«Ниве» — 45

В эти дни смотришь на юбиляра другими глазами: «Нива» рискует стать чуть ли не единственной моделью АВТОВАЗа, которую можно выпускать без помощи иностранцев

Горькая ирония: Lada Niva достигла возраста «бабка ягодка опять» в дни, когда она снова превратилась в одну из самых перспективных моделей АВТОВАЗа. Не потому, что пережила высокоточную модернизацию или спецоперацию по улучшению безопасности. Просто маховик истории сделал «Ниву» чуть ли не единственной моделью, которую АВТОВАЗ в состоянии производить без внешней поддержки. Ее планировали снимать с конвейера и в нулевых, и в десятых, и в двадцатых годах нашего века, но каждый раз ее спасал очередной кризис. И теперь возможный уход Renault продлил модели жизнь минимум до следующего юбилея. Что интересно, «Нива» не является самой локализованной моделью АВТОВАЗа, и ниже расскажу, сколько в ней на самом деле русской крови.

Так выглядела первая «Нива», сошедшая с конвейера 45 лет назад. Выглядит привычно, не так ли?

__________________________________

За 45 лет модель сменила несколько названий. Изначально она была известна под именем «Нива» или заводским индексом ВАЗ-2121. В 1993 году ее пытались переименовать в «Тайгу», но имя не прижилось. В 2002 году с началом выпуска Chevrolet Niva вазовскую модель назвали безликим сочетанием Lada 4×4, но в 2021 году вернули оригинальное имя на латинице и с приставкой Legend (чтобы отличать от Lada Niva Travel).

__________________________________

Полный привод для народа

Производство «Нивы» началось 5 апреля 1977 года, но поначалу продажи стартовали вяло. Модель была раза в полтора дороже «Жигулей», с которыми имела общие агрегаты, а для целевой аудитории, селян, казалась тесноватой. Ее спасла невероятная популярность на зарубежных рынках, и «Нива» до сих пор остается рекордсменом по этому параметру среди советских моделей: на экспорт отправлено более полумиллиона машин. При этом в конкурсе на разработку «проходимца» участвовало несколько компаний, и «Нива» могла быть вот такой.

В тендере на выпуск легкого внедорожника участвовал АЗЛК: на фото прототип «Москвич-2150». В серию этот рамный внедорожник не пошел
Основной соперник «Нивы» — Иж-14. Он имел несущий закрытый кузов и хитрую трансмиссию, которая позволяла делать автомобиль передне-, задне- или полноприводным

«Нива» опередила свое время как минимум в двух аспектах. Первый — это постоянный полный привод с тремя дифференциалами, что в конце 70-х было редкостью. Время полноприводных Audi Quattro начнется уже в 80-х, а из внедорожников такую схему использовал разве что Land Rover. Большинство же его конкурентов предпочитали подключаемый полный привод (part-time), который не позволял ездить в режиме 4WD по твердым покрытиям. «Нива» же сразу имела постоянный полный привод (full-time), понижающую передачу и блокировку центрального дифференциала, который одинаково эффективен и на откровенном бездорожье, и на заснеженной дороге.

Рентген «Нивы»: продольно расположенный двигатель, за ним — коробка и раздатка. Сзади мост на пружинной подвеске. Передняя подвеска — независимая. Рамы нет
От раздатки шли два карданных вала: один к заднему мосту, другой к переднему редуктору

Второй аспект — это несущий кузов. После получения технического задания на «Ниву» даже на самом АВТОВАЗе был раскол между «старичками» и молодежью: первые настаивали, что модель обязана иметь раму и полуоткрытый кузов (на манер уазиков), вторые же готовы были рискнуть и ставили на более легкий и компактный безрамный автомобиль. В их числе, кстати, был Петр Прусов, которого принято считать отцом «Нивы». Помимо несущего кузова она получила независимую переднюю подвеску и пружинную (а не рессорную) сзади, что также роднило модель с легковушками. Некоторые считают «Ниву» первым в мире серийным кроссовером, что в каком-то смысле верно. Появившаяся в 1994 году Toyota RAV4, кстати, тоже имела полный привод с тремя дифференциалами, так что «Нива» была вполне в духе этой концепции.

