Что делать с вылетающими на остановки машинами?

Очередное ДТП на улице Братьев Кашириных привело к гибели женщины, стоявшей на остановке

Две подряд смертельные аварии на остановке «Поселок Бабушкина» на улице Братьев Кашириных — январская и мартовская — лишь вершина айсберга: подобные ДТП регистрируются в Челябинске регулярно. Например, еще одно похожее происшествие случилось 10 марта, но не попало в фокус внимания публики, потому что обошлось без жертв. Это снова ставит вопрос: не пора ли принять системные меры ради безопасности пешеходов на остановках? Мы обратились в мэрию, а также спросили экспертов по безопасности, как решить проблему оперативно.

10 марта 2022 года Toyota, разворачиваясь на улице Братьев Кашириных, отправила Lada Priora в овощной киоск

На проблему обратил наше внимание врач экстренной медицинской помощи Михаил Андриянов:

— Пора уже поднять этот вопрос на общегородское обсуждение, — убежден он. — Посмотрите, как часто происходят такие аварии и как они типичны: одна машина выталкивает другую, и та летит на стоящих на остановке людей, которым некуда деваться. Нужно рассмотреть все меры, от защитных столбиков до перенастройки светофора.

Близкое по смыслу сообщение поступило в группу «А.Л.Текслер, помоги!!!». Жительница одного из соседних домов Юлия Сухорукова написала:

— Почему после первого же случая не были приняты никакие меры для безопасности людей, ожидающих на остановке? Второй аварии можно было избежать.

Теперь поворачивать во дворы в районе остановки «Посёлок Бабушкина» нужно по стрелке

В её шлейфе на перекрёстке всё-таки изменили регулировку светофора. Вот что рассказали нам в мэрии:

— Для обеспечения безопасности движения и бесконфликтного выполнения маневров на улице Братьев Кашириных в районе остановки «Поселок Бабушкина» на светофорном объекте добавлены дополнительные секции СВ1 и СВ2 при движении от Чайковского в сторону Молодогвардейцев, — уточнили в городской администрации. — Отметим, что это первая мера обеспечения безопасности пешеходов и водителей на данной территории. В настоящее время прорабатывается схема установки ограждений на остановочных площадках и дополнительных знаков.

При этом аварии происходят и на других перекрёстках, а значит, проблема требует системного решения.

Авария 2015 года: вылетевшая машина снесла светофор, который упал на женщину

Невнимательный против низко летящего

Опасность таких аварий — в непредсказуемости. Обычно один из участников поворачивает налево, не заметив движущуюся во встречном направлении машину. Если столкновение происходит по касательной, одна из машин отлетает по диагонали на угол перекрестка, где ждут пешеходы или пассажиры общественного транспорта. Чаще всего аварии происходят при смене сигналов светофора, а поворачивающий налево водитель не всегда успевает различить угрозу из-за скопления машин на перекрестке.

Поскольку сценарий воспроизводится часто, находясь вблизи перекрестка, обязательно держите в поле зрения автомобильный поток и имейте в виду подобные риски.

Ещё одна нашумевшая авария: Lexus отлетел в остановку с людьми возле ЮУрГУ (февраль 2017 года).

Спасают ли столбики?

Об ограждении остановок столбиками активно заговорили в 2013 году после трагических аварий на перекрестке Доватора и Шаумяна и проспекта Ленина и улицы Энгельса: в обоих случаях погибли люди. Власти установили на остановках вблизи этих перекрестков столбики и обещали распространить практику и на другие остановки. Но массового распространения такой подход не получил.

Защитные столбики на проспекте Ленина в районе перекрёстка с Энгельса появились после одной из смертельных аварий 2013 года

Эксперты, впрочем, не считают столбики панацеей. По мнению руководителя общественного центра «Автомобилист» Максима Едрышова, столбики не спасут от автомобиля массой более тонны, несущегося на скорости.

— В пешехода может отлететь и сам столбик, так что разумность такого подхода под вопросом, — убежден он. — Можно посмотреть на опыт Екатеринбурга, который поставил множество заборов и ограждений, но на безопасности это не сказалось.

