Санкционный чад

Не так давно рассуждал, что новые экономические реалии пустят под нож экологию, имея в виду одноимённый нацпроект и его челябинскую вариацию. «Коммерсант» пишет, что в Минпромторге готовят послабление и для автопрома: отмену норм «Евро-5».

Предсказуемо. С одной стороны, в условиях мобилизации всех ресурсов экология кажется буржуазным излишком. С другой, вся высокотехнологичная надстройка современного мотора необходима именно ради выполнения экологических требований. Электронное управление, впрыск высокого давления, лямбда-зонды, каталитические нейтрализаторы, впрыск мочевины у дизелей — без всего этого можно обойтись, если отменить проклятые «Евро».

Производители упёрлись в стену, потому что отливать блоки и штамповать коленвалы у нас худо-бедно умеют, а вот в экологической обвеске двигателя доля импортозависимых компонентов велика: электроника, прецизионные пары, датчики… Если не отпустить вожжи, автопром, особенно грузовой, окажется в тупике.

Не удивлюсь, если нормы снизят не на одну ступеньку (до Евро-4), а сразу к уровню 1996 года до Евро-2. Для дизелей это в 16 раз больший допуск на твердые частицы, для бензиновых моторов — двукратное увеличение лимита по СО. А ещё отсутствие контроля NOx, для ликвидации которого в трёхкомпонентных нейтрализаторах используется родий. Снятие ограничений на NOx в принципе развязывает инженерам руки, потому что в этот параметр вписываются за счёт других качеств мотора, включая уровень форсировки и экономичность (и фольксвагеновский «дизельгейт» был связан аккурат с требованиями по NOx). 

А в целом, думаю, экология отойдёт на второй план настолько, что дымоган в стиле старых «Икарусов» станет нормой — в том числе, потому что будет стареть автопарк. Впрочем, сейчас это не самая большая проблема.

4 Comments

  1. Хорошая, добрая статья в поддержку экологии. Артем, я давно вас читаю, и в свое время удивился, что вы начали писать на тему РМК, и митингов экологов, и уже забыл сегодня, что там за ГОК строят под Челябинском. Экология, хоть и сложная и очень трудно выполнимая идея сегодня – все-таки хороший тренд для всего мира. Проблема для мира, экологии и экономики в том, что и многие другие страны свои стандарты экологии пересмотрят. Возможно из-за высоких цен на газ, будут больше угля сжигать. Про Грету Тунберг наверно забыли даже те, кто хоть что-то слышал. Ну и наш маленький Челябинск тоже будет в общем тренде вероятно.

    1. Возможно, кстати, и обратное: интенсификация перехода на альтернативные источники энергии, включая атомные станции. Бельгия вон передумала их консервировать в 2025 году. Впрочем, многое будет зависеть от экономики, потому что экология — удовольствие крайне дорогое.

  2. Экология — это понятно. Но вопрос: делают ли у нас банальные свечи? Именно создают! Потому что в подавляющем большинстве сфер, даже если производство локальное, то без зарубежных материалов/составляющих дело не обходится. Про любые электронные блоки, типа АБС, ЕСП, да и банальный блок управления двигателем, я вообще молчу… Смешно смотреть на людей, далёких от любых производств и технологий, которые кричат, что сейчас сами всё выпустим ))) Выпускать Камаз, который пол бака в тубу выкидывает, металическую коробку с движком (УАЗ) или ТУ-154, которые тоже такой шлейф оставляются за собой, что не горюй — это да. Но в реале… Вопросы риторические, конечно.

    1. Да, всё так. Для удобства можно думать следующим образом: был самодостаточный советский автопром, который в начале 90-х начал уступать место глобальному. И всё новое, что появилось у нас с тех пор, тесно связано с импортом или им является. Поэтому, вычитая импорт, мы возвращается примерно на ту же точку, на которой закончили, то есть в начало 90-х. Мы умели делать двигатели и штамповать кузова, но никогда не занимались всерьёз системами впрыска, АБС, ESP, подушками безопасности: всё это покупалось или западная технология адаптировалась в России. Поэтому без импортных компонентов мы плюс-минус вернёмся к советскому автопрому по крайней мере на первое время. Год-два уйдёт на поиск китайских аналогов, и затем мы будем зависеть от Китая, если только наши неукротимые геополитические амбиции не рассорят нас и с ними.
      А что такое русский автомобиль с китайскими компонентами вообразить несложно — есть ведь УАЗ Патриот, там ещё раньше по этому пути пошли.

Добавить комментарий