АВТОВАЗ продают за рубль. Что это значит?

Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил журналистам, что концерн Renault передаст свою долю АВТОВАЗа в пользу НАМИ, а столичный завод Renault отойдет правительству Москвы, причем сумма сделки составит символический рубль. Причиной такого решения министр назвал «дефицит средств на поддержание работы», то есть де-факто неспособность Renault обеспечить работу предприятий в новых условиях. Что это значит для АВТОВАЗа и какие автомобили он сможет выпускать без старшего партнера?

Насколько Renault значима для АВТОВАЗа?

Крайне значима. Renault владеет 68-процентной долей в капитале АВТОВАЗа и полностью контролирует предприятие, включая производство в Тольятти и завод по сборке Lada Vesta в Ижевске. Вторым крупным акционером АВТОВАЗа является госкорпорация «Ростех».

В последние годы АВТОВАЗ активно интегрировался в инженерные и производственные структуры Renault с постепенным замещением собственных моделей аналогами на европейской платформе CMF-B-LS. Согласно стратегии развития Renault, принятой в 2021 году, АВТОВАЗ планировали объединить с румынской компанией Dacia, которая является автором популярных моделей Logan, Sandero и Duster (известны в России под брендом Renault). В 2022 году АВТОВАЗ планировал презентовать сменщицу Lada Granta и запустить производство третьего поколения Renault Logan, а в ближайшие несколько лет перевести на иностранные платформы остальные машины, включая Lada Vesta и Niva.

Эскиз будущей Lada Niva

Зависимость АВТОВАЗа от Renault пока неравномерна: например, большая часть выпускаемых сейчас машин — это российские разработки. Однако завод был вплетен в международную систему поставок комплектующих, и Renault задавала стандарты качества, уровень менеджмента и перспективу развития.

Что такое НАМИ?

ФГУП «НАМИ», которому предположительно передадут долю Renault в АВТОВАЗе — это крупнейший в стране институт, занимающийся вопросами развития автопрома. В последнее время он прославился как разработчик модульной платформы для представительских автомобилей семейства Aurus.

Катафалк на базе Aurus Lafet. В таком хоронили Владимира Жириновского (фото Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU)

Созданный в 1920 году институт НАМИ в советское время занимался перспективными разработками и созданием опытных образцов, большинство из которых в серию так и не пошли. Один из последних концептов — KAMAZ-1221 ШАТЛ, автопилотируемый электробус малого класса.

Опыта управлениями крупными предприятиями автопрома у специалистов НАМИ нет, но, по словам Дениса Мантурова, институт совместно с Ростехом назначит новое руководство АВТОВАЗа. Судя по всему, потенциальная сделка с НАМИ рассматривается правительством РФ как форма консервации отношений с Renault. Это оставляет концерну возможность вернуться, но в случае затягивания вопроса Минпромторг намерен искать для АВТОВАЗа новых партнеров.

Сможет ли АВТОВАЗ выпускать машины без Renault?

Да, вопрос лишь в ассортименте и качестве машин. Здесь существует несколько фундаментальных проблем.

Три модели с низкой зависимостью от импорта (Lada Granta, Niva Legend, Niva Travel) АВТОВАЗ выпускал еще до перехода под контроль Renault, поэтому их «русификация» является вопросом времени. Но и здесь есть сложности: в конце апреля АВТОВАЗ не смог возобновить выпуск своей самой архаичной модели Niva Legend из-за отсутствия датчиков АБС. Ожидается, что с июня АВТОВАЗ перейдет на выпуск машин с минимальным количеством электроники, а Минпромторг подстроит под это законодательную базу, снизив требования к экологичности и безопасности машин.

Lada Niva Legend (ВАЗ-2121) кажется сугубо российской моделью, но даже она зависит от импортных компонентов. Например, иностранными являются блок управления двигателем, дроссельный патрубок, многочисленные датчики, подшипники, гидроусилитель руля, гидроагрегат АБС

Lada Vesta создавалась при частичном участии Renault и больше зависит от импорта, но переключение модели на другой пул поставщиков, скорее всего, возможно, хотя потребует больше времени и усилий. В публичном поле нет детальной информации о том, кто именно владеет патентами и технологиями производства Lada Vesta, но, судя по всему, правовые вопросы в настоящее время отходят на второй план.

