Автомобильный инженер — о недавнем ДТП

Volkswagen Polo получил удар в заднюю часть: его развернуло на 180 градусов из-за заноса

Эдуард Мымрин — главный конструктор ООО «Ф-МоторСпорт», российского производителя скоростных багги. Он окончил МАДИ по специальности инженер-конструктор, и является мастером спорта по багги в ралли-рейдах и экспертом в области управляемости транспортных средств. На днях он стал очевидцем последствий серьёзной аварии, которую, по его мнению, можно было не допустить. Этот леденящий душу случай в очередной раз поднимает вопрос: должны ли базовые комплектации автомобилей включать не только АБС, но и ESP? Слово Эдуарду.

Девочку уже не спасти. Девочке было 4 года и она погибла в автомобильной аварии 23 января 2022 года на 367-м километре федеральной трассы «Вятка» в Кировской области.

Воскресенье. Около 9.30 утра. Я с сотрудником фигачу на «Хайлюксе» в командировку в Пермь. До Кирова — примерно 50 км. Погода ясная, видимость хорошая. температура минус 10. Асфальт без снега, и кажется, что дорогая сухая.

Длинный, хорошо просматриваемый прямик, наверное, больше километра. Вижу впереди стоят машины. Слева от нас фура с аварийкой, справа на обочине «Лада Ларгус» с разбитой мордой, «Фольксваген Поло Седан» с сильно разбитым правым крылом. Правое заднее крыло очень сильно вмято в салон.

Мы останавливаемся. Авария произошло буквально пять минут назад, и мужики только начинают вызывать скорую. Я открываю водительскую дверь «Поло». На откинутом сиденье (оно сломалось) лежит женщина лет 30. Худая. Без сознания. Тяжело дышит. Плохо дышит. Я выключаю зажигание. Мужики вызывают скорую через 112, говорят, пострадавшую не трогать: непонятно, что с позвоночником.

Отрываю заднюю дверь. Там в детском кресле пристегнутой сидит симпатичная девочка четырёх лет в красном зимнем комбинезоне. Сидит за сиденьем матери. Сиденье водительское зажало ей ноги, но не сильно, я проверил. Девочка без сознания. Совершенно целая, только голова вперед наклонена и глаза закрыты. Беру ее за руку — теплая рука. Только пульс никак нащупать не могу. Вот думаю, неумелый я, пульс нащупать не могу. Сейчас же врачи приедут, и всё хорошо будет. Только на шее я тоже нащупать не могу. Ну, она же тепленькая такая, все же в порядке, просто без сознания, поэтому и пульс слабый. Все будет нормально. Но глаза совсем не двигаются, совсем…. А через 5-10 минут перестала дышать её мать.

Но девочка же тепленькая! Нашли плед, укрыли, чтобы не мерзла. Никогда так синим маячкам проблесковым я не радовался, когда появилась скорая.

Врачи констатировали смерть обеих.

«Ларгус» отработал прекрасно. Смята морда, целый салон, двери открываются, подушка сработала. У водителя была травма руки, текла кровь. Но вроде перелома не было. Мой электрик сделал ему перевязку.

Когда девочка четырёх лет умирает практически на руках — это крепко бьет по мозгам.

После прибытия спасателей мы уехали, и начали анализировать ситуацию. Никому не желаю быть свидетелем подобного. Очень больно!

Реконструкция событий сделана со слов водителя фуры, «Ларгуса» и водителя «РенжРовера», который ехал за «Ларгусом», плюс по результатам осмотра места происшествия и личного опыта.

Итак: «Фольксваген Поло Седан» пятого поколения (до 2020г) движется в сторону Орлова. За рулем находится молодая женщина 34 лет, пристегнута. Сзади за водителем в детском кресле находится девочка четырёх лет, пристегнута. Других пассажиров в машине нет. Покрышки зимние, шипованные. Начинается длинный прямик с легким подъемом и перегибом, «Поло» догоняет фуру и готовится к обгону. Скорость фуры 80-90 км/ч, скорость Поло около 110 км/ч. Обычный трассовый режим. Знаки обгон разрешают.

Водитель «Поло» выходит на обгон фуры (то есть высовывается на встречную полосу) и видит движущийся навстречу светло-серый «Ларгус». Я специально акцентирую цвет «Ларгуса», потому что он мог слиться с окружающей средой и его сложно было заметить издалека.

Понимая, что обгон безопасно закончить не получится, женщина сбрасывает газ (и/или нажимает на тормоз) и дает руль вправо, пытаясь уйти за фуру. То есть она сделала все штатно.

В этом месте на трассе легкий левый уклон (если смотреть из Поло) и дорога покрыта прозрачным льдом. Это становится понятно, когда выходишь из машины. На ходу это не очень очевидно.

В этот момент, под сброс газа, передние колеса загружаются (сцепление с дорогой улучшается), а задние наоборот разгружаются. Сцепление ухудшается, и так как руль повернут, начинается занос, и «Фольксваген» переходит в неконтролируемое скольжение по часовой стрелке.

