Автомобиль из Казахстана: оцениваем выгоды

Некоторые машины в Казахстане дешевле сразу на треть

Примечание А.К.: благодарю Сергея (Серегина) за много умных мыслей и ценную информацию по теме.

От Челябинска до Костаная, где находится крупнейший в Казахстане автозавод «СарыаркаАвтоПром» — всего 320 километров. И пока российские предприятия преимущественно стоят, в Казахстане продолжается сборка популярных моделей четырёх брендов. При этом курс рубля к тенге укрепился до небывалых высот, а ввоз машин из Казахстана упрощён: обе страны входят в Таможенный союз, поэтому пошлины отсутствуют. Не пора ли наведаться в дружественную страну ради автомобиля? Мы поговорили с перекупщиками и представителями автосалонов, и оказалось, что план не лишён смысла, но и нюансов хватает.

Каков реальный курс тенге?

На дату написания статьи официальный курс тенге составлял 7,74 рубля, но в реальности он колеблется в широком диапазоне — от 5,2 до 7,2 тенге за рубль. Частые гости Казахстана посоветовали нам ориентироваться на золотую середину: все цены рассчитаны из курса 6,2 рубля за тенге.

Сколько стоят импортируемые машины в Казахстане?

Казахстан зависим от российских автозаводов и тоже переживает непростой период. Например, Renault в основном возились из Тольятти и Москвы, а отвёрточная сборка кроссоверов Renault в Костанае развития не получила. Поэтому, как и в России, новые Renault попали в разряд дефицита и это сказалось на ценах. Например, стоимость Renault Duster начинается от 10,385 млн тенге, что по указанному выше курсу равно 1,675 млн рублей. Это дороже, чем наиболее доступные комплектации Duster у российских дилеров.

Изначально цены в Казахстане не были демпинговыми: например, год назад в Костанае начали сборку Lada Granta крупноузловым методом, а цена в пересчёте на рубли составляла 760 тысяч. В России тогда машина стоила 532 тысячи

Другой пример: базовая Lada Granta в ещё докризисной базовой версии Standart стоит от 4,69 млн тенге или от 756 тысяч рублей, что сравнимо с нынешней российской ценой. При этом АВТОВАЗ объявил о выпуске «кризисной» версии Granta без АБС и подушек за 676 тысяч.

Toyota Camry в Казахстане стоит от 11,7 млн тенге (2,3 млн рублей), что выглядит заманчивым, но заявленная базовая цена в России ненамного выше — 2,5 млн, а главная проблема — в нехватке машин. А если посмотреть реальные цены, то стоимость Camry с двигателем 2,5 литра в Казахстане превышает 20 млн тенге, то есть более 3,2 млн рублей: за похожие деньги автомобиль предлагают и российские дилеры.

То же касается подержанных машин дефицитных марок, скажем, трехлетние Skoda Octavia стоят в основном дороже 10 млн тенге (1,6 млн рублей), что сопоставимо с российскими ценами. Столько же просят за пятилетние Toyota Corolla. Нет особенных выгод и в лоукост-сегменте: скажем, Daewoo Nexia 2008 года выпуска стоит в диапазоне 0,7-1,3 млн тенге (100-200 тысяч рублей), но таков же разбег цен и в России.

Но есть и исключения, например, китайские машины. Скажем, Chery Tiggo 4 в России стоит от 1,65 млн рублей, в Казахстане его цена начинается от 7,9 млн тенге, что соответствует 1,27 млн рублей. Для Chery Tiggo 8 Pro разница ещё больше: в России он стоит минимум 3,45 млн рублей, в Казахстане — чуть ли не на миллион дешевле.

Сколько стоят машины казахской сборки?

В легковом сегменте автопром Казахстана представлен двумя крупными производителями: это упомянутый костанайский завод СарыаркаАвтоПром (выпускает JAC, Chevrolet, Kia) и два завода компании «Астана Моторс» в городе Алматы, собирающие популярные модели Hyundai. Раньше крупным автосборщиком Казахстана был холдинг «Азия-Авто» в Усть-Каменогорске, но оказался в предбанкротном состоянии.

Модели казахской сборки выглядят привлекательными. Так, Hyundai Accent (наш Solaris) стоит от 7,1 млн тенге или от 1,15 млн рублей, тогда как в России за него просят более 1,4 млн рублей. Цена кроссовера Creta в Казахстане начинается от 9,1 млн тенге (1,5 млн рублей), в России же его не купить дешевле 1,86 млн.

На некоторых рынках Hyundai Solaris называется Accent

Автозавод в Костанае весьма всеяден, и в разное время выпускал и «Лады», и Renault. Но его основная специализация — китайские автомобили JAC, которые представлены и в России. Например, лифтбэк J7, по замыслу близкий к Skoda Octavia, у российских дилеров стоит ровно 2 млн рублей в версии с механической коробкой передач и 2,15 млн с вариатором. В Казахстане модель стоит от 8,59 млн тенге (1,39 млн рублей). Дилеры в Костанае подтвердили нам, что машины есть в наличии и цена актуальная. Экономия в 30% — уже весомый аргумент.

JAC J7 — достаточно крупный лифтбэк с 1,5-литровым турбодвигателем мощностью 136 л.с. и опционным вариатором

Однако для других моделей разница не столь велика, например, переднеприводный кроссовер JAC S3 стоит от 8,5 млн тенге (1,37 млн рублей), российские дилеры предлагают его лишь немногим дороже — от 1,42 млн.

А это новый кроссовер JAC S7: в Казахстане он стоит от 13,3 млн тенге (2,15 млн рублей). Это автомобиль класса Hyundai Santa Fe или Cherry Tiggo 8. Текущая российская цена не известна

Завод в Костанае выпускает (точнее, дособирает) автомобили Chevrolet из узбекских машинокомплектов. Например, бюджетный седан Cobalt стоит от 6,5 млн тенге (1,05 млн рублей), в России же дилеры распродают остатки по ценам выше 1,2 млн рублей. Более привычный Chevrolet Nexia (Aveo) стоит от 5,19 млн тенге (837 тысяч рублей), в России цены ближе к миллиону рублей.

Chevrolet Cobalt — весьма старомодная модель, изначально адресованная бразильскому рынку

В режиме отвёрточной сборки в Костанае делают аж девять моделей Kia. Седан Rio стоит от 7,89 млн тенге (1,27 млн рублей), Kia K5 от 15,39 млн тенге (от 2,48 млн рублей), столько же просят за новый Kia Sportage, а базовый Seltos оценивается в 11,1 млн тенге (1,79 млн рублей). Это чуть ниже российских цен, но разница, в целом, не драматичная.

В Казахстане можно половить выгоду, но важно учитывать актуальные курса валют и других нюансы, о которых ниже.

Продадут ли автомобиль россиянину?

Перекупщики в неофициальной беседе рассказали нам, что некоторые официальные дилеры избегают работы с россиянами. Причина достоверно не ясна: вероятно, руководство отдельных марок опасается, что его обвинят в попытках обойти санкционный режим и запрещает дилерам продажу машин гражданам России. Может быть, это делается ради перестраховки, но в любом случае детали сделки согласовывайте заранее.

Каковы расходы при ввозе автомобиля?

Оплачивать таможенную пошлину не надо, если автомобиль был произведён в Казахстане или растаможен там. Из обязательных платежей остаётся утилизационный сбор: для физических лиц используется единая ставка в 3,4 тысячи рублей (машины до 3 лет) или 5,2 тысячи (старше 3 лет). Акциз и НДС с физлиц не взимается.

При этом для юрлиц утилизационный сбор весьма велик, например, при ввозе новой машины среднего класса составляет 178 тысяч.

Какие документы потребуются для регистрации?

Основной пакет стандартный: договор купли-продажи, акт приёма-передачи, ЭПТС. Также вам придётся подтвердить, что машина соответствует требованиям Таможенного союза.

При ввозе автомобиля из-за пределов союза необходимо оформлять свидетельство о безопасности колёсных транспортных средств (СБКТС), но в случае с машинам казахского производства достаточно запросить у дилера номер одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которое подтверждает, что оно соответствует правилам союза.

Нужна ли система ЭРА-ГЛОНАСС?

ЭРА-ГЛОНАСС обязательна в России. В Казахстане одно время пытались соорудить свой аналог под названием ЭВАК, но проект поставили на паузу, поэтому многие автомобили в Казахстане не имеют модуля экстренного вызова помощи. На текущий момент установка ЭРА-ГЛОНАСС для ввозимых из Казахстана машин необходима, за исключением автомобилей, выпущенных до 2017 года. Но скоро это может измениться.

На днях комиссия Евразийского экономического союза продлила временное разрешение выпускать автомобили без ЭРА-ГЛОНАСС в странах Таможенного союза — это послабление касается самих производителей. Вопрос же об отмене ЭРА-ГЛОНАСС для автомобилей физических лиц рассмотрят на ближайшем заседании комиссии, так что следите за новостями.

Можно ли зарегистрировать автомобиль в Казахстане?

Да, автомобиль можно поставить на учёт в Казахстане на гражданина страны, а затем въехать на нём в Россию, оформив при этом ОСАГО для обеих стран, а также нотариальную доверенность на управление. В остальном перемещение на таких машинах по России не ограничено.

Есть ли ограничения на въезд в Казахстан из России?

Уже нет. Они вводились в 2020 году из-за пандемии, но отменены весной 2022 года.

5 Comments

  1. Вопрос гарантийных ремонтов: мне кажется, местные дилеры не станут заниматься этим.

    1. Ну, вот в этом аспекте я соглашусь с ЯРиКом (он поднимал тему в предыдущих ветках), что это не есть гут, если речь идёт про идентичные модели типа Solaris/Accent.
      С другой стороны, сейчас всё можно оправдать ситуацией, если автопром в принципе в коме и дистрибьюторы ни живы, ни мертвы, то что с них взять.

    2. САмое прашивое.
      Сейчас во многих (рукописных) сервисных книжках, прописано, что… гарантия поддерживается, на территории РФ, может быть (а может и не быть) Белоруссии, и может быть (а может и не быть) Казахстана, и прочее. т.е. «задокументировано», изготовителем ( т.е. то что прописано в договоре если сильно разнится) хоть можно что то обосновать. А при сегодняшних электронных сервисных книжках, любая инфа в один момент может быть изменена, нажатием пары кнопок. ТАк и еще если и не изменят информацию. то заверения нотариуса, интернет страниц стоит очень дорого.

      1. А что, можно нотариально и сайты заверять? Во техника дошла

      2. Не сайты, а страницы с сайтов. Судьи сами ведь не могут в процессе, тем более в дело не подошьешь. Даже если распечатаешь в присутствии и истца и ответчика и представителей и суда

Добавить комментарий