«Крокодил» — первый прототип «Нивы» имел раму и тентованный кузов. На таком подходе настаивали «старички» АВТОВАЗа, но в итоге сошлись на более прогрессивном варианте

Как изменилась «Нива» за 45 лет? Почти никак

«Нива» была унифицирована с ВАЗ-2106, от которого получила 1,6-литровый 80-сильный мотор и четырехступенчатую коробку передач. В таком виде она выпускалась первые 16 лет, хотя уже тогда было ясно, что для полноприводной трансмиссии мотор слабоват. В 1993 году «Нива» прошла первую большую модернизацию: объем двигателя увеличили до 1,7 литра и установили пятиступенчатую коробку передач. Кстати, с этим же мотором она выпускается до сих пор, разве что вместо карбюраторов «Озон» и «Солекс» использует систему впрыска топлива.

До 1993 года «Нива» имела горизонтальные задние фонари

Внешне «рестайлинг» 1993 года легко отличить по задним фонарям, которые стали вертикальными, облегчив доступ в багажник. Через два года «Нива» получила длиннобазную комплектацию (ВАЗ-2131).

После этого — опять застой на несколько лет. Нулевые годы нового века отметились установкой на всё тот же 1,7-литровый двигатель с системой впрыска топлива, сначала точечного, потом распределенного, что позволило ей улучшить стандарты выхлопа с Евро-0 до Евро-5 к началу десятых годов. В 2006 году «Нива» получила гидроусилитель руля, в 2011 году — АБС и сцепление Valeo. Его, как и часть других обновок, «Нива» переняла от родной сестры Chevrolet Niva. В 2014 году появилась комплектация Urban с кондиционером.

На базе «Нивы» выпускалось несколько длиннобазных модификаций, включая пикап

После этого модернизация машины вошла к экстенсивную фазу: инженеры подбирали вакуумный усилитель тормозов, заменили крестовину карданного вала ШРУСом, отстыковали редуктор переднего моста от силового агрегата, установили газонаполненные амортизаторы, сделали ступичные подшипники нерегулируемыми — всё это можно списать на обычную работу над ошибками.

Запаска под капотом со стороны водителя: плохое решение с точки зрения безопасности

«Нива» так и не получила подушки безопасности, да и нужны ли они автомобилю, где травмоопасная запаска расположена под капотом? У нее никогда не было «автоматов», климат-контроля и даже штатной магнитолы. Ее основные элементы, включая кузов, двигатель, ходовую часть, за 45 лет изменились лишь косметически. Отмечая юбилей, мы не лукавим: это действительно та же самая модель.

Тестовую «Ниву» найти сложно, поэтому нам помог знакомый владелец Евгений Ломакин, брат Антона (постоянного читателя с блога)

Насколько старомодной ощущается «Нива»?

Изрядно устаревшей. Оценка зависит от того, где вы ее тестируете, потому что в рыхлом апрельском снегу и колеях проявляются лучшие качества модели, ее проворность и упорство. В отличие от кроссоверов, «Нива» не застревает сразу намертво и позволяет выскочить, включив пониженную передачу или просто поегозив взад-вперед. Ездить на ней по бездорожью всё так же кайфово, как и 45 лет назад, и в этом аспекте «Нива» без пяти минут безупречна.

«Нива» оставляет большой простор для внедорожного творчества

Впрочем, даже здесь проявляется пара минусов, например, катастрофический дефицит тяги двигателя, что отчасти компенсируется понижающей передачей. Несущий кузов не отличается жесткостью, и при пиковых нагрузках ты буквально видишь его деформации.

На асфальте оценка и вовсе снижается: «Нива» едет натужно и шумно, и порой кажется более крупным и тяжелым автомобилем, чем на самом деле. При этом она вертлява, что усугубляет отсутствие системы стабилизации. Посредственная эргономика отягощена теснотой трехдверного кузова, хотя на выбор есть и пятидверные (но такие «Нивы» фанатам кажутся ненастоящими).

