Новый кикшеринг — «Карусель»

На улицах Челябинска появились зеленые самокаты кикшеринга компании «Карусель» в дополнение к уже знакомым городу желтым Whoosh. Узнал подробности о ценах и количестве новых аппаратов, а заодно задался вопросом: много ли заработаешь на самокатном бизнесе?

Прокат по франшизе

Компания «Карусель» с 2017 года занималась бюджетным каршерингом (прокатом Lada Granta), но в 2020 году переключилась на кикшеринг: 25 миллионов рублей ей удалось привлечь за счет краудфандинга. Компания разработала программное обеспечение и собственную модель самоката, адаптированную для краткосрочной аренды, и предлагает свою кикшеринговую платформу региональным операторам для работы по франшизе.

В Челябинск компания пришла именно в таком качестве. Региональный оператор франшизы Владимир Булашов рассказал, что его компания купила у «Карусели» право на использование программного обеспечения и приобрела 200 самокатов, которые уже расставлены на улицах города. До конца сезона планируется увеличить их число до 800.

В прошлом году в Челябинске появился первый шеринг самокатов Urent, но компания с возобновлением сезона в регион не вернулась: ранее доходило до того, что ее самокаты массово вывозили на штрафстоянку. Нет ли риска, что такую же судьбу ждет «Карусель»?

— Мы не стали приходить в город «втихаря», а сразу обозначили свое намерение администрации Челябинска и согласовали все детали с комитетом по инновационной политике, — рассказывает Владимир Булашов. — Например, по требованиям безопасности мы установили зоны, запрещенные для движения самокатов (Кировка), а также территории, где скорость ограничена 10 или 15 км/час, против 25 км/час на обычных улицах.

Стоимость услуг у разных прокатных сервисов сопоставима

Сколько стоит «Карусель»

Цена услуги достаточно стандартна: 50 рублей за начало поездки плюс 5 рублей за минуту пользования. У компании Whoosh первоначальный платеж такой же, а стоимость минуты меняется в зависимости от спроса, в среднем — 5–7 рублей. У Whoosh есть недельные и месячные тарифы, а «Карусель» предлагает «опт» в виде часовой и двухчасовой поездки за 300 и 450 рублей соответственно. Эта сумма уже включает оплату 50 рублей за начало поездки, то есть часовой тариф на 50 рублей выгоднее, чем при поминутной тарификации. Для двухчасового тарифа разница с поминутным составляет уже 200 рублей.

Вандалоустойчивый шеринг

PR-служба компании «Карусель» рассказала, что сервис использует самокаты, изготовленные по заказу компании специально для кикшеринга. Они отличаются батареей с увеличенной емкостью, антивандальным исполнением и устойчивы к непогоде.

В компании «Карусель» не раскрывают модель используемого самоката: он создан по их заказу специально для кикшеринга

Кикшеринг — прибыльный бизнес?

Кикшеринг появился в Челябинске в прошлом году, но сразу наделал много шума: нам пришлось даже создавать отдельный сюжет «Всё о самокатах». Большая часть поводов, правда, была негативной и связана с вопросами безопасности, о которых ниже. Но приход сразу двух операторов и активность самокатчиков показала, что сервис востребован. Но насколько он прибылен?

На первый взгляд — весьма. Например, минутный тариф за каршеринг сопоставим с кикшерингом, при том что стоимость автомобиля на порядок превосходит цену самоката. Компания «Карусель» не раскрывает покупную стоимость своих аппаратов, но, например, модель Ninebot KickScooter ES4 в усиленных модификациях, которые использовал сервис Urent, стоит около 60–70 тысяч рублей. Автомобиль для каршеринга не купить дешевле миллиона.

На деле не всё так просто. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает кикшеринг по франшизе принципиально убыточным направлением для региональных операторов.