«Поло» разворачивает больше чем 180 градусов и летит вперед по встречной полосе кормой вперед. В этот момент в него врезается «Ларгус». Удар приходится в правое заднее крыло, то есть по диагонали от водителя.

Из-за сильного удара сзади ломается водительское сиденье и как бы раскладывается, несильно зажимая ноги девочке. Место правого заднего пассажира всмятку.

Причину смерти я назвать не могу, не врач. Могу предположить, что так как оба человека были целыми, без внешних повреждений, то дело было в хлыстовой травме позвоночника, от диагонального удара в заднюю часть.

Теперь надо разобраться с причиной потери контроля над «Фольксвагеном».

На переднеприводном автомобиле занос — редкость (прим. АК — переднеприводный автомобиль не уходит в занос под избыточным газом, но часто срывается в скольжения при манёврах, сопряжённых с торможение или резким сбросом газа). Водитель с обычными навыками не готов к борьбе с заносом на переднем приводе. Занос на короткобазном автомобиле развивается резко. И, чтобы стабилизировать автомобиль, нужна активная работа рулем и увеличение тяги на колесах. На газ надо нажать. А это сложно психологически, тем более нужно наоборот снизить скорость, чтобы успеть спрятаться за фуру. Все решают доли секунд. И «Поло» вышел из-под контроля.

Скоростные багги, которые проектирует компания Эдуарда Мымрина, подготовлены для езды в заносе. Но на обычной дороге занос опасен

Да, мы все гонщики, любители быстрой езды, знаем как использовать и контролировать занос, но надо уметь смотреть глазами обычного водителя. И тут не нужно говорить про контраварийную подготовку и прочее. Надо просто представить женщину, мать, которая использует автомобиль просто как средство передвижения и доставки необходимых грузов для семьи. При этом отмечу, что при покупке был выбран свежий (или новый) «Фольксваген». Шины зимние, водитель пристегнут, ребенок в детском сиденье. Водителя сложно назвать безответственным.

Значит сработал комплекс событий. Что могло бы в данной ситуации спасти женщину и девочку?

Отвечаю: Электронная система стабилизации или ESP. Впервые она разработана компанией Bosch в 1995 году, то есть 27 лет назад.

Основным исполнительным механизмом ESP является блок АБС антиблокировочной системы), который по сигналам от блока управления подает сигнал на увеличение давление в тормозной линии идущие раздельно на каждое колесо. Несколько датчиков определяют положение машины в пространстве, в частности, угол поворота вокруг вертикальной оси. И при необходимости АБС начинает подавать давление в тормозные механизмы колеса по сложному алгоритму, чтобы прекратить занос и стабилизировать машину. Происходит это очень быстро (опрос датчиков — 25 раз в секунду) и в самом начале заноса.

То есть если бы ESP работала, женщина просто то бы ушла обратно ушла за фуру и все. Она бы даже не заметила проблемы. Электроника сохранила бы стабильность авто. Но базовая комплектация «Фольксваген Поло Седан» до 2020г не оснащалась ESP. Справедливости ради, следующая версия «Фольксваген Поло» с 2021 года оснащается системой ESP в базовой комплектации даже. И возможно, не просто так.

Насколько конструктивно сложна и дорога система ESP? Как я уже указывал, основным исполнительным узлом системы является блок АБС с гидроаккумулятором и насосом, а эта система с 2016 года является обязательной. То есть во всех новых авто уже есть этот реально сложный и дорогой узел.

А ESP — это дополнительно несколько датчиков и софт (программное обеспечение). Просто несколько датчиков. Предположу, что в закупке дооснастить авто ESP стоит баксов 50. Даже если это 50 тыс. руб — это не высокая цена за безопасность!

На большинство автомобилей ПО для ESP уже разработано (например, «Лада Калина», «Уаз Патриот»). Но из коммерческий соображений заводы предлагают систему ESP в качестве опции.

Важный момент: в США и Канаде ESP входит в базовую комплектацию с 2010г года, в Европе с 2014! То есть мы опаздываем минимум на 12 лет.

Умелые водители могут контролировать занос, но даже при наличии таких скиллов подавить внезапное скольжение во время обгона сумеет не каждый

При этом уже подсчитано, что более 250 миллионов систем ESP выпущено компанией Bosch с 1995 года, и на сегодняшний день 82% новых автомобилей оснащены ESP. По мнению специалистов Bosch, за последние четверть века на дорогах Евросоюза ESP спасла около 15 тысяч человек. Ещё порядка 500 тысяч человек благодаря ей не получили травмы в ДТП.

А ведь кроме потерянных молодых жизней мы же получаем дикие трагедии в семьях. Невосполнимое горе надолго.

А врачи скорых? Вы видели глаза врача, когда он понял, что девочка умерла? А спасатели, которые вырезают трупы из машин? А сотрудники ГИБДД, которые оформляют эти аварии?

И все думают, что это бездушные роботы? Поверьте – нет. А они с этим живут.