«Импортные» модели АВТОВАЗа, XRAY и Largus, помимо набора комплектующих используют иностранную интеллектуальную собственность и технологии. На вопрос о перспективах таких моделей Денис Мантуров сообщил следующее:

— Мы исходим из того, что основные платформы сохранятся, если Renault в итоге сохранит свою текущую позицию, но мы поменяем логистику и поставщиков компонентов в первую очередь на российских.

Насколько это реалистичный план, сказать сложно. Многое будет зависеть от настроя самой Renault, и если компания займет бескомпромиссную позицию, сохранить выпуск исконно европейских моделей будет сложнее (если вообще целесообразно).

Еще больше скепсиса вызывают перспективы новых моделей АВТОВАЗа на платформе CMF-B-LS. Инициатива принадлежала французской стороне, а ее воплощение зависит от международных поставок компонентов и технологий.

Не исключено, что АВТОВАЗу грозит путешествие на десять-пятнадцать лет назад, очередной застой и снижение качества продукции.

Зачем вообще Renault купила АВТОВАЗ?

Это было обоюдное решение: правительство России хотело передать проблемный завод надежным управленцам, а Renault искала активы для развития собственного бизнеса.

Сделка по приобретению АВТОВАЗа французами проходила в 2008–2018 годах. До этого завод находился в упадническом состоянии, требовал постоянной господдержки и выпускал автомобили сомнительного качества. В меню были Lada Kalina и Priora, а также устаревшие 4×4, ВАЗ-2107 и семейство переднеприводных ВАЗ-2113 / 2114 / 2115.

АВТОВАЗ является градообразующим предприятием Тольятти, и двадцать лет назад руководство завода хорошо освоило технологии выбивания денег из казны для исключения социального кризиса

Поиск партнеров для проблемного АВТОВАЗа стартовал в нулевых годах, и первоначально на эту роль претендовала General Motors. С американской компанией возник совместный проект по выпуску Chevrolet Niva и неудачной Viva. Развития это партнерство не получило, и американцы передали права на Niva российской стороне в 2020 году.

Приход Renault существенно изменил управленческую структуру АВТОВАЗа, технологические процессы и качество продукции. Однако нынешние бестселлеры АВТОВАЗа Lada Granta и Vesta созданы еще без прямого участия инженеров Renault. Параллельно выпускались две модели, построенные на платформах французского концерна, Lada Largus и XRAY. Кроме того, на тольяттинском заводе собирали Renault Logan и Sandero, а до 2020 года делали модели партнерской компании Datsun (перелицованные «Гранты»).

Есть ли у Renault шанс вернуть, как было?

Есть, но, скорее, теоретический. По словам Дениса Мантурова, у Renault останется опцион сроком на 5–6 лет на обратный выкуп акций, однако риторика министра была достаточно жесткой:

— Если мы в этот период будем осуществлять инвестиции, это также будет учтено в стоимости. Никаких «подарков» здесь не будет.

Выйти из этого пике будет непросто

Денис Мантуров исключил возможность национализации завода, однако подчеркнул следующее:

— Если у компании нет сегодня возможности обеспечивать поставку компонентов, мы не можем бесконечно находиться в ожидании. Мы будем вынуждены найти альтернативу. Это будет касаться всех автопроизводителей, которые будут тянуть с решением.

Захочет ли Renault возвращаться?

Ответ зависит от множества неизвестных, в том числе от сроков спецоперации.

До кризиса российский рынок был очень значим для Renault, например, по объему проданных концерном машин Россия лишь чуть-чуть уступала Франции и существенно опережала другие рынки. Выручка АВТОВАЗ в 2021 году превысила 3 миллиарда евро, а чистая прибыль по МСФО составила 166 миллионов евро. Вклад АВТОВАЗа в общую выручку Renault в 2021 году достиг 6,2%.

Renault исповедовала прагматичный подход к российскому рынку, например, не спешила менять популярную Lada Granta. Но в 2023 году планировался выпуск ее наследницы…

Очевидно, что передача такого ресурса за символические деньги — шаг крайне болезненный для Renault. Если ситуация стабилизируется в обозримом будущем, вопрос о возврате актива наверняка появится в повестке, но его решение будет зависеть от оценок рисков и перспектив российского рынка на ближайшие годы.

По итогам 2021 года концерн Renault-Nissan-Mitsubishi и подконтрольные ему марки продали в России 565 тысяч автомобилей, заняв 36% рынка. Ближайший преследователь, альянс Hyundai-Kia, контролирует только 24% рынка. Из топ-10 самых популярных моделей России половина выпускается под патронажем франко-японского концерна.

Что будет с московским заводом Renault?

