В России возвращается мода на автомобили с правым рулём: по данным сервиса «Авито.Авто», в мае 2022 года более половины всех ввезённых автомобилей шли через Владивосток и при фактическом отсутствии импорта леворульных машин из Японии, львиная доля пришлась на «праворучки». Причем 42% из них — это свежие экземпляры в возрасте до 3 лет. Мы решили разобраться, насколько выгодно покупать автомобиль с «кривым рулём» сейчас.
Праворульные машины вошли в моду ещё в 90-х годах, но к нашим дням существенно утратили популярность в регионах России западнее Урала. Растущие таможенные пошлины и насыщение рынка иномарками местной сборки сделало правый руль уделом фанатов настоящего японского качества. Исключением были восточные регионы, где одно время даже предлагали установить левосторонний принцип движения. В Дальневосточном федеральном округе продажи новых машин составляют лишь 4% от объема рынка подержанных праворучек.
Однако остановка производств в России, выросшие цены и укрепившийся рубль снова сделали праворульные автомобили привлекательным товаром. Директор Аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков рассказал, что наибольший спрос сейчас приходится на подержанные Toyota Corolla, гибрид Prius, Honda Fit, Toyota Vitz и Nissan X-Trail. Что интересно, через дальневосточную таможню всё чаще везут и китайские автомобили, например, поток Chery возрос на 65% (сказываются низкие цены в Китае).
Старший аналитик «Авито.Авто» Алексей Ткачук рассказал, что в мае средняя цена ввозимого автомобиля составила около 700 тысяч рублей, и при прочих равных японские экземпляры оказываются на треть дешевле аналогичных предложений внутри России даже после оплаты таможенных пошлин.
Например, в Японии реально найти трёхлетнюю Toyota Corolla за сумму порядка 1,5 млн йен или чуть более. Курс йены с докризисных времён упал с 60-70 копеек до 40 копеек, поэтому такая машина обойдётся в сумме порядка 600 тысяч рублей. Пошлина составит чуть более 300 тысяч, а с учётом доставки и прочих расходов стоимость автомобиля получится в районе 1,1-1,2 млн рублей. Леворульные Toyota Corolla в России стоят от 1,5 млн рублей, а если брать средний прайс — 1,8-1,9 млн рублей.
При этом сами продавцы праворульных машин декларируют ещё более сказочные цены: трёхлетний седан Toyota Corolla Axio они предлагают за 800-900 тысяч.
Раньше японский рынок привлекал россиян ассортиментом дешёвых машин в возрасте. Скажем, Toyota Camry 2009 года (XV40) можно купить за 600 тысяч йен — всего 240 тысяч рублей. Но сейчас эту «калитку» прикрыли: для автомобилей старше 7 лет действует высокая таможенная пошлина, так что при оформлении машины придётся отдать почти 700 тысяч. Итоговая сумма порядка 1 млн рублей близка к средним ценам на леворульные Camry такого же года в России.
Поэтому основной спрос приходится на машины в возрасте до трёх-пяти лет. Скажем, Honda Civic 2017 года обойдётся в сумму около 2 млн йен, а это порядка 800 тысяч рублей. Пошлина в случае с 1,5-литровым мотором составит всего 143 тысячи рублей, так что общая сумма будет близка к миллиону рублей. В России седаны Civic 1.5 стоят порядка 1,5 млн рублей.
У японских автомобилей есть множество преимуществ помимо конкурентоспособной цены. Во-первых, их качество: Япония завоевала репутацию страны с высочайшей культурой производства, которую внедряют и на заводах других стран. При этом японские автомобили, представленные в России, далеко не всегда имели «родную» сборку: скажем, те же Honda к нам везли с заводов США и Великобритании, Nissan выпускал ключевые модели в России, а Toyota Corolla поставлялась из Турции.
Во-вторых, японский рынок отличается широким ассортиментом машин необычных форм-факторов: от маленьких кабриолетов до микроавтобусов-внедорожников.
В Японии практически нет машины с механической коробкой передач, и в последние годы, по статистике, россияне тоже предпочитали машины с автоматами, так что эту особенность тоже можно записать в плюсы.
Наконец, вторичный рынок Японии достаточно цивилизован и продажа автомобилей зачастую идёт через аукционы, где состояние машин предварительно оценивается и декларируется.
Но есть и минусы. Спор о том, насколько удобен и безопасен сам по себе правый руль так и не разрешён: есть сторонники, есть противники. При городской эксплуатации разница не столь заметна, но на трассе правое расположение руля может осложнять обгоны, особенно если речь о маломощной модели. Есть и риски, связанные с российскими посредниками при перепродаже: помимо автомобилей с прозрачной историей с правым рулём бывают «утопленники» или «конструкторы», собранные из нескольких машин.
Впрочем, несмотря на оживление на русско-японской границе, окрепший поток иномарок с правым рулём не решает основной проблемы — отсутствия на рынке недорогих и качественных машин. Импорт возрастных экземпляров из Японии осложнён пошлинами, а если ориентироваться на ходовые модели, в любом случае нужен бюджет порядка миллиона рублей и выше. Впрочем, из новых машин в России за эти деньги можно купить разве что Lada Granta без АБС и близкие по духу автомобили, так что ренессанс правого руля вполне возможен.