Вопрос: сколько мы еще будем ждать решения об обязательном использовании ESP? Сколько людей еще должно погибнуть, чтобы в Минпромторге вспомнили про обязательное использовании ESP?

13 Comments

  1. ППЦ жесть какая. Первую часть поста еле осилил со второго раза. Тяжко читать такие подробности.

    «Водитель «Поло» выходит на обгон фуры (то есть высовывается на встречную полосу)…..Понимая, что обгон безопасно закончить не получится, женщина сбрасывает газ (и/или нажимает на тормоз) и дает руль вправо, пытаясь уйти за фуру. То есть она сделала все штатно.» — штатно тут по моему звучит не очень уместно. Ибо зима. Летом да, было бы штатно.

    Прям увидел глазами картинку — нахуа выходить на обгон сразу всем корпусом, тем более фуры (как ни крути а из за нее видно хуже) выезжая сразу на встречку? Тем более дорога забирает влево, чуть лучше видно. Ну высунись чутка «на треть карасика», приотпусти фуру, «прострели» траекторию и расстояние для обгона, и никакие резкие маневры вылез/обратно залез не понадобятся. А именно из за них и раскачало по дороге. Тут не каждый гонщик утихомирит такую амплитуду, что уж говорить про женщину.

    ПыСы — ничего особо не имею против женщин за рулем, но женщина и зимняя трасса это очень плохой коктейль.

    1. По поводу прям глазами увидел. Это ведь не детальная реконструкция ДТП, а вероятный ход (развитие) событий описанный и додуманный автором по результатам общения со всеми сторонами
      А если ситуация развивалась как у тебя «Ну высунись чутка «на треть карасика», приотпусти фуру, «прострели» траекторию» и черный лед, занос и тд. Слишком много неизвестных. Автор позволил себе подумать над ходом развития событий, в ракурсе если бы было ЕСП, то большей части развития данной ситуации, хоть в твоем варианте, хоть в его ни чего бы этого не произошло. А все, уже осудили, ту, которой на данный момент вообще безразлично ( и да даже слов «оправданий» не услышать) и за превышение скорости и за неграмотные действия.

      1. Вероятный ход додуманный автором вполне себе рабочий вариант. Если уж и не точно так события произошли, то не далеко от этого. И свой вариант описал скорее на автомате, типа как я поступаю именно зимой, без разницы на нашей классике, или со всеми «электропомощниками» на Хитрилле.

        «…если бы было ЕСП, то большей части развития данной ситуации, хоть в твоем варианте, хоть в его ни чего бы этого не произошло.» — ну в моем варианте скорее да, врядли бы раскачало. А вот если на льду, на скорости резко «раскачать» — встречка-обратно, то и «электропощник» может поморгать гирляндой на приборке на прощание и тупо не справиться. Много от амплитуды будет зависеть и скорости. Насмотрелся я на женщин за рулем именно в нештатных ситуациях… Жопа седеет рядом с ними на ровном месте.

        «…все, уже осудили, ту, которой на данный момент вообще безразлично ( и да даже слов «оправданий» не услышать) и за превышение скорости и за неграмотные действия» — нет никаких осуждений. Есть попытка понять что не так (а раз *опой вперед на встречку выехала то точно что то не так) и рассуждения со своей колокольни.

      2. Пардон, просто у Артема это было в ФБ, там и «просклоняли» все кто мог, водительницу

      3. Вот потому ни ФБ, на на 74ру не лезу. Проклянут всех до седьмого колена. Тут как то свои, адекватные.

        А оттуда вылезешь после ресталища, и на адреналине еще своих же «порубишь» на лево, на право.

  2. помню когда в 19 году менял машину, я как раз и собирался брать поло а не весту. к корейцам/рено душа не лежала, шкода не падала в цене ни на копье.
    и если отсутствие круиза, хоть и с трудом, но было терпимо, то отсутствие ЕСП на тачке, что дороже на 150к при худшей комплектации, было вообще дико. и все поло, что были у дилера, были без него. с литьем, красивой ММС и прочем ширпотребом, но без ЕСП. Проехал я тест драйв, вышел и попрощался. Менеджеру который перезвонил мне потом, сказал что машину без ЕСП я брать не собираюсь.

    1. В принципе, можно и без ESP, но то, что опция из разряда крайне полезных — факт. Вашу логику одобряю

  3. На скорости 80+ пытаться обмануть физику очень сложно. И толку от ESP не очень много.

  4. Я много экспериментировал с ЕСП на разных скоростях и покрытиях. Однозначно могу сказать, что она работает и работает так, как ни один водитель работать не сможет. Ну только если у него не раздельные педали на каждое колесо. Очень тяжело вывести машину из под контроля, прямо отмороженно надо действовать.

    1. Есть шасси, заточенные под применение ESP, у той же «Весты». Но, думаю, базовый Полик — не тот случай. Не помню у него экстремальных повадок, хотя даже самый первый мой тест Поло был зимой и на плохой резине, помню, сетовал тогда на это. Но ничего такого.

Добавить комментарий