Чем выше скорость, тем более старомодной ощущается модель

Несмотря на многочисленные апгрейды, «Нива» остается машиной из семидесятых годов, и ощущение пройденных километров на ней умножается на два. Но это точно не ее вина: гениальность первоначальной конструкции чувствуется и сейчас, просто ее тиражируют 45 лет без серьезных вложений. И вряд ли что-то изменится теперь: не удивимся, если «Ниву» ждет еще десяток застойных лет на конвейере.

Топовая Lada Niva Bronto стоит без малого 1,2 млн рублей

Она остается самым дешевым внедорожником на рынке, хотя в марте 2022 года цена режет глаз. Самая простая трехдверка стоит 819 тысяч рублей, версия с кондиционером — без малого 900 тысяч, а топовые пятидверки — уже более миллиона. И это за машину, в которой нет даже штатной аудиосистемы.

Ждем полувековой юбилей

В последние лет десять «Нива» расходилась тиражом в 30 тысяч экземпляров в год: это в 2–3 раза ниже спроса на «Весты» или «Гранты», но вполне достаточно, чтобы модель не выпадала из топ-20 самых востребованных автомобилей России. Вопрос о снятии «Нивы» с производства поднимался несколько раз: она казалась устаревшей уже в нулевых годах, тем более конкуренцию ей составляла родственная Chevrolet Niva.

Chevrolet Niva по замыслу должна была постепенно вытеснить классическую модель с конвейера, но этого не случилось: прежняя «Нива» и сейчас пользуется лучшим спросом

______________________

Chevrolet Niva была продуктом совместного творчества АВТОВАЗа и GM: технически она была близка к оригинальной «Ниве», но с 2002 года производилась на отдельном предприятии в Тольятти (СП «ДжиЭм-АВТОВАЗ). В 2020 году GM вышел из участия в предприятии, а Niva получила бренд Lada и через год подверглась первому серьезному рестайлингу за 20 лет существования. Сейчас модель называется Lada Niva Travel.

______________________

Рестайлинговая Lada Niva Travel

Но спрос на «Шеви-Нива» был ниже, чем на классическую версию: технически близкая модель стоила дороже, при этом сохраняла многие недостатки прародителя (например, слабый двигатель) и также медленно развивалась. Классическая же «Нива» хорошо продавалась и не требовала денег на модернизацию, поэтому АВТОВАЗ продолжал капитализировать наследие советских времен.

В 2014 году Chevrolet показал концепт-кар будущей Niva-III, которая заслужила множество похвал, но в серию не пошла: в стране начался валютный кризис, а в начале 2015 года Chevrolet сократила присутствие в России.

Сменить обе «Нивы» должен был вот этот прототип 2014 года: Chevrolet видел третью инкарнацию модели полноценным внедорожником

С тех пор классическая «Нива» обрела второе дыхание, и ее оставили как минимум до выхода радикально новой Niva на платформе Renault-Dacia (CMF-B-LS), будущее которой сейчас под вопросом. Но даже до всех перипетий выпуск «старой «Нивы»» планировался до 2026 года, так что полувековой юбилей на конвейере она отметит наверняка.

Почему у «Нивы» так плохо с локализацией?

Удивительно, но при всей архаичности «Нивы» она не является самой русифицированной моделью АВТОВАЗа, и, по данным Минпромторга (их приводит РБК), уровень ее локализации составляет 4156 единиц из 8800 возможных. Примерно столько же баллов у «Весты», а «Гранта» набрала почти на 500 единиц больше.

Когда глядишь на задний мост «Нивы», невольно возникает вопрос: что же в ней импортного?

«Ниву» подводит наличие электроники: баллы снимаются как за неиспользование российских печатных плат, так и за «поверхностный монтаж чип-компонентов на печатную плату», а в этом смысле «Нива» в одной лодке с другими моделями АВТОВАЗа.

Помимо Bosch, поставки которой в Россию прекращены, у АВТОВАЗа есть партнер «Ителма», но и он использует импортные микросхемы, так что и тут всё не безоблачно. Кстати, основным поставщиком микрочипов является не континентальный Китай, а Тайвань, который присоединился к западным санкциям.

