тем самым спровоцировав чехарду и пробки.

Стоит ли вспоминать про двухгодичную эпопею с ремонтом дюжины трамвайных переездов? Про аварийный перекрёсток на улице Дарвина около нового моста через Троицкий? Про ремонт трамвайных путей второпях под Новый год?

Настилы из плиток, уложенные в этом году, развалились через три месяца. Власти сослались на ошибки рабочих и заставили их ремонтировать по гарантии, но на самом деле, плитка пошла волной у всех трёх подрядчиков, что занимались ремонтом переездов в последние два года. Может быть, дело не в них, а в самом техническом задании, ведь такая плитка на щебёночном основании под нагрузкой не живёт?

Недавно на проспекте Победы появились адаптивные светофоры — те самые, с загадочной зелёной кнопкой для пешеходов. Идея выглядит классной и современной, но почему-то после активации светофоров проспект и окружающие улицы встали в нетипичных пробках, и коснулось это даже трамваев, которым вроде бы обеспечили зелёную волну. Будем надеяться, что это трудности переходного периода.

Светофоры с кнопкой будут учитывать реальную дорожную обстановку
Новые светофоры на пересечении Победы и Молодогвардейцев спровоцировали пробки, и дополнительные секции их закрыли после шквала жалоб

Когда транспортный цех отстаёт

Новая концепция состоит из двух пластов: с одной стороны, власти хотят поджать автомобилистов, с другой — предоставить им альтернативу в виде скоростного общественного транспорта. Но первая задача сильно опережает вторую и получается, как в песне: ты покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал.

Выделенки оправданы, когда есть техника, способная использовать их преимущество. Пока же средний автомобилист видит всё те же дрифтующие трамваи, понурые троллейбусы и надоевшие маршрутки, а отсюда резонный вопрос — ну, и какую альтернативу вы предложили взамен придушенным дорогам?

Выделенная полоса на Комсомольском проспекте. Маршрутки всё равно создают толкучку и едут широким фронтом. Не логичнее ли было синхронизировать появление выделенных полос и хороших автобусов на них?

На самом деле, прогресс есть: автобусный парк Челябинска постепенно обновляется, и в этом году, например, на эти цели потрачено 1,3 млрд рублей. Развитием троллейбусов займётся компания миллиардера Пумпянского, запланирован масштабный апгрейд трамваев.

В теории, эффект должен проявиться в ближайшие годы. Но если количество не успеет перейти в качество, Челябинск рискует из двух зол выбрать оба, когда любое перемещение по нему будет вызывать лишь зубовный скрежет и мысли, как оно было при Юревиче. Я лично надеюсь, что мы успеем достичь той «несгораемой суммы», после которой возврат к маршруточной проказе 90-х будет уже немыслим.

Скепсиса добавляет и увлечённость властей спорной идеей метротрама, который якобы заработает уже через три года. Проект выглядит дорогим и громоздким, а главное, морально устаревшим, потому что подземные ветки метротрама проходят совсем не там, где городу грозит транспортное удушье.

На этом слайде мы изобразили карту метротрама (жёлтыми линиями) и наиболее проблемные направления Челябинска (красные линии), которые ведут к новыми микрорайонам

Челябинск меняется, и само по себе это хорошо, а трудности переходного периода бывают всегда. Главный вопрос лишь в том, приведёт ли это к зримым изменениям или опять пошуршат и бросят. Но если хотите моего финального мнения, то в этом вопросе я сдержанный оптимист. А вы?

12 Comments

  1. Столбики под мостами на Копейском шоссе слекга перенсли — теперь они разделяют встречные потоки трамваев.

    1. Ага. В подписи к одному из снимков ссылка на это есть. Но тоже странно, там же в принципе нельзя было по путям ездить, как раз тот случай, когда столбики вроде и оправданы со всех сторон

      1. По рельсам в основном внедорожнники и маршрутки летают, тем самым чуть разгружая оставшиеся полосы.

      2. Редко езжу там, но обычно летуны по трамвайным путям ничего не разгружают. Они же потом в тот же самый ряд и вклиниваются, а поскольку для этого кому-то нужно остановиться, пустить их, потом ещё благодарность аварийкой принять, скорость этого ряда резко падает. По сути, просто лезут вне очереди.

      3. После последнего моста идет расширение до четырех полос, места много, только тормозить и быковать там не нужно. Узкое место — между двумя мостами, три полосы, причем правая — только направо. Как раз за счет рельсовых путей три полосы можно превратить в четыре. А трамваи там ходят не очень часто.

      4. Ну, возможно, в этом месте действительно ок. Хотя там знак висит «объезд препятствия справа».

  2. это счастье по-челябински и показатель успешности человека по-челябински, чтоб машина была и чтоб стояла во дворе, а еще лучше, чтоб около подъезда (а еще лучше в подъезде). поэтому и злятся автомобилизды, потому что власти покушаются на святое, на их личное автомобильное челябинское счастье. )))

    1. Мне вот нравится жить за городом, без машины вообще сложно. Транспорт полупредсказуем, да ещё и работа связана с постоянной необходимостью мобильности. Что ж теперь делать? Типа, сами виноваты? Ну и ещё есть люди, для которых автомобиль это на самом деле способ заработка, и они обеспечивают ваш комфорт, в виде такси, доставки еды из ресторана или ваших покупок их интернет-магазинов. Их тоже на трамвай? А владельцы магазинчиков в ваших дворах? Зачастую сами владельцы занимаются доставкой товаров. Да, есть сейчас много контор, которые занимаются поставкой товаров с доставкой, но не все бывает доставимо. Ну, и опять же, увеличив стоимость владения автомобилем, в том числе, это увеличит и цены в этих магазинах, и снизит конкурентоспособность с сетями. Да, можно сказать, что так им и надо, пусть идут на завод и производят добавленную стоимость.

      1. про тех, кто живет за городом, вообще вопросов нет. они не занимают место на дворовых парковках. ))) честь таким товарищам-господам и хвала. ))) такси и доставка это сколько процентов от общего количества автомобилистов? 5 процентов? а остальные, которые везут одного человека по маршруту дом-работа-дом, не принося никакой пользы? вощем не с тем вы спорите, я с вами заочно согласен. )))

      2. Я когда заезжал вечером во дворы Паркового крепко задумывался, как бы я поступил, если б захотел переехать обратно в квартиру? Хватило бы у меня решимости отказаться от машины, или эта вечная нервотрепка с поиском места? С другой стороны, остаётся жена с детьми, которой тоже нужна свобода передвижения. Я на общественном вполне могу добираться куда угодно, это не то чтобы просто или сложно, это по-другому. На самом деле, я скорее за общественный транспорт, поскольку также больно видеть, как нерационально используются ресурсы, чтобы прикрыть наше эго. А загородники тоже немалую нагрузку создают на улицы. Это стоит каждое утро/вечер посмотреть на Шершневское кольцо.
        Вообще, в прошлом году покатавшись по черноморскому побережью, пришел к мысли, что хорошим способом развития транспортной инфраструктуры это создание транспортных хабов, особенно в курортных городах. Ты добираешься до него на личном а/м, оставляешь на парковке и пересаживаешься на общественный транспорт. И вот, улицы загружены только им. А сейчас получается, что суммарная мощность трех-четырех колымаг выше мощности одного автобуса, а везёт, ну максимум, 6-8 человек.

      3. до курортного города можно и даже нужно добираться на поезде/самолете.
        и получается при хорошем общественном транспорте с развитой транспортной инфраструктурой личный авто вообще не нужен. (немного слишком очевидный вывод получился)

Добавить комментарий для ТотЧувачокОтменить ответ