ГрОб (весёлые картинки)

Я пошёл в школу 1 сентября 1986 года, вскоре после Чернобыля, и одним из сильных переживаний того времени (а у меня их было много) стали уроки по гражданской обороне (ГрОб), на которых учитель Ольга Юрьевна живописала ужасы ядерной вoйны. Точно не помню, в каком классе они появились, но было это в начальной школе. Думаю, класс второй. Я даже нашёл плакаты, похожие на те, по которым учили нас.

Я не уверен, что восьмилеткам вообще нужно знать про лучевые ожоги и силу ударной волны: в критической ситуации будешь делать то, что скажут родители. Но тогда я не рассуждал и относился к таким урокам, как к неизбежности. Они производили на меня тяжёлое впечатление, настолько, что я помню, как лежал ночами и перебирал в голове, что буду делать, когда завоют сирены. Типа не забыть бабушку, схватить любимую игрушку (вот она, на столе)… Документы в коробке из-под конфет… Если зима — ещё тёплые вещи. Включить радио, следовать до ближайшего бомбоубежища… А зачем? Разве есть жизнь в тени атомного гриба? Я всё представлял, как весь наш дом стоит перед подъездами, у кого в руках кошка, у кого авоська. И никто не понимает, куда идти, потому что бомбоубежищ в округе нет. Мы стоим и чего-то ждём — там мне это рисовалось.

Обычные войны тогда не казались нам страшными и в них была своя романтика (мы же играли в войнушку), но ядерный удар стоял особняком: в нём не было вообще ничего положительного. Он был как минимум не эстетичным — это тебе не гусары с эполетами, не русский Ваня с ППШ. Это люди в костюмах РХБЗ, с рожами-противогазами, бесполые, бездушные, возможно уже зомби. Это ожоги и страшная смерть, которая сопровождается короткой ремиссией, после чего плоть отваливается кусками, а обезболивающие не действуют, потому что не остаётся целых вен. Это радиация, которая в тот момент представлялась мне всепроникающей (я ещё не знал про её разновидности). Советы насчёт «укрыться в тени и не смотреть на вспышку» казались мне чем-то вроде «если вас расстреливают, примите удобную позу».

Я жил с предчувствием вoйны. Я всё детство задавался вопросом: если ужас ядерного удара так очевиден даже школьникам, почему взрослые всерьёз разговаривают об этом? Почему не остановятся?

Мои фрустации были не беспочвенны, и вoйны такого рода боялся весь мир. Этот страх сублимировал в искусство, например, сегодня снова актуальным кажется фильм Стэнли Кубрика 1963 года «Доктор Стрейнджлав»: про американского генерала, который сошёл с ума и запустил маховик ядерной вoйны вопреки сопротивлению элит США и СССР. В этом главная опасность ядерного оружия: для него не придумано полной защиты от дурака. А люди иногда сходят с ума, и когда это происходит, они не считают себя сумасшедшими, наоборот, им кажется, что они короли мира и потому имеют особое право давить на разные кнопки и отдавать лихие приказы. Возможно, Кеннеди и Брежнев это понимали лучше, чем нынешние «элиты», и тут я имею в виду обе стороны, и США, и Россию.

Но в конце 80-х уже шло потепление, пришёл Горбачёв, начиналась разрядка. Думаю, ядерная угроза оставалась в фокусе внимания школьников ещё по инерции, потому что такой была утверждённая программа, и поколения советских детей пичкали жуткими комиксами, надеясь, возможно, что они никогда не станут милитаристами (ошиблись — именно то поколение сейчас и машет шашкой).

Но тогда я ещё не чувствовал позитивной тенденции, и артефакты Холодной вoйны попадались мне случайно. Во дворе мы как-то нашли пластмассовый чемоданчик-аптечку с набором препаратов на случай радиоактивного поражения — радиотаблетки. Наверное, там был какой-нибудь йодид калия для защиты щитовидки от изотопов йода — наиболее биологические активного вещества в первые дни после взрыва. Но тогда эта аптечка стала напоминанием, что вoйна рядом и кто-то к ней готовится, и это испортило настроение на весь день. В газетах писали про крылатые ракеты, в начале июня всегда выла сирена (её проверяли), среди мальчишек был популярен чёрный юмор: «Маленький мальчик нашёл Першинг-2, красную кнопку нажал у крыла, долго японцы понять не могли, что за грибок разрастался вдали».

