Правый руль возвращается


В России возвращается мода на автомобили с правым рулём: по данным сервиса «Авито.Авто», в мае 2022 года более половины всех ввезённых автомобилей шли через Владивосток и при фактическом отсутствии импорта леворульных машин из Японии, львиная доля пришлась на «праворучки». Причем 42% из них — это свежие экземпляры в возрасте до 3 лет. Мы решили разобраться, насколько выгодно покупать автомобиль с «кривым рулём» сейчас.

Праворульные машины вошли в моду ещё в 90-х годах, но к нашим дням существенно утратили популярность в регионах России западнее Урала. Растущие таможенные пошлины и насыщение рынка иномарками местной сборки сделало правый руль уделом фанатов настоящего японского качества. Исключением были восточные регионы, где одно время даже предлагали установить левосторонний принцип движения. В Дальневосточном федеральном округе продажи новых машин составляют лишь 4% от объема рынка подержанных праворучек.

Однако остановка производств в России, выросшие цены и укрепившийся рубль снова сделали праворульные автомобили привлекательным товаром. Директор Аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков рассказал, что наибольший спрос сейчас приходится на подержанные Toyota Corolla, гибрид Prius, Honda Fit, Toyota Vitz и Nissan X-Trail. Что интересно, через дальневосточную таможню всё чаще везут и китайские автомобили, например, поток Chery возрос на 65% (сказываются низкие цены в Китае).

Honda Fit в России была известна как Jazz. Компактный хетч 2020 года можно купить за сумму порядка 1,5 млн йен, то есть чуть более 600 тысяч рублей. Растаможка поднимет сумму до примерно миллиона рублей

Старший аналитик «Авито.Авто» Алексей Ткачук рассказал, что в мае средняя цена ввозимого автомобиля составила около 700 тысяч рублей, и при прочих равных японские экземпляры оказываются на треть дешевле аналогичных предложений внутри России даже после оплаты таможенных пошлин.

Например, в Японии реально найти трёхлетнюю Toyota Corolla за сумму порядка 1,5 млн йен или чуть более. Курс йены с докризисных времён упал с 60-70 копеек до 40 копеек, поэтому такая машина обойдётся в сумме порядка 600 тысяч рублей. Пошлина составит чуть более 300 тысяч, а с учётом доставки и прочих расходов стоимость автомобиля получится в районе 1,1-1,2 млн рублей. Леворульные Toyota Corolla в России стоят от 1,5 млн рублей, а если брать средний прайс — 1,8-1,9 млн рублей.

В Японии популярных универсалы на базе Corolla. В Россию везли лишь седаны турецкой сборки

При этом сами продавцы праворульных машин декларируют ещё более сказочные цены: трёхлетний седан Toyota Corolla Axio они предлагают за 800-900 тысяч.

Раньше японский рынок привлекал россиян ассортиментом дешёвых машин в возрасте. Скажем, Toyota Camry 2009 года (XV40) можно купить за 600 тысяч йен — всего 240 тысяч рублей. Но сейчас эту «калитку» прикрыли: для автомобилей старше 7 лет действует высокая таможенная пошлина, так что при оформлении машины придётся отдать почти 700 тысяч. Итоговая сумма порядка 1 млн рублей близка к средним ценам на леворульные Camry такого же года в России.

Поэтому основной спрос приходится на машины в возрасте до трёх-пяти лет. Скажем, Honda Civic 2017 года обойдётся в сумму около 2 млн йен, а это порядка 800 тысяч рублей. Пошлина в случае с 1,5-литровым мотором составит всего 143 тысячи рублей, так что общая сумма будет близка к миллиону рублей. В России седаны Civic 1.5 стоят порядка 1,5 млн рублей.

Nissan Qashqai с небольшим пробегом реально купить примерно за 1,5 млн с учетом растаможки. Цена в Японии составляет порядка 2,7 млн йен (чуть более миллиона рублей)

У японских автомобилей есть множество преимуществ помимо конкурентоспособной цены. Во-первых, их качество: Япония завоевала репутацию страны с высочайшей культурой производства, которую внедряют и на заводах других стран. При этом японские автомобили, представленные в России, далеко не всегда имели «родную» сборку: скажем, те же Honda к нам везли с заводов США и Великобритании, Nissan выпускал ключевые модели в России, а Toyota Corolla поставлялась из Турции.

Во-вторых, японский рынок отличается широким ассортиментом машин необычных форм-факторов: от маленьких кабриолетов до микроавтобусов-внедорожников.

Кабриолет Daihatsu Copen — пример автомобиля, которых официальный российский рынок не видел давно

В Японии практически нет машины с механической коробкой передач, и в последние годы, по статистике, россияне тоже предпочитали машины с автоматами, так что эту особенность тоже можно записать в плюсы.

Наконец, вторичный рынок Японии достаточно цивилизован и продажа автомобилей зачастую идёт через аукционы, где состояние машин предварительно оценивается и декларируется.

Но есть и минусы. Спор о том, насколько удобен и безопасен сам по себе правый руль так и не разрешён: есть сторонники, есть противники. При городской эксплуатации разница не столь заметна, но на трассе правое расположение руля может осложнять обгоны, особенно если речь о маломощной модели. Есть и риски, связанные с российскими посредниками при перепродаже: помимо автомобилей с прозрачной историей с правым рулём бывают «утопленники» или «конструкторы», собранные из нескольких машин.

Mitsubishi Delica D5 — полноприводный минивэн. Когда-то он строился на платформе внедорожника Pajero, но в последнем поколении делит платформу с легковыми кроссоверами вроде Mitsubishi Outlander

Впрочем, несмотря на оживление на русско-японской границе, окрепший поток иномарок с правым рулём не решает основной проблемы — отсутствия на рынке недорогих и качественных машин. Импорт возрастных экземпляров из Японии осложнён пошлинами, а если ориентироваться на ходовые модели, в любом случае нужен бюджет порядка миллиона рублей и выше. Впрочем, из новых машин в России за эти деньги можно купить разве что Lada Granta без АБС и близкие по духу автомобили, так что ренессанс правого руля вполне возможен.

Добавить комментарий