Песни пацифистов

Некоторых так шокирует и почти оскорбляет моя антивоенная позиция, что мне неизбежно приходится углубляться в себя и искать причины её появления. Причин много, но в их числе я бы назвал и культурный фон, в котором я вырос: книги, фильмы, музыка. Про книги писал, про фильмы в другой раз, сейчас про песни.

Я с удивлением осознал, насколько пацифистской музыкой является тот же рок — мой любимый жанр. Эта музыка писалась людьми из разных стран в разные годы, и её авторов сложно упрекнуть в предварительном сговоре. На американский рок наверняка повлияли пацифисты-хиппи и прочие явления времён Вьетнамской вoйны, но сути дела не меняет — этот манифест проходит красной линией через творчество огромное числа исполнителей. Их можно обвинить в мягкотелости (мол, слабаки-поэты пишут дешёвые стишки), но эти песни резонируют с миллионами людей и именно потому значимы. Вoйну всегда продают людям одинаково, накручивают, стравливают, ссорят, пугают. Некоторые покупаются. Но постепенно сходит угар, возвращаются песни: не марши и не набат.

Ниже мой плей-лист о вoйне и о несвободе на разных языках. Это как бы моя исходная точка. И это не сиюминутное творчество, рождённое в панике и на остроте момента. Это опыт прошлых ошибок, отрефлексированный поэтами. И я не знаю, для чего мы снова пытаемся его опровергнуть и сделать вид, что всё спетое — неправда.

______________

Metallica / One

В подростковом возрасте песня импонировала нам красивым вступлением и нарастающим жёстким ритмом, а смысл шёл как бы фоном. Это исповедь солдата, потерявшего на вoйне руки, ноги, зрение, слух, заточённого внутри собственного разума. Его жизнь поддерживают аппараты и он просит у Бога, чтобы тот опустил его. Это концентрат ужаса войны, может быть, слишком насыщенный, чтобы быть правдой, а может быть, и нет.

Darkness
Imprisoning me
All that I see
Absolute horror
I cannot live
I cannot die
Trapped in myself
Body my holding cell

(Я заточён в темноту, всё что я вижу — абсолютный кошмар. Я не могу жить, не могу умереть, заперт внутри себя, тело — моя тюрьма).

«Металлику» часто упрекали в кровожданости, но её лидер Джеймс Хетфильд негодовал по поводу таких оценок, говоря, что откровенность текстов нужна не ради пропаганды насилия. И, пожалуй, он прав.

______________

«Наутилус» / «Скованные одной цепью»

Одна из самых сильных с точки зрения текста и смыслового посыла песен русского рока. Автор слов — Илья