Сколько стоят иномарки за границей

Дисклеймер: недавно писал на тему отмены пошлин, а это развёрнутый вариант статьи для 74.RU. Для наглядности Полина Авдошина нарисовала инфорграфику с примерами цен.

В июне 2022 года начались российские продажи Haval Drago по цене от 3,2 млн рублей. В Китае аналогичная модель Dagou стоит от 120 тысяч юаней, что по нынешнему курсу составляет порядка 1,1 млн рублей. Разница почти трёхкратная

На автомобильном рынке сложилась беспрецедентная ситуация, когда дефицит автомобилей внутри страны и крепкий рубль резко увеличили привлекательность импорта автомобилей. Всё чаще звучат призывы рассмотреть вопрос отмены таможенных пошлин. Для России таков путь не нов: в 90-х годах местный авторынок забурлил благодаря потоку автомобилей из Германии, Японии и США. Сейчас ассортимент «дружественных» стран другой — скорее, это Азия и Ближний Восток, — но принцип тот же: за бугром дешевле. Насколько целесообразно отменять пошлины? Мы взяли стоимость машин на разных рынках и сравнили с ценами на аналогичные модели внутри России, а также посчитали размер ввозных пошлин (для физлиц). Картина, на первый взгляд, впечатляющая, но есть и нюансы.

Для расчёта мы брали минимальную дилерскую цену нового автомобиля, а при переводе из национальных валют использовали текущий курс, увеличенный на 10%. Эти данные не претендуют на абсолютную точность, тем более, базовые комплектации машин на рынках могут отличаться. График иллюстрирует главную мысль: цены в России сегодня — один из самых высоких в мире.

___________

Какова доля пошлин в цене машин российской сборки? Она ниже, чем при прямом импорте, но рассчитать её детально очень сложно. Для таких машин действовал льготный режим ввоза компонентов, и условия были разными в зависимости от марки, объемов производства, уровня локализации и так далее. Точную информацию о доле таможенных платежей в цене машин местной сборки знали разве что сами производители.

___________

Мы не делали расчёта, например, для машин из Германии, потому что импорт из Европы почти закрыт. Но результат был бы похожим: например, Volkswagen Tiguan в Германии стоит от 30625 евро (1,967 млн рублей), тогда как в России цена начинается от 3,376 млн рублей — разница более чем полуторакратная.

Конечно, есть ряд сопутствующих расходов, в первую очередь на доставку, но даже с их учётом разница получается существенной.

Toyota Camry 2017 года в Арабских Эмиратах продаётся за 25 тысячи дирхамов — то есть порядка 420 тысяч рублей. Пошлина при ввозе в Россию составляет 735 тысяч рублей

Цены на автомобили в России сегодня определяются их дефицитностью и снижением конкуренции — это позволяет импортёрам формировать абсурдные (с точки зрения открытого рынка) прайсы на остатки. На этом фоне ввоз автомобилей из-за границы выглядит решением сразу нескольких проблем: тут и насыщение рынка, и увеличение ассортимента, и снижение цен. А ещё — высокий уровень безопасности и экологичности. В России с недавних пор разрешено выпускать автомобили без АБС и подушек безопасности, а экологический класс понижен до нулевого. Для настоящих иномарок это нонсенс: многие имеют не только АБС и подушки, но и ESP в базе, не говоря о нормах выхлопов на уровне Евро-5 или Евро-6.

Каков размер таможенных пошлин

Они считаются по-разному в зависимости от того, ввозит ли машину частник или юрлицо. Кроме того, они зависят от возраста машины.

При ввозе автомобиля в возрасте до 3 лет физическим лицом пошлина, как правило, составляет 48% от таможенной стоимости, то есть увеличивает цену в полтора раза. Для юрлиц расчёт сложнее: например, пошлина может составлять 15% от таможенной цены, но плюсом платится утилизационный сбор, который для машин среднего класса составляет 178 тысяч рублей. Весомой статьёй расходов для юрлиц является НДС, а для мощных машин — акциз.

Что касается возрастных автомобилей, то укрепившийся рубль помогает уже сейчас. Например, при ввозе нового 1,6-литрового автомобиля мощностью 120 л.с. и стоимостью 800 тысяч рублей таможенная пошлина для физлица составит 387 тысяч рублей. Если же возраст машины 3-5 лет, пошлина снижается до 238 тысяч — по 2,5 евро за кубический сантиметр объема двигателя.

Дело не только в пошлинах

На инфографике выше видно, что для некоторых новых машин импорт выгоден даже с учётом пошлин. Что же мешает гражданам наладить импорт того же Chery Tiggo 8 в частном порядке и составить конкуренцию официалам?

Chery Tiggo 8 не производится в России, поэтому его в любом случае везут из Китая. При нынешнем курсе юаня его цена на родине вдвое ниже российской даже с учётом пошлин

Препонов несколько. Во-первых, в России запрещён параллельный импорт, то есть ввоз товаров без соглашения правообладателя — их просто не впустят в страну. В мае 2022 года правительство утвердило список торговых марок, для которых параллельный импорт возможен, и в нём есть 24 автомобильных бренда, но в основном премиальных. Из народных марок в списке есть Skoda, Volkswagen, Renault, Nissan, Toyota, но тех же китайских или корейских брендов нет.

Во-вторых, ввозимые в Россию автомобили должны оснащаться системой ЭРА-ГЛОНАСС и получать сертификат безопасности СБКТС: это дополнительная головная боль. Поэтому для налаживания полноценного импорта желательна отмена и прочих ограничений, а не только пошлин.

Остаётся и масса технических вопросов: гарантийное обслуживание, неприспособленность «южных» машин к нашему климату, возможные проблемы с запчастями, если речь о редкой модели.

Отмена пошлин может не сработать

Нынешняя ситуация отчасти искусственна: укрепление рубля во многом объясняется снижением импорта — в России просто нет спроса на валюту. А значит, резкое увеличение поставок, например, из Китая, может поколебать выгодное соотношение рубля и юаня.

Дефицит автомобилей наблюдается не только в России, но и во всём мире: проблемы начались на волне пандемийных локдаунов, а весной 2022 года ряд автомобильных заводов в Европе останавливался из-за ситуации на Украине, которая являлась крупным производителем электропроводки для автопрома. Запасы машин истощились во многих странах и это подтолкнуло вверх цены: скажем, в США непросто купить Toyota RAV4 без изрядной наценки. Поэтому прайсы на машины не всегда соответствуют реальной стоимости.

Остро стоят вопросы логистики. Удобные для автомобильного импорта страны, по большому счёту, для России закрыты, а доставка из Китая или Арабских Эмиратов в отсутствие полноценных морских путей — процесс долгий и затратный.

Кроме того, нет понимания, согласятся ли другие страны содействовать России, поскольку при импорте некоторых автомобилей (тех же Volkswagen Lavida) может возникнуть риск вторичных санкций.

Наконец, для правительства России вопрос пошлин всегда был болезненным, а их отмена будет выглядеть, как отказ от концепции национального производства. И хотя это самое производство сегодня трещит по швам совсем по другим причинам, пошлины остаются одним из способов показать, что власти думают о поддержке местных заводов.

Пошлинами не облагаются автомобили из Казахстана, и там есть привлекательные для ввоза модели. А из Эмиратов уже сейчас активно везут автомобили, правда, довольно дорогие: вот ответы на частые вопросы по теме.

1 Comment

  1. Когда-то Ford Focus 1,2 бестселлером был. Потом корейцы первенство захватили. Прям захотелось Seltos на минималках за 950 или лучше K5 за 1150 (и пусть только базовые опции, мне их хватит в K5))), а то нынче эти машины на стоимость маленькой квартиры в Челябинске тянут. Рад за людей, у кого есть несколько миллионов р. на покупку новой машины среднего класса у оф.диллера, мой доход сильно отстал от роста цен на автомобили)

Добавить комментарий для КириллОтменить ответ