Сразу несколько однотипных происшествий случилось на пересечении улиц Чайковского и Братьев Кашириных в 2019 году

Если сделать столбики чрезмерно прочными, возникает другая проблема: такие конструкции могут привести к гибели водителя и пассажиров, поскольку удар в жесткое и узкое препятствие на скорости даже 60 км/час влечет колоссальные разрушения силовых структур кузова. В теории, любые средства безопасности нужно испытывать и делать по нормативам, но здесь есть другая проблема, на которую указывает автоэксперт Юрий Панченко:

— По большому счету, челябинские столбики на остановках — это самодеятельность, потом что в своде правил «Улицы и дороги населенных пунктов» подобные средства защиты не предусмотрены. На них нет нормативов, их никто не испытывает, поэтому оценить их эффективность и безопасность нельзя.

Он отмечает, что в упомянутых правилах предусмотрены опоры для боковых и тросовых ограждений, для которых нормируется эффективность гашения энергии.

— Наверное, можно что-то спроектировать на основе этих элементов, добавив им декора, но обычные столбики вряд ли спасут пассажиров, ожидающих на остановке, — считает Юрий Панченко.

2019 год: такси вылетело в цветочный киоск возле остановки. Пассажирка заявила, что таксист несся на красный и ударил разворачивавшуюся машину

Когда стрелка спасает

Максим Едрышов считает, что если подобные ДТП происходят в Челябинске регулярно, необходимо менять организацию движения. В качестве мер он предлагает рассмотреть успокоители потока, включая лежачих полицейских, а также камеры видеофиксации, штрафующие за проезд на желтый сигнал светофора.

— Раз описанные происшествия в основном сопряжены с поворотом налево, можно посмотреть на опыт Москвы, где в 99% случаев такой маневр на регулируемых перекрестках совершается в отдельной фазе, в том числе за счет дополнительных секций светофора, — продолжает Максим Едрышов. — Это позволяет развести потоки и полностью исключить риски таких ДТП, но, безусловно, требуется бюджетное финансирование. Однако если на кону человеческие жизни, эти траты оправданы.

Стрелку на светофоре в районе остановки «Посёлок Бабушкина» поставили после второй смертельной аварии

Улица Братьев Кашириных имеет по четыре полосы движения в каждом направлении, поэтому отвести левый ряд исключительно для поворота налево в районе остановки «Поселок Бабушкина» вполне разумно. Это несколько снизит пропускную способность, но левая полоса на Кашириных и без того часто загромождена машинами, поворачивающими налево.

Последствия недавней аварии на злополучном перекрестке Доватора — Шаумяна: видео можно посмотреть здесь

Во всем виноваты водители

Юрий Панченко, в свою очередь, считает, что проблема во многом связана с попытками водителей пролететь перекресток на желтый свет. Кстати, в Челябинске приравняли это нарушение к проезду на красный, изменив регулировку камер, которые в прежние времена не фиксировали пересечение стоп-линий на желтый. Но на той же улице Братьев Кашириных камер практически нет, поэтому и полеты на желтый случаются здесь частенько.

3 Comments

  1. Во всём мире это решается естественными замедляющими поток препятствиями: островками, искривлениями дорог, конусами, сужениями. В городе нет смысла в больших скоростях, есть смысл в выравнивании скорости потока. А если автомобиль катит меньше 60км.ч и не может отвлечься, так как дорога постоянно виляет, то и вылетать на остановку ему будет крайне сложно.

    1. комсомольский проспект вон сузили. уж год почти прошел, у водил до сих пор подгорает. )))

  2. камеры на каждом перекрестке и таких пролетунов заметно поубавится! а уж на такой оживленной улице, как братьев кашириных, давно уже поставить надо камеры.
    можно конечно светофоры ставить, стрелки в доп секциях, настраивать потоки, паузы между переключениями сигналов, когда во все стороны несколько секунд красный горит и тп, но от светофоров одни расходы, а камеры еще и деньги приносят, оправдывают вложенные инвестиции. а заодно и бьют по карману тупоголовых водятлов. через кошелек оооочень хорошо доходит. )))

Добавить комментарий