Двигатель у «Нивы» российский, но есть и доля импортных компонентов

Технический директор компании «Сатурн» (дилер АВТОВАЗа) Дмитрий Ковалев рассказал нам подробности о степени «русскости» Lada Niva:

— Кузов, остекление и детали интерьера в основном российского производства, равно как механическая часть двигателя — импортные детали присутствуют, но минимально. Но в электрике двигателя и блоке управления большое количество импортных компонентов, в основном Bosch (Германия): дроссельный патрубок, датчик кислорода и другие датчики, контроллер управления двигателем, — перечисляет эксперт. — При этом стартер и генератор российского производства (КЗАТЭ). Трансмиссия практически вся своя (приводы, мосты, коробки передач, раздатки), но в сборке есть некоторое количество импортных подшипников. В ходовой части в основном элементы отечественного производства, включая амортизаторы, но также присутствуют импортные подшипники. Рулевой привод в основном российского производства, кроме гидроусилителя ZF (Германия). Гидроагрегат АБС импортный, равно как и другие компоненты систем безопасности, например, ремни. Импорт также встречается в электрооборудовании, например, используются иностранные жгуты проводов.

Специалист подчеркивает, что российский бренд не гарантирует, что производство не связано с поставками отдельных элементов из-за рубежа.

Интерьер первой «Нивы» очень напоминал салон ВАЗ-2106 тех лет
Сейчас дизайн изменился, но салон по-прежнему в основном российского производства, кроме ряда импортных компонентов (например, ремней безопасности)

Безусловно, у «Нивы» есть преимущество: снести импортную «надстройку» в ней вполне реально, ведь изначально машина проектировалась без АБС и впрыска топлива. А, например, у Lada Vesta шасси изначально настраивалось под использование системы стабилизации Bosch, которая всегда была включена в базовую комплектацию.

«Ниве» многое прощаешь, стоит сунуться в настоящую весеннюю лужу

АВТОВАЗ уже начал работу по созданию облегченных комплектаций, которые ожидаются в продаже уже летом. Судя по всему, для этого Минпромторг снизит требования к экологичности и безопасности машин, что особенно важно для «Нивы».

Уход Renault может сильно ударить по АВТОВАЗу, поскольку тольяттинский и ижевский заводы в последние годы активно интегрировались в производственную структуру французского гиганта.

25 Comments

  1. Мало ты сказал про недостатки, Артём:)) А я помогу:
    1. Вой трансмиссии. 45 лет, воет с завода и до смерти. Неважно понижайка там или просто едешь, воет до головной боли.
    2. Кондиционер — фикция. Там стоит печка как на шестерках, включение кондиционера нихрена не дает, в ноги дует горячим, в морду прохладным. Короче это нифига не тот кондиционер, который на иномарках. Хрень полная:)
    3. Гниёт с конвейера. Можно на ней ездить или не ездить, делать антикор или не делать, это всё без разницы:) Результат — коррозия в любом случае.
    4. Про вой я уже написал, но еще есть еще просто шум, а его много — шумит всё вообще, грохочет всё, на кочках вообще пипец. Ехать быстрее 80 км/ч хотя бы час — головная боль.
    5. Жор карбюраторного двигателя. 13-17 литров только в путь) А бак 40. С инжектором получше, но не слишком.

    PS Про грусть от деградации, вместо прогресса уже много написано, но всё равно очень грустно. Евро-5, абс, есп, подушки, ремни… нахер это всё, переживём. Причем переживать предлагается нам, а они продолжат кататься на своих классных майбахах и т.п.

    1. Ну, всё-таки день рожденья у машины)
      А вообще и такие кочерыжки имеют право на жизнь. Своей шестёркой я по молодости был очень доволен, другое дело, что ценник в 1 млн рублей за автомобиль уровня «Нивы» — это, конечно, за гранью добра и зла.
      Она является наследием автовазовской философии почивания на лаврах: думаю, если посчитать рентабельность, то соотношение затрат на этот проект к объёму выручки будет очень симпатичным, золотая жила. Понятно, что этому есть причины и долгое время «Ниву» тормозила «Шнива», которая вроде бы должна была перехватить пальму первенство и дать новых отпрысков. Везучая, получилась, модель: сколько не было планов её сместить, всегда что-то мешало.

      1. А я в ни в коем случае не хочу задеть чувства любителей шестерок:) У нас первая машина была шестерка, очень теплые воспоминания, замечательный авто для тех лет. Да и нивы были, целых две штуки. Но в детстве оно всё так воспринимается хорошо, а во взрослой жизни воспоминания разбиваются о реальность:)

      2. Не, если брать цены тех лет, то машина вполне за свои деньги. Грубо, стоила бы сейчас новая жига 300 тысяч, я бы задумался, не пересидеть ли в неё тяжёлые времена))) По сути, одна проблема с ней была: в морозы заводилась плохо, но то был карбюраторный мотор, с впрыском, поди, получше.
        А если измерять по Ниве и «Гранте», «Жигули» бы сейчас стоили тысяч 600-700 рублей, а тут уже недостатки слишком заметны

    2. Говоря языком политической сатиры, «Нива» обнулилась и пошла на пятый срок. Вернёмся к разговору в 2036 😀

      1. Не было бы дефицита, покупали бы ещё хлеще. Так логика-то понятна: вот лежит где-то кучкой условный миллион. Через год он превратится примерно в полмиллиона. Машины не подешевеют, по крайней мере, относительно прайсовых уровней (могут подешеветь относительно заоблачных хотелок из серии «Тигуан за 8,5 млн»). То есть прямой резон машину обновлять, если есть деньги и маломальская потребность

  2. мне нравится нива за ее лаконичный экстерьер. как по мне его менять, только портить. но и все. больше ничего в ней не нравится. в салоне находится, скажу так, неприятно. ездить на ней пассажиром тоже так себе. водителем не пробовал. машина для деревни, а не для города.

      1. Мне Маттина (?) вариант не нравился из-за чрезмерной «брутальности». мне больше нравится спокойный дизайн. из-за этого в свое время нравился простой дизайн поло седана.

      2. Да, концепт агрессивный получился, но на то они и концепт. Думаю, серийная машина как раз будет проще и спокойнее, только неясно, увидим ли мы её теперь)

    1. Она даже не для деревни, она чисто вот для бездорожья. В деревне на ней тоже ездить особо некуда, в большинстве деревень норм грунтовки.

      1. Ну пусть будет так 🙂 идея про плохие направления верна 😉

  3. https://pikabu.ru/story/niva_45_let_v_puti_8992464?utm_source=linkshare&utm_medium=sharing
    Вот здесь много фоточек нивы.
    И еще прошу объяснить профессионалов, вот на фото из ссылки видно, как кузов купают в грунтовке(видимо). Так почему же она гниёт, нахрен блин? Ну как так получается? Это типа металл какой-то дешевый не оцинкованный или в чем проблема? У меня на дастере после ДТП царапины до металла и нифига, ни намека на ржавчину вообще ни в одном месте. Не знаете почему так?

    1. Для хороших антикоррозийных свойств нужен ещё оцинкованный лист. В этом случае цинк «ржавеет» вместо железа даже при достаточно глубоких царапинах.

      1. Т.е. уазики и вазы гниют уже несколько десятков лет просто потому, что металл не оцинкованный? Интересно, какая экономия в себестоимости между просто металлом и оцинкованным металлом. Мне кажется, там должна быть еще какая-то разница, в марке стали, например или что-то в этом роде. Вот реально, я бы купил УАЗик может быть даже когда-нибудь, если бы не коррозия))

      2. Качество стали, безусловно, важно, от содержания нежелательных примесей в нём степень коррозии зависит. Я думаю, вообще всё влияет: и качество грунта, эмали, стали, оцинковки.

      3. Я помню времена, когда дастер стоил условный миллион, а нива 700 тысяч. Значит, хороший двигатель, хорошая сталь, хорошая краска и хорошая трансмиссия стоят 300 тысяч рублей. Думаю, на сталь приходится тысяч 100 🙂 Я бы хотел видеть ниву или уаз из хорошей стали, пусть и на 100 т. руб дороже… Но вряд ли увижу, конечно.

      4. У «Дастера» другой объем выпуска, а для себестоимости автомобиля это критически важный параметр. Нива с её 30 тысячами по меркам большого автопрома была чуть ли не «премиальным автомобилем»)))) Дастер мало того что в принципе большим тиражом в России выпускался, многие его компоненты закупались Renault оптом с большими дисконтами, поскольку шли и на Dacia. «Нива» с точки зрения потребителя автомобиль очень дорогой. АВТОВАЗ тупо бабло стриг, пользуясь отсутствием конкуренции

      5. в России не делают нормальную оцинкованную сталь именно для кузовов машин. там требования высокие, высококачественная она должна быть. нашим металлургам проще гнать за границу обычный прокат, ничего не развивать и никуда не вкладываться (совсем как автовазу с нивой). ММК вроде чето внедрял, какие-то прокатные станы, начинал делать сталь для кузовов, когда у нас иностранные заводы стали сборочные производства строить. для какой-то импортной машины, которая у нас собиралась, но чем дело закончилось, не помню. может Артем подскажет.
        а закупать импортную сталь для отеч машин… ну вы поняли. )))

      6. Некоторые локализованные иномарки штампуют из российского проката, но, если не ошибаюсь, из Череповецкого

  4. Что не говори, а данный автомобиль не предназначен для использования в нормальных гостовских дорожных условиях с комфортом предъявляемым современными эксплуататорами. Да и как бы не предназначен он и для движения со скоростью более80 км/ч, полный привод как ни как., да и при установке не шоссейной резины, как бы влияющей на все параметры от цума и вибрация до расхода и проходимости.
    Редко кто из эксплуататоров берет его как основное и единственное средство передвижения. Все таки обычно, это второй или третий авто для спец нужд, по работе, по увлечениям.
    Проблема технического обслуживания и ремонта, общероссийская не зависящая в данное время от ситуации. НЕт нормальных рукастоголовастых сервисников, и полное отсутствие нормальных запасных частей ( это касается всех нашемарок, что ВАЗОВ что УАЗОВ), ну и не забываем про различные модные тендерно-закупочные, торговоплощадочные, так распространенные во всех ко.
    Жер мотора для двигателя 60-70годов нормальный, при этом принципиально можно заправиться и 76 и 80 и он доедет.
    Хотя ездил и на нормальной (доработанной ниве) ни шума ни воя ни вибрации. Но тюнинг стоит дорого даже на предыдущие деньги.

    1. Я на «Ниву» смотрю как на конкурента не автомобилям, а side-by-side квадроциклам. Если брать хороший японский аппарат, цена будет как у «Нивы», если не дороже, при этом по многим параметрам она удобнее и практичнее: четыре места, закрытый кузов, багажник и т.п. Но вопрос качества при этом остаётся, поэтому разумнее, наверное, для таких целей брать подержанную «Ниву», загонять в проверенный сервис и пересобирать всё, что обычно ломается. А на ржавчину забить))

      1. Да согласен. Просто у Антона возник вопрос, и возможно необходимо объяснение. Это из гарантийного талона.
        срок службы автомобилей (надеюсь термин понятен для восприятия, и не требует доп расшифровки). для Largus — 10 лет или 160 000 км. пробега, для 4×4 — 6 лет или 90 000км. пробега, для Niva — 6 лет без ограничения пробега, и для всех остальных — 8 лет или 120 000км. пробега. По уазам такая же хрень. Патр 7 лет или 130 000 километров, буханка 6 лет или 130000 км. Хантер еще меньше (( но точно не помню). При этом гарантия на сквозную коррозию ограничена еще более (т.е. по сроку значительно менее), и пробегами и годами.
        По сквозным коррозиям сейчас стараются увеличивать только китайцы, прописывая значительные сроки. даже тойота по сквозняку говорит не более 3лет. И да на данный момент очень тяжело найти автомобили (даже брендовые) со сроком службы более 5 лет. Хотя раньше до 14 года у многих заявлялись от 12 и более. Допускаю что это, только для и только России, хотя совсем не факт.
        Что касаемо в целом нивы и ее кузова, как и уаза. Да в ванны кузова жмякают, а потом везут не на коныеер а на площадку длительного хранения, потому как собирают штутчно. И эти кузова частенько пролеживают под открытым небом

Добавить комментарий