Сколько теперь стоит масло и АКБ

Цена моторного масла во многом определяет общую стоимость планового техобслуживания

Читатели ругаются на резкое удорожание моторных масел, а также запчастей, которые используются при обслуживании автомобиля. Поскольку ассортимент материалов и деталей почти безграничен, я решил сосредоточиться на двух позициях: стоимости моторных масел и автомобильных аккумуляторов. А заодно спросил экспертов, есть ли возможность сэкономить на них без особого ущерба для машины.

Сколько стоят моторные масла в марте 2022 года

Цена масел росла еще в прошлом году, что объяснялось пандемийным кризисом поставок: так, по данным Autodoc.ru, за первую половину 2021 года цена литра масла увеличилась с 250-300 до 400-500 рублей. Сейчас же его розничная стоимость перевалила отметку 1000 рублей за литр, по крайней мере, если ориентироваться на продукцию известных брендов.

Так, например, популярное масло Total Quartz 9000 5W40 в прошлом году стоило около 2300-2500 рублей за 4-литровую канистру, сейчас — более 5000 рублей. Shell Helix Ultra подорожал с 2500-2700 до 6200-7200 рублей (также за 4 литра). Оптовая цена на Mobil Delvac XHP Extra 10w40 возросла с 41-49 тысяч до почти 94 тысяч рублей за 208-литровую бочку.

Подорожание коснулось и продукции российских брендов, например, бюджетные масла Gazprom Super 5W40 в прошлом году стоили от 900 рублей за 4 литра, в этом — около 1600 рублей. Масло «Лукойл» Genesis Armortech 5W40 для иномарок подрожало с 1800 рублей до 3700 рублей в той же таре. Наконец, оптовая стоимость масла «Лукойл» Авангард Экстра 10w40 для дизелей сейчас составляет порядка 50 тысяч рублей за бочку вместо 32 тысяч.

Чего точно нельзя делать — это игнорировать сроки замены масла и фильтров. Лучше выбрать производителя подешевле (с учетом требований ниже)

Получается, что стоимость выросла по всей линейке масел, при этом субординация между импортными и российскими брендами сохранилась: последние по-прежнему дешевле. Отсюда следующий вопрос.

Можно ли экономить на масле?

Можно, но с умом, считает эксперт журнала «За рулем» Михаил Колодочкин. Он подчеркивает, что если брать позицию самих автомобильных концернов, то она однозначная: только масла и детали, рекомендованные самим производителем:

— Я недавно задавал представительствам вопросы насчет свечей зажигания: можно ли использовать вместо рекомендованной свечи, допустим, иридиевую или многоэлектродную, и все специалисты как один ответили: нет, производитель запрещает. То же самое касается моторных масел. Есть рекомендации производителя, и он никогда не одобрит отклонения, потому что скажет, что на данном масле мы не проводили испытаний. И если у вас потом что-то случится с мотором, то перед гарантийным ремонтом первым делом будет отбираться проба топлива и масел, и если они не соответствовали требованиям производителя — отказ в гарантии, причем обоснованный. Это нужно иметь в виду.

Но если гарантийные обязательства закончились или этот вопрос не является для вас принципиальным, возможность выбрать более доступную марку масел есть, считает специалист. Главное, учитывать их класс качества (об это чуть ниже).

— Рассуждать о ценах на импортные масла несколько наивно просто потому, что сейчас продают складские остатки, а завтра может не оказаться даже их, — говорит Михаил Колодочкин. — Поэтому возникает вопрос, можно ли заливать масла, допустим, отечественных производителей. Могу, например, сказать, что в ресурсных тестах «За рулем» масла «Лукойл» ни разу не проваливались: да, возможно, их уровень качества несколько ниже, чем у топовых европейских брендов, но не критично. Мы проводили, например, ресурсный тест, в котором участвовало немецкое и российское масло. Первое обеспечивало больший пробег между сменами масла без существенной потери качества, второе было примерно вдвое дешевле, поэтому требовало дополнительной замены в середине испытательного срока, но в целом также отработало без нареканий. Бюджет получился примерно одинаковый. То есть использовать российское масло можно, просто нужно учитывать его особенности и параметры.

Как правильно выбрать альтернативное моторное масло

Поясним на примере автомобиля Hyundai Solaris 1.6. В инструкцию к автомобилю есть раздел, посвященный маслам, где указаны их точные параметры и объемы. Сам производитель рекомендует линейку Shell Helix Ultra, но, в принципе, подходят и другие, если они удовлетворяют указанным в инструкции параметрам.

Многие придают первостепенно значение классу вязкости (SAE), но именно в этом вопросе производитель оставляет большую свободу: для Solaris можно выбирать масла с индексами 20W-50, 15W40, 10W-30, 0W20, 5W-20, 5W-30 в зависимости от преимущественных температур использования. Для России наиболее универсальным из перечисленных является класс 10W-30.