— Они покупают франшизу, покупают самокаты, оплачивают все постоянные расходы, при этом самокаты ломаются, уничтожаются и требуют обслуживания, — говорит Эльдар Муртазин. — Например, до трети стоимости самоката составляет батарея, а в конце сезона ее нужно или менять, или реанимировать. Срок жизни такого самоката составляет пару сезонов, так что оператор зачастую не успевает даже отбить деньги, вложенные в «железо».

Самокаты сильно изнашиваются в течение сезона, поэтому рентабельность бизнеса не так высока, как кажется на первый взгляд

Но все-таки тот же каршеринг развивается, а тарифы сопоставимы с кикшерингом, значит, последний в теории должен быть еще более прибыльным.

— Во-первых, каршеринг тоже является убыточной историей, если добавлять в уравнение расходы на покупку и амортизацию автомобилей, и с учетом нынешней обстановки я прогнозирую, что бизнес сократится на треть, — продолжает Эльдар Муртазин. — А у самокатов своя специфика, например, использовать их у нас можно от силы 4–5 месяцев, а сам срок службы самоката очень ограничен. Чтобы самокат «отбивался», нужно, чтобы на нем совершали 8–9 поездок ежедневно, а этого нет даже в Москве. Вообще смысл любого шеринга — это не поток чистой прибыли, а скорее формирование аудитории, которой потом можно что-то продать.

По мнению эксперта, шеринг в обособленном виде является убыточным мероприятием, но его рентабельность можно повысить за счет других сервисов, которые предлагают клиентуре. При этом для владельцев франшизы бизнес может быть прибыльным, но параметры зависят от темпов подключения новых партнеров и городов, то есть от тиражирования проекта.

— Но как только рост городов прекращается, бизнес уходит в негативную зону, — заключает Эльдар Муртазин.

В компании «Карусель» не стали раскрывать детальную стоимость своей франшизы, лишь заявив, что минимальные инвестиции для запуска составляют 3,3 миллиона рублей. По данным сервиса «Контур.Фокус», по состоянию на конец 2021 года чистый убыток ООО «Карусель РУС» составил 19 миллионов рублей.

А что с правами пешеходов?

В прошлом году появление кикшеринга в Челябинске спровоцировало волну негатива из-за угрозы для пешеходов. В группе особого риска оказались дети, но травмы получали и сами самокатчики. Были и смертельные аварии.

Мощность самокатов ограничена 250 Вт, скорость — 25 км/час. Но на ряде улиц она программно снижается до 10 или 15 км/час

Вопрос о том, можно ли самокатам ездить по тротуарам, оказался крайне дискуссионным, и юридически значимого ответа нет до сих пор, несмотря на ряд разъяснений (в том числе от Верховного суда). Формально самокаты мощностью до 250 Вт и максимальной скоростью до 25 км/час не считают механическими транспортными средствами, поэтому операторы услуги допускают их использование на пешеходных зонах:

— Самокаты и электросамокаты не подпадают под правила дорожного движения для механических транспортных средств, — сообщили в PR-службе «Карусели». — Человек, управляющий электросамокатом, классифицируется как пешеход, а значит, не стоит делать того, чего не стал бы пешеход. Мы рекомендуем передвигаться по выделенным велосипедным полосам в зоне их присутствия; по тротуарам и пешеходным дорожкам, если велосипедных дорожек нет, или по краю проезжей части, если пешеходная часть недоступна. Скорость передвижения на самокате ограничена программно до 25 км/ч, но нужно понимать, что такая скорость может создавать аварийные ситуации. Есть зоны, где скорость ограничена до 15 км/ч.

Прошлый самокатный сезон отметился рядом громких происшествий. Против 20-летнего челябинца, сбившего на тротуаре женщину, возбудили уголовное дело. Пострадавшая умерла в больнице.

Другого самокатчика, снесшего пятилетнего ребенка, приговорили к году ограничения свободы.

В больнице умер самокатчик, переезжавший проезжую часть на красный свет: его сбил автомобиль.

Добавить комментарий