Зачем раскопали Гагарина (Юра, мы всё…)

Жители домов на улице Гагарина с легким ужасом смотрят на масштабную срезку асфальта (фото здесь и далее — Ильи Бархатова)

На улице Гагарина начались масштабные работы: ремонт идет на участке от Копейского шоссе до улицы Дзержинского в обоих направлениях (его длина — 1,7 километра). Дорожники срезают асфальт, выворачивают бордюрные камни и разбирают тротуары. Сразу несколько жителей Ленинского района обратились в редакцию 74.RU: они тревожатся, что Гагарина превратят в еще один Комсомольский проспект с неудобными парковками и мудреной схемой движения. Мы съездили на место и поговорили с представителями мэрии, чтобы понять, будет ли будущая улица Гагарина соответствовать той высокой (почти космической) планке, которую подразумевает ее имя.

Много вопросов вызывают прилегающие к проезжей части зоны: жители переживают за озеленение

Один из жителей улицы Гагарина Максим поделился своими тревогами:

— Главный вопрос — зачем ее в принципе курочат? Эта улица изначально была очень грамотно спроектирована, и в последнее время ее состояние было вполне приемлемым, а бордюрные камни у трамвайных путей меняли буквально в прошлом году. Здесь не нужно было ни добавлять, ни сокращать число парковок, и лучше было ее вообще не трогать. Я лично подозреваю, что её реконструкция идет ровно в обратном направлении относительно улицы Свободы: там делают прогулочную зону за счет парковок, а здесь, похоже, наоборот.

Сейчас на улице Гагарина меняют бордюрный камень
Грузят оптом

Еще один челябинец, Матвей Краснопольский, обратился к администрации напрямую через «ВКонтакте». Он написал:

— Улица Гагарина. Идет ремонт. Вопрос — с какой целью ваши подрядчики обордюривают мертвые и засохшие деревья на парковках? Мертвое дерево должно быть снесено и на его месте высажено новое… А сейчас? Вы будете спиливать мертвое дерево, корчевать пни и разворотите все бордюры! И, кроме того, практически на всех деревьях техникой повреждена кора! Вы не в курсе, что в зоне производства работ деревья должны быть защищены?

В подтверждение своих слов Матвей выложил несколько снимков засохших деревьев, которые оформляют в бордюрные камни

В администрации Челябинска нам сообщили, что Гагарина ремонтируют в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги», и причиной стало ее неудовлетворительное состояние. В прошлом году на улице обособили бордюрным камнем трамвайные пути, и сейчас именно эту часть не трогают. Однако в остальном, по данным мэрии, были проблемы с бордюрами, тротуарами и парковками, которые устранят в этом году.

В прошлом году трамвайные пути обособили с помощью бордюрного камня

В сопроводительной документации к проекту указано, например, что нормативному состоянию не соответствует 48% площади участка улицы Гагарина от Дзержинского до Копейского шоссе, в частности, эксперты выявили колейность, трещины, ямочность, выкрашивание и шелушение покрытия. Также была измерена ровность по шкале IRI, которая составила 3,7–4,5 единицы. Эта шкала (International Roughness Index) указывает суммарную высоту неровностей в миллиметрах на метр дорожного полотна, но значения до 4 единиц считаются неплохими, а проблемными являются покрытия с показателем IRI в 5 и более единиц (зависят от класса дороги). Короче говоря, на душе становится тепло и радостно, что челябинскую дорогу оценили по столь строгой мерке. Замене подлежит более 36 тысяч квадратных метров асфальта, но речь только о срезке и переукладке верхнего слоя.

На улице срезали весь асфальт. Менять будут только верхний слой толщиной до 5 сантиметров

В мэрии подчеркивают, что никакой реконструкции улицы не предусмотрено. Все работы идут строго в старых границах парковок, тротуаров и проезжих частей, и речь идет о ремонте покрытий и обновлении бордюрного камня. Например, по данным городской администрации, замене подлежат почти 8 километров поребриков, тротуары отремонтируют на площади более 7,5 тысячи квадратных метров.

Тротуары выложат плиткой

Кроме того, на улице отремонтируют трамвайные переезды. Сейчас на пяти пересечениях улицы Гагарина они или закатаны в асфальт, или покрыты мелкой тротуарной плиткой. Ее заменят на плитку большого формата, хотя, по опыту других переездов, она тоже не слишком долговечна. На улицы заменят и выровняют 23 решетки ливневой канализации.

Покрытие возле рельсов разрушилось. Видны следы старого экспресс-ремонта

Общее количество парковочных мест не должно измениться: рабочие сохранят прежние границы парковок, включая и границы лотков для корневых систем деревьев. Но именно это и вызывает тревогу читателей: деревья здесь и так были в угнетенном состоянии, и неясно, переживут ли они еще один апгрейд.

В таких карманах хорошо бампера «рихтовать»

Парковки на улице Гагарина еще 10 лет назад врезали между деревьями, и этот конфликт интересов не пошел на пользу обеим сторонам: парковки местами неудобные, а деревья местами умерли. Нынешний ремонт в этом аспекте ситуацию, похоже, не улучшит.

Видно, что при ремонте деревья особенно не щадят
Ни вашим, ни нашим
Во время дорожной революции начала 2010 годов такое оформление деревьев использовалось часто
Это снимок Google.Maps, август 2021 года. Так было и до нынешнего ремонта
А вот эта часть недалеко от пересечения с Копейским шоссе и вовсе вызывает оторопь: и деревья погибли, и парковку дурная. Но схему менять не будут: просто переложат асфальт

Работы проводятся в рамках госконтракта начальной ценой 94 миллиона, которая в ходе торгов была снижена в полтора раза — до 66 миллионов рублей. Победителем стало ООО «Дорстройгрупп»: эта же компания займется строительством новой объездной дороги, которая идет в связке с расширением улицы Худякова.

_________

ООО «Дорстройгрупп» зарегистрировано на улице Енисейской, существует с 1999 года. Директором фирмы числится Тигран Карапетян. 70% компании принадлежит Эдику Гарниковичу Аракеляну (отцу депутата Заксобрания Армана Аракеляна, которого судят по делу о дорожной взятке), еще 30% — Павлу Ивановичу Воронову. Выручка «Дорстройгрупп», по данным сервиса «Контур.Фокус», на конец 2021 года составила 1 миллиард рублей, а чистая прибыль — 16,5 миллиона. В штате компании почти 120 человек. Этот подрядчик ремонтировал Комсомольский проспект за 188 миллионов, а также занимался еще несколькими госконтрактами, отыгранными комитетом дорожного хозяйства Челябинска и областным Миндортрансом. Он же благоустраивал площадку около МФЦ на Труда, развалившуюся меньше чем через год.

Ленинский район так пленил нашего фотокорреспондента Илью Бархатова, что он сделал целый репортаж с улицы Гагарина

Впрочем, жители до конца не удовлетворены объяснениями и ждут окончания ремонта, чтобы оценить его необходимость. Максим, в частности, замечает:

— Улица Гагарина изначально была хорошо приспособлена для пешеходов, и может быть, сквер с прогулочными зонами нужно было делать здесь, а не на Свободе, где действительно существуют проблемы с парковками. А у нас, получается, убивают последние деревья, но для чего — непонятно. В городе были куда более убитые улицы, чем Гагарина.

Старожилы улицы к любым переменам относятся настороженно

По сути, краеугольный вопрос — нуждалась ли улица Гагарина в ремонте на указанном участке? Местные говорят, что нет, но сам я верифицировать это не могу.

Добавить комментарий