Я не помню конкретного момента, когда этот страх прошёл. Но не скоро, просто в 90-х от непосредственно ядерной угрозы мы ушли к десятку других. К нулевым же разговоры об атомной вoйне стали анахронизмом, казалось, что навсегда.

Может быть, мой интерес к радиации (к заражению Течи, к дивизии РВСН, к лаборатории Б, к Чернобылю, заброшенной южноуральской АЭС) — это психологическая потребность преодолеть страх. Я перестал бояться радиации, понял, что она бывает разной, что от неё в какой-то мере можно защититься. Но в последние годы я не думал о радиации в контексте ядерной вoйны: утечка исчезающего количества рутения-106 была для нас событием.

В 80-х и 90-х казалось, что у ядреного оружия есть один плюс: оно практически исключило классические вoйны сверхдержав, потому что всё закончится ядерным ударом, «Скайнетом» и терминаторами, а этого не хочет никто.

Но вот наступил 2022 год, и оказалось, что перспектива стычки планетарного масштаба отнюдь не нулевая, как и угроза применения ядерного оружия. Может быть, мы просто давно не смотрели на «весёлые картинки» из школьной программы или стали бесчувственными самовлюблёнными идиотами. Теми, что потом будут сидеть на пепелищах и думать: а что мы сделали не так?

21 Comments

  1. Артем очевидно не знаком с 4ой идеологией А. Дугина. Для одной аудитории это очевидно, а для другой «наше ядреное оружие несет мир, а их агресcию».

    1. Дугин, я так думаю, балобол, просто с красивой бородой) Позабавил тут подскаст на «Медузе» с постановкой вопроса «А правда ли, что Путин поклонник философии Дугина?». Полчаса мусолили, чтобы прийти к выводу: нет, просто Дугин банален настолько, что его мысли отчасти синхронизированны с мировоззрением, близким Путину.
      Да и понятно, что есть масса разных концепций и философий, который могут как-то всё это объяснить или оправдать. Вы как всегда понимаете всё кривовато: я говорил про детские впечатления лет, когда о Дугине ни вы, ни я не слыхивали (и Путин, подозреваю, тоже).

      1. Это не так работает, поклонник не он, поклонники те кто несет в массы необходимость превентивности, должны же они где-то черпать вдохновение (и балабол здесь только плюс). А для него это просто ресурс объeдинения, поэтому вопрос был неправильно поставлен. Доказательство тут другое, все они знают о Дугине.

        >>Вы как всегда понимаете всё кривовато
        А то-то я и думаю, почему вышки с облучением на меня не работают.

      2. >>>должны же они где-то черпать вдохновение

        Хм, не копал так глубоко, но думаю, что эта необходимость была некой аксиомой с самой зари гонки ядерных вооружений, и не требовался Дугин, чтобы это как-то объяснить или оправдать. Можно почитать воспоминания современников Курчатова (Абрама Йоффе, например), чтобы понять атмосферу, в которой зарождались эти зёрна. Ну, наверное, последующие идеологи как-то поддерживали этот посыл, адаптировали к уровню новой аудитории.

      3. Не просто адаптировали, Дугин встречался с Ле Пен-ом, с Вона из «Йоббик-а», он в узких кругах ультраправых Европы широко известен. А кто лучший друг ультраправых Европы?

      4. В подкасте эта тема тоже обсуждалась. У них вывод был, что Дугин больше медиатор, чем источник идей

      5. Источники идей ультраправых Европы самим Дугин-ым особенно и не скрываются, более того он прямо говорит о своих некоторых симпатиях. Ну Вы же не можете заявить об этом напрямую, и вообще нужно дистанцироваться от этих источников, это нужно подавать под другим соусом.

        Это все равно, что либералы скажут, а теперь Перестройка 2.0, нет, как это модно говорить идею «переупакуют».

  2. а чем были плохи те знания, что давались в школе? в том числе и по этой тематике.
    Очень хорошо что подготавливали, при чем всех без исключения, включая гендерное равенство.
    Я в начальной школе уже и автомат разбирал и из мелкашки стрелял. Преступлением было то что это перестало преподаваться в школах, для всех. а НВП стала обзываться ОБЖ, без каких либо намеков на милитари, а дети, при этом образовании, в любой ситуации абсолютно беспомощны, как в прочем и поколения конца восьмидесятых и позднее.
    Если вспомнить февраль 2013 года, то у педагогов и воспитателей старой закалки, наименьшие повреждения на детях. Потому, что вдолблено и отработано до автоматизма, как и Гимн СССР.
    А отмена норм ГТО, вообще преступление, против населения.
    Как и прочее разговление толпы, и заточка под, исключительно, хлеба и зрелищ.
    Надо это все возрождать.
    Как бы не стремились, что бы не делали, все равно в фильмах комиксах и прочих чтивах плохой, в 80%, Русский. Так что за эти тридцать лет, не только у нас ни чего не переменилось, а почти у всех, и уж тем более у избранной нации, которая, как ни странно в очередной раз, указывает что делать всем, на благо их .

