Meat Loaf. 1947-2022

Умер Meat Loaf, американский рок-исполнитель. Никогда не рассказывал, но вот уже тридцать лет являются его поклонником и знаю наизусть, наверное, 80% его эпичных композиций.

Началось всё с MTV году в 1993 и песни Rock’n’Roll dreams come through, где в клипе снималась ещё совсем юная Анджелина Джоли.

Меня сразу поразил странный тембр голоса, с какими-то потусторонними вибрациями, что у меня по спине бежали мурашки. Ещё удивила невероятная экспрессия и энергетика в стиле Фредди Меркьюри, только в исполнении человека, который весит как три Фредди и Брайн Мэй с его гитарой. Meat Loaf в свои лучшие годы был просто безразмерным, но это никак не сказывалось на его подвижности и выразительности. Само имя Meat Loaf (тефтелька или котлета) — это прозвище, данное ему ещё в школе и превращённое в самоироничный бренд. Настоящее имя Марвин Ли Эдей.

В 90-х я раздобыл альбом Meat Loaf, который назывался Bat out of Hell II, и поскольку как раз интенсивно учил английский, стал разбирать его песни дословно, и помимо чисто музыкального удовольствия получал ещё литературное, потому что тексты были написаны будто кем-то очень знакомым. Даже не так: «Лоаф» как будто говорил, то, что хотелось сказать мне, но не получалось (известная подростковая трудность).

Позже я узнал, что автором музыки и текстов Meat Loaf был американский рок-н-рольщик Джим Штайман, которого я обожаю и ценю не меньше. Многие песни автобиографичны, например, Objects in a rear view mirror may appear closer than they are — это про сложную юность, погибшего друга, пьющего отца и первую любовь, но в своеобразной упаковке: настоящая рок-опера. Кстати, название (Объекты в зеркале заднего вида могут казаться ближе, чем есть на самом деле) — это переиначенная и метафоричная надпись на зеркалах американских машин. У Джима и Мита было много таких приколов.

Многие композиции были настолько длинными, что называть их песнями не вполне правильно, скорее, это баллады, в которых рассказывалась целая история. Они произвели на меня настолько сильное впечатление, что, если покопаться, часть моих сюжетов идут из тех времён, например, одна из героинь «Блаберидов» — она из песни I’m gonna love her for both of us. Невероятный размер этих баллад никогда не казался мне излишним, потому что шёл от творческой щедрости: в них не было длиннот или провисаний, они были заполнены штайнеровским действием и ритмом, напором «лофавского» голоса.

Сам Meat Loaf как-то рассказывал, как они с Джимом принесли радийному продюсеру в Нью-Йорке песню Paradise by the dashboard light длительностью 27 минут, на что тот ответил, мол, у нас предел — 3,5 минуты, но, окей, ребята, я её чуть-чуть подрежу. В итоге он сократил её до 9 минут, на что Джим Штайман воскликнул: You’ve killed the song (ты убил песню)!

Как и в случае со многими увлечениям пубертата, я был уверен, что вскоре забуду Meat Loaf, как перестал со временем слушать «Кар-Мэн» или Roxette. И да, где-то в конце 90-х я увлёкся чем-то ещё, сделал паузу года три, а потом снова взял и переслушал все альбомы. А потом снова сделал паузу и вернулся снова. И так все тридцать лет. Последний раз я делал это, вероятно, перед новым годом: в машине диск с большинством его студийных записей и несколькими концертами, и я слушаю его от корки до корки, каждый раз попадая под обаяние голоса, текста, напора. В этих песнях много иронии, например, одна из самых известных его баллад называет I would do anything for love, but I won’t do that (Я всё бы сделал для любви, но не буду). Прям квантовая неопределённость.

Meat Loaf помимо прочего был актёром, например, у него есть небольшая роль в «Бойцовском клубе» с Бредом Питом. Это между его огромных титек страдает от бессонницы герой Эдварда Нортона. Это актёрство транслировалось и в песенное творчество: Meat Loaf всегда предельно экспрессивен на сцене, а его клипы порой напоминали кинофильмы.

И дело, наверное, не в голосе, в музыке или текстах. Дело, скорее, в умении быть собой, иронизировать над своими недостатками, искренности порывов, честности со зрителем/слушателем. Meat Loaf и Джим Штайман стали для меня своеобразными проводниками в мир настоящего творчества, которое идёт от тебя самого, от твоих комплексов, страданий и недостатков. Джим, кстати, умер в прошлом году.

Rest in peace. In rock’n’roll peace.

______________________________________

There are winners, and outlaws, and leaders, and lovers,

Behind every man in the news.

But one thing I know is behind every one

Just a boy with a bad attitude.

6 Comments

  1. Как то мимо меня прошел сей персонаж. Но описал «вкусно». Даже захотелось послушать.

    Чем то напомнил группу Nick Cave & the Bad Seeds с альбомом Murder Ballads. Тоже в свое время английский учил, когда работал в 90-х в филиале англ турфирмы. И вот по заказу из Москвы привезли лицензионный альбом (с книжкой и текстами песен) аж за 120$ !!!! Адъ…. Тоже тексты разбирал на атомы. Тексты кстати жуть кровавые…))) Чикатило просто пианЭр. Ло сих пор диск кочует из машины в машину. Втыкаю его когда один еду в деревню. Есть длинные баллады, минут на 15 +.

    Но голос, манера исполнения, клипы — довольно на высоком уровне. Ну и самый «затёртый» и модный клип наверное многие видели, слышали, на пару с Кайли Миноуг — Nick Cave and the Bad Seeds and Kylie Minogue — Where the Wild Roses Grow (murder ballads)

    1. Да, Where the Wild Roses Grow много раз слышал, текст там действительно леденящий.

      А Meat Loaf, насколько знаю, в России был малоизвестен, потому что его расцвет пришёлся на 70-е, когда у нас кроме битлов и лед зеппелин ничего не признавали, а в 90-х мои сверстники больше Металликой или Нирваной интересовались, он уже тогда был дедом рок-н-ролла.

      Но для меня это ценно в том смысле, что я к нему привязался без какой-либо подоплёки, то есть не то что попал в тусовку и начал слушать. Он меня зацепил именно в чистом виде. Иной раз было жаль, что не с кем обсудить, но зато никто не влиял. У нас как бы прямая связь получилась. И на этой волне я всегда себя чувствовал слегка изгоеем, но как бы в положительном ключе. Типа я нашёл что-то своё, а другие «выбирайтесь своей колеёй». )))))

  2. «Meat Loaf. 1947-2021» — может чего не так понял… Он в 2021-м умер? А почему вся лента именно сегодня запестрила на эту тему?

      1. К «уткам», 2022 еще не скоро пальцы привыкнут. Сам сижу вторую неделю договора переделываю. Всем наотправлял в начале января целую гору, и все 21-м годом. )))

        Чет мой никнейм как то срезало «немного». Оптимизация?

      2. 😀 Не знаю)))) Я вообще сначала думал, что какой-то П пишет. И адрес видимо изменённый был, потому что на модерации. Но обратил внимание, что твой адрес вроде

Добавить комментарий