Вязкостный класс выбирается в зависимости от температурного диапазона использования машины, но, как видите, жестких требований нетС точки зрения надёжности двигателя важнее класс масса по системе API, который обозначается двойными буками SA, SB, SC и так далее до SL, SM, SN, SP (от менее совершенных к более совершенным). Правило здесь такое: можно использовать масла с буквами, указанными в инструкции или более поздними, например, для Hyundai Solaris подходят масла класса SM и SN. Класс по API всегда указывается на этикетке масла, например, продукт «Лукойл» Genesis Armortech GC 5W-30 имеет индекс SN, то есть укладывается в требование. Чуть ниже класс API у масла «Лукойл» Genesis Armortech HK 5W-30 (SL), но в инструкции к Solaris есть сноска, что использование таких масел также допустимо. Подходит и масло «Лукойл» Genesis Armortech JP 5W-30, которое к тому же имеет высокий класс по системе ILSAC (GF-5).

Класс качества по API (или по ILSAC) очень важен с точки зрения долговременной надежности мотора, и здесь важно выбирать сорт масла, соответствующий указанному в инструкции или выше. Для «Соляриса» допустимо использование сравнительно простых масел класса SL (см. примечание)

Есть также классификация по ACEA, и в инструкцию к Hyundai указан класс A5 (для бензиновых моторов), но под сноской допустимо применение класса A3. Собственно, отличия этих классов относятся больше к экономии топлива и увеличенному межсервисному интервалу и напрямую на надежность не влияют.

Подчеркнем, что эти масла напрямую не рекомендуются самим производителем, но их применение не противоречит требованиям, указанным в инструкции к автомобилю.

Как изменились цены на аккумуляторы в марте 2022 года?

По данным онлайн-прайсов, выросла стоимость как престижных иностранных брендов, так и отечественной продукции. Например, батарея Bosch S5 005 63 A*h подорожала с 6,6 до более чем 10 тысяч рублей, Varta Silver Dynamic D39 63 A*h — с 9 до 16 тысяч, Hyundai Enercel 65 A*h с 5 до 9 тысяч, а тюменские батареи Tyumen Battery Standart 55 A*h с 3400 до 6500 рублей.

Выбор аккумуляторов огромен: они отличаются размерами, емкостью, пусковым током, технологией изготовления

Можно ли сэкономить на аккумуляторе?

Батареи служат достаточно долго и меняются уже в негарантийный период, а производители, как правило, не накладывают жестких запретов. Вот подробная инструкция по выбору батареи, напомним лишь основные вехи. Аккумуляторы отличаются по размерам, полярности и типу клемм — здесь важно не ошибиться. Гнаться за повышенной емкостью батареи (измеряется в А*ч) обычно бессмысленно, потому что при исправном автомобиле стандартной емкости должно хватать для надёжных стартов в мороз. Важнее другой параметр — пусковой ток, который также указывается в характеристиках аккумулятора, но измеряется в разных системах: при сравнении убедитесь, что используете одинаковые методики (подробнее об этом).

При этом гнаться за дешевизной не стоит: среди бюджетных аккумуляторов много тех, что не обеспечивают заявленных характеристик.

Насколько подорожало техобслуживание автомобилей

Косвенно судить об этом можно по новому прайс-листу на плановые ТО для автомобилей Lada: повышение цены составило в районе 15-28%. Так, например, минимальная стоимость ТО-1 для Lada Granta теперь составляет 10 400 рублей (+19%), а ТО-6 прибавило до 24 600 рублей (+25%). Для Lada Vesta ТО-1 стоит 11 100 рублей (+18%), а ТО-6 — 35 700 рублей (+24%). Самое дорогое обслуживание — у Lada Largus: ТО-6 обойдется в 44 900 рублей (+28%).

Все опрошенные нами источники подтверждают рост цен на запчасти, а также сложности с их поставками из-за границы

Будут ли проблемы с запасными частями?

Мы обратились за комментарием в компанию «Автолайн». Директор розничной сети Владимир Бажанов считает, что сложности есть, но они преодолимы:

— Пострадали отрасли, где шло движение продукции через границу, — объясняет он. — Даже если производитель готов отгружать товар, возникает проблема с его доставкой. Однако локальные склады в России по ряду позиций имеют остатки на несколько месяцев, а для популярных групп расходных товаров существуют альтернативные производители. И, скорее всего, период дефицита по основным категориям товаров либо будет достаточно коротким, либо его вообще не будет.

Многие смотрят в сторону востока: насколько реально заменить часть позиций товарами из Китая?

— Это реально, но Китай Китаю рознь: там производят как оригинальные детали для поставок на конвейеры автопроизводителей, так и неоригинальные запчасти, и качество может быть разным. Многое зависит от того на каком заводе производится товар и какие требования к продукции предъявляет заказчик, — говорит Владимир Бажанов.

3 Comments

  1. по аккуму имею привычку дважды за зиму заряжать зарядником и контролировать уровень жидкости (летом). менее 6 лет аккумами не пользовался. причем брал «средний класс»

  2. Удивительно, еще встречаются аккумуляторы, у которых можно контролировать уровень электролита…

  3. То, что Тюмень стандарт на 55 ач стоит 6000 руб — просто убило. Эти акб всегда были в категории 2-3 тыс руб. Проверил цену в магазе, услугами которого я пользовался, он сейчас висит за 3700 — тоже дороговато, но терпимо.

Добавить комментарий для КиноманОтменить ответ