    1. По поводу 80%, специально для Вас и всех кто подобным образом думает у И.Варлaмо-ва вышел буквально вчера ролик. Сам не смотрел, но т.к. интересуюсь иногда как люди живут в других странах, уверен Вы скажете, что это все постанова треклятого либераста и быть такого не может (вот уверен).

      1. Я его даже смотреть не буду. а) нет времени. б)мне он не интересен.
        Интересоваться как живут люди в других странах, особенно тоже не волнует, ради чего?
        У всех примерно одни и те же проблемы, имею ввиду «плебс», а не избранных. Чуть лучше или чуть хуже. У избранных же свои головняки, им то жалко птичку, кошечку. собачку, то гомо проблемы ( и хуй бы с ним за гомосапиенса переживали в общем). Ни кто там за население других стран, и их «положение» , особо не переживает, и даже не стран, а соседей. Проблемы и вопросы из покон веков примерно одни и те же, и борьба одна и та же, и способы решения одни и те же. Материки, ледники, пустыни, цивилизации, страны, империи, и уж тем более люди приходили и уходили. Сотней лет больше, сотней меньше.
        Изменение уровня жизни меня и моих детей, кроме меня и моих детей, ни кого не волнует, даже родственников. А значит нужно, все самому, и отнюдь не в глобальных масштабах.
        А занятия в школе, эти, очень нужны.

      2. >>>>А занятия в школе, эти, очень нужны.

        ЯРиК, серьёзно, прочитав этот пост, ты сделал вывод, что он о школьной программе? О необходимости уроков ОБЖ?

      3. По прочим вопросам, с противоположной точкой зрения, ты в полемику не вступаешь. А значит буду говорить о необходимости занятий в школьной программе.

      4. >>Интересоваться как живут люди в других странах, особенно тоже не волнует, ради чего?

        Легко ответить, чтобы понять себя.

        >>одни и те же
        Вовсе нет. Ну грубо, общества, где люди (как личности) могут выстраивать широкие горизонтальные социальные связи, значительно комфортнее, как минимум по атмосфере. И происходит подобное не в случае люди добрые самарятине, а когда обществом в том числе и законами обеспечиваются определенные условия. (Т.е. в разных условиях, человек может раскрывать как хорошую, так и плохую сторону)

        Есть же общества атомизированные, глубоко недовольные, где каждый за себя, и люди от нехватки социальности готовы объединятся в толпу или иные коллективы (где индивидуальность как раз теряется, грубо все верят в одни идеи).

        И пока не выходишь за рамки, этого конечно не видишь.

      5. Поэтому именно для Вас этот ролик крайне полезен, и даже ехать ни куда не надо.

      6. Понять себя? А зачем. Вы же меня уже полностью просчитали, и за меня все решили. Сами же говорите, не надо советовать помогать, сувать свой нос но на мед государственных уровнях. А сами…

      7. Ну вот еще, Ваша точка зрения весьма интересна, т.к. разделяется многими. Проблема в том, что объяснить ее можете только Вы, но пока Вами движет желание быть правее и сильнее этим все и объясняется. Ну так сами и выйдите за свои рамки и посмотрите под другим углом.

        Вот либералы например во многим ошибались, и говорить что ТВ — это смешно, глупость на самом деле. Вы же сами и доказываете, что бродят там изнутри некие идеи и потребности.

      8. когда нет советов от незнакомых людей, и тем более нет советов незнакомым людям, то и нет проблем. в противном случае, маршрут известен каждому, жителя страны, лет с пяти-семи, это точно.

      9. Это про какую-то другую страну))) без вариантов вообще.

    1. Да, такие инциденты частенько случаются, о большинстве мы просто не знаем, хотя в твоём примере поражает приличный масштаб бедствия. В Перми не так давно капсулу в радием-226 нашли, в Челябинске вон столб фонящий лет десять стоял))) Но опять же, уроки ГрОб вообще не дают понимания о том, как грамотно обращаться с радиоактивными веществами, как не нарваться на них, что опасно, а что нет. Они, скорее, радиофобию создают.

Добавить комментарий для ЯРиКОтменить ответ