В Москве Renault выпускала популярные кроссоверы Duster, Kaptur, Arkana и соплатформенный Nissan Terrano. Производство было остановлено еще в марте, но российская сторона после передачи завода Москве планирует наладить здесь выпуск других машин. Логично предположить, что ими станут те или иные модели АВТОВАЗа, но не исключен также вариант сборки китайских машин.

Renault Kaptur: необычная попытка придать грубоватому «Дастер» немного французского шарма

Renault — одна из немногих иностранных компаний, имевшая собственный инженерный центр в России и занимавшаяся глубокой адаптацией моделей для нашего рынка. Например, Renault Kaptur был симбиозом платформы «Дастера» и дизайна французской модели Captur. А Renault Arkana разработали специально под запросы российской аудитории.

32 комментария

  1. Илья

    Ну с вопросом через 2-3 месяца все будет ок, вроде прояснилось.

    Мне вот интересно, а граждане понимают, через полгода выяснится, что полностью собственные технологические цепочки строить сложно и дорого, и неинтересно (А вам вообще что-то конкретное обещали?). И потихоньку все начнет скупать Китaй, у него еще и цифровые технологии по отключениям ютьюбов есть. Это будут вовсе не либерастские зaпaдн-ые инвестиции.

    • Илья

      Нужно добавить, чтoб было понятней. Китaй пoслe Дaмaнск-ого выводы сделал и предпoчитает просто оформлять право собственности на себя. Зачем делaть множествo движений и шума, если можно купить и распоряжаться по праву сoбствeннoсти?

    • Кирилл

      Первые два месяца, относительно стабильно прошли (с некоторым, пока незаметным охлаждением экономики). Прогнозы были хуже. Да, многие ощутили изменения, и при этом все как бы хорошо и все работает и держится.
      Если изменения растянуть на 2-3-5 лет, то мы привыкнем и адаптируемся к новым условиям, какие бы они не были, к сожалению. Так уже было много раз. Ну и нужное общественное мнение будет легко поддерживать, ведь любая другая точка зрения осуждается и пресекается любыми способами.

      • Стабильно? Титаник, когда получил пробоину, поначалу тоже выглядел плавучим. Тут нужно чуть-чуть под ватерлинии смотреть.

        • Кирилл

          Артем, я скорее согласен с вашим мнением, что у корабля действительно есть серьезные проблемы/сложности в самом обозримом будущем.
          Но общественное мнение это опровергает (можно ведь наблюдать мнение в комментариях разных соц. сетей и круг общения, определенный у каждого есть). Пост скорее про граждан, как Илья выше высказался. Многие соотечественники действительно поддерживают или даже агитируют за происходящее.

          • Да, поддерживают, хотя в последнее время часть «патриотов» закачалась. Одним маловато войны, другим многовато, короче, не всё по их божественному плану пошло.

  2. Антон Л.

    Моё мнение: рено — главный(либо в топ3) производитель автомобилей в России, их уход, фактически, означает смерть российского автопрома для потребителей +-среднего класса. Очень жаль, по соотношению цена/качество они были очень хороши.

    • Так а почему смерть? Мне видится, что мы просто возвращаемся к балансу, который существовал плюс-минус в конце 80-х годов: доступных иномарок нет, поэтому единственный производитель народных машин (ну, Москвич, Запорожец не беру) может выпускать дешёвые и устаревшие машины, удовлетворяя спрос небогатого населения. АВТОВАЗ сейчас будет отрезан от современных технологий, но они ему будут и не нужны, потому что не будет и современных конкурентов. Солярис будет стоить 2 млн, поэтому пустая Лада Гранта за 1 млн будет народной машиной на все случаи жизни. Я, вероятно, слегка сгущаю, ещё есть много переменных, но вектор примерно такой.

      • Илья

        Для 80 ых нужны станки 80ых, токари 80 ых и вся технологическая цепочка, и это будет дорого, когда весь мир на 2020ых, т.е. гранта будет стоить вовсе не 1 млн. Т.е. даже как элементарно стыковать оборудование 80ых со станками 2020ых, там другие требования и технологии. Это все можно, но это выливается в деньги и что еще хуже время.

        • Речь шла не о технологиях 80-х, а о структуры рынке.

          • А кто Вам будет продавать станки? Почти все машиностроительное оборудования завязано на гeрманию (скрытый лидер еще называют).

          • Ну да, тут вопросов много. Но, думаю, они так или иначе решаемы: где-то за счёт качества, где-то за счёт цены. Определённая инерция у автопрома есть, архаичные модели с минимум техтребований тоже, опытно-промышленное производство опять же. Тут голь на выдумки хитра. Но я согласен с вами, что результат нас вряд ли порадует. Будет эрзац за конские деньги. А для людей побогаче китайцы, видимо.

      • Илья

        Т.е. если в 80ых Нива стоила 10 т.р., зп была 200 р.

        Выводим пропорцию 10000 / 200 = 50 * 40000 (грубо нынешнюю зп) = 2 млн = солярис

        Причем в 80ые конъюктура была сильно лучше, чем сейчас. Поэтому даже в разрезе 5 летки так легко и просто не получится.

      • Антон Л.

        «Так а почему смерть?» потому, что то, что ты описал в своем комментарии после этого вопроса и есть смерть российского автопрома, Артём:))) Я это и имел в виду.

      • Антон Л.

        Короче говоря, я имел в виду, что пока рено контролировала автоваз, это были относительно нормальные машины, конкурентоспособные, так скажем. Дастер, каптюр, аркана — вообще супер для многих. А теперь… ну ты уже описал всё.

        • Ну да, просто откат на десятки лет назад. Я уж молчу, что помимо станков и технологий, нужны ещё менеджеры, а на этом фронте у нас тоже всё печально. Правда, АВТОВАЗ может использовать освободившийся ресурс российских управленцев из ушедших компаний, но, подозреваю, сформировать правильную команду при фактически внешнем управлении удастся едва ли.

  3. Чебурашка

    энергия дорожает на всей планете. это вполне может привести к тому что в европе машины есть (хотя под вопросом, продажи в европе падают активно) а ездить на них дорого
    у нас ездить дешево а машины менее доступны
    и тут большой вопрос где автопромышленность будет себя чувствовать здоровее.
    лично я бы выбрал дешевую социалку и доступную пищу а не продвинутую автопромышленность

    ЗЫ. мое имхо именно сейчас наша промышленность испытывает макс давление, которое будет снижаться. в отличии от той же европы, где давление еще даже не началось а они уже на всех страницах истонались.

    • Это вопрос личных предпочтений, наверное. Вас тянет обратно в СССР. У меня от СССР хорошие воспоминания (детство всё же), но меня туда не тянет. И это касается не только шкурных вопросов, но и менталитета.

      • Чебурашка

        меня никуда не тянет. если встанет выбор, то я предпочту сытое пузо в теплой квартире не заправленной понторезной тачке под окном. именно так могут развиться события.

        • Ну, если сытое пузо — предел мечтаний, возразить нечего

          • Чебурашка

            холодильник всегда победит. это основа. не представляю как с этим можно спорить. разве что уесть оппонента в услышанных в своей голове «пределах мечтаний» xD

          • Думаю, вы действительно не представляете. Но я без осуждения) Каждому своё

          • Антон Л.

            Да что-то вот пока не побеждает, судя по настроениям в обществе

        • Антон Л.

          Да кто такие эти ваши правила русского языка, нах@й:)

          • Кирилл

            — А почему вы молчали 8 лет?
            — Так я с 2014 примерно все помню. Тоже думал холодильник победит. Ну тогда все понарошку было, если из 2022 смотреть.
            — А сейчас что?
            — Только хуже стало.

    • Илья

      Это не выдерживает критики, т.к. нам до автомобилизации Европы немножко далеко. (как в количественном, и тем более в качественном выражении)

      • Чебурашка

        казалось бы при чем тут автомобилизация как таковая?. в не причем, я совершенно не про нее.

        • Илья

          Ну если Вы считаете, что развитое машиностроение и как следствие автомобилизация, никак не связаны с дешевой едой, ну тут да, остается только еще 2-3 месяца подождать. В дешевой еде всегда очень большая доля механизации.

  4. Антон Л.

    Артем, у тебя раньше была возможность html тэги вставлять, а щас ты выключил, да?:) Теперь ни ссылку, ни картинку не прицепить, скучно так:(

    • Нет, ничего не выключал, может быть, при каком-нибудь обновлении похерилось. Или коммент на модерации?

      • Антон Л.

        Нет, вот я про правила русского языка картинку прицепил по ссылке, а она не прицепилась(
        Зашел тут на твой старый блог, как же там было хорошо((( Советы гонщиков, выбор между пикапом и универсалом, проблемы ГОКа((( Тепло и уютно… Сиплый еще за отказ от автомобилей топил… эх

Добавить комментарий