Дилерский кризис. Конкретный пример

Два покупателя автомобилей Porsche в Челябинске обратились в суд с исковыми требованиями к официальному дилеру марки, компании «Сейхо Моторс Спорт». По словам клиентов, взяв за автомобили предоплату 60–80%, официальный дилер отказался передавать машины после их получения. Представители автосалона объяснили свою позицию изменившимися условиями работы после начала военной операции на Украине. Мы узнали подробности сложившейся ситуации, и есть вероятность, что ситуация может затронуть не только клиентов автосалонов Porsche.

_____________________

Компания «Сейхо Моторс Спорт» является официальным дилером Porsche в Челябинске. По данным «Контур.Фокуса», сейчас ее учредителем числится Оксана Климцова. Ранее холдинг «Сейхо Моторс» принадлежал семье бизнесменов Сергея и Дмитрия Ерёменко, но в разные годы активы были проданы другим лицам и компаниям. Климцова также фигурирует в списке учредителей челябинских компаний, которые раньше входили в бизнес-структуры Ерёменко, в частности, «Легион Моторс» и «Первого независимого автоцентра». Помимо этого, она является учредителем ряда компаний, зарегистрированных в Самарской области, в частности, ООО «Слик», ООО «Техноинжиниринг», ООО «Автовилс» и других. Связь с Самарской областью просматривалась и ранее: в 2015 году долги холдинга «Сейхо Моторс» выкупила «Первая инжиниринговая компания» из Жигулевска, которую возглавляла Вера Климцова.

_____________________

Что случилось

Одна из клиенток автосалона, Наталья, рассказывает, что ее семья примерялась к покупке Porsche Cayenne пять лет и сам автосалон считала элитным.

— Машину мы заказали еще в ноябре прошлого года и оплатили все суммы, которые были предусмотрены договором. Последняя новость о машине была, что она уже едет в Челябинск, это еще до *** [военной спецоперации], а получить мы ее должны были 15 марта. Но после этой даты нам позвонил менеджер и сказал, что в связи с ситуацией вы можете забрать машину за 18 миллионов рублей вместо 9, то есть цена просто выросла в два раза.

Предоплата за Cayenne у Натальи составила 80%, оставшиеся 20% она должна была внести после подготовки автомобиля к выдаче.

Наталья говорит, что, по ее данным, машина уже в Челябинске, но дилер отказывается демонстрировать ее и передавать без доплаты.

— Последнее предложение от них было 13,5 миллиона рублей, но муж у меня сказал «нет»: доллар падает, евро падает, — продолжает женщина. — Нам известно, что дилер проплатил нашими деньгами эту машину еще до всех санкций, так что никакого основания задирать цену и удерживать наш автомобиль нет. Машина была в индивидуальной комплектации, сформированной именно под наши требования, и мы оплатили ее своими деньгами, поэтому не вижу оснований, почему ее не могут передать нам. Нам так обидно сейчас: я не думала, что такое может произойти.

Похожую историю рассказывает Мария: ее семья покупала Porsche Macan стоимостью по договору 6,5 миллиона рублей, за которые внесена предоплата в размере 4 миллионов рублей. По ее информации, автомобиль был растаможен 18 февраля, а на челябинский склад поступил в первых числах марта.

— Менеджеры салона не идут на контакт и не уведомляют о доставке машины, — говорит Мария. — 9 марта мы направили претензию, требование передать автомобиль и оплатить неустойку, но нам отказали, сославшись на резкое изменение курсов валют. Мы думаем, что продавец умышленно удерживает автомобиль.

Обе семьи подали иски в Калининский районный суд Челябинска с требованиями передать им машины и оплатить неустойку. Также они добились судебного запрета на регистрационные действия с автомобилями.

«Долгосрочные проблемы с поставкой Porsche»

В марте дилер направил семье Марии официальное письмо, в котором сослался на санкции, введенные против России:

— Более того, принятие закона, запрещающего производителям автомобилей в Германии осуществлять поставки в РФ автомобилей, свидетельствует о долгосрочных проблемах с поставками автомобилей Porsche, — говорится в документе.

Это, по словам дилера, привело к прекращению поставок автомобилей и разрыву действующей финансово-хозяйственной системы, в рамках которой осуществляло свою деятельность ООО «Сейхо Моторс Спорт», а именно обеспечение привлеченных займов залогом товарных автомобилей (судя по всему, дилер ссылается на невозможность выкупить автомобиль у дистрибьютора из-за изменения цены. — Прим. ред.).

— В настоящее время, когда только была прекращена отгрузка новых автомобилей, кредитор отказался выводить из залога переданный в обеспечение автомобиль, — объясняет «Сейхо Моторс Спорт» в сообщении в адрес клиентов. — С сожалением сообщаем о невозможности передачи Вам автомобиля по договору розничной купли-продажи, так как он находится в залоге. Погасить заем в настоящее время не представляется возможным.

Дилер предлагает вернуть ранее уплаченные по договору купли-продажи деньги в течение пяти рабочих дней после получения реквизитов.

Семья Натальи, в свою очередь, также получила от дилера письмо. В нём внимание акцентируется на пункте договора купли-продажи, который предусматривает возможность изменения цены автомобиля. Цитируем: «Стоимость товара рассчитана исходя из ставок, действующих в момент заключения настоящего договора. При поставке товара под заказ <…> в случае увеличения <…> стоимости приобретения средств в иностранной валюте, увеличения стоимости транспортных или иных расходов, а также изменения ООО «Порше Руссланд» рекомендованной продажной стоимости тов,ара цена товара, указанная в пункте 3.2 настоящего договора, по требованию продавца может быть увеличена на сумму изменения продажной стоимости товара».

Клиенты в исковых требованиях указывают, что, насколько им известно, изменений в рекомендованной продажной стоимости не было и уведомлений об этом от продавца они не получали.

«Мы проинформировали клиентов»

Управляющий директор «Сейхо Моторс Спорт» Виталий Юрченко на наш запрос сообщил следующее:

— В связи со сложившимися обстоятельствами мы не можем выдать автомобили Porsche, так как они находятся в залоге. Мы письменно проинформировали об этом всех клиентов, а также заявили о готовности вернуть им предоплаченные денежные средства. Клиенты отказываются от возврата денег, настаивая на выдаче автомобилей.

Решения по обоим делам будет принимать суд Калининского района Челябинска: слушания назначены на апрель и май 2022 года. Мы следим за развитием событий: ситуация особенно интересна, поскольку с похожими проблемами могут столкнуться и другие дилеры, чьи марки заявили о приостановке деятельности в России. Кроме того, рекордный рост стоимости автомобилей осложняет отношения с клиентами, заказавшими машину до начала спецоперации. При этом к середине апреля дилеры слегка умерили аппетиты в прайсах.

2 комментария

  1. Странные клиенты, нужно срочно забирать деньги из автосалона и покупать Lada Granta, суммы пока ещё хватает

    • 8,5 млн им даже на Тигуан хватает, ну, может, чуток добить, чтобы на автомате был 😀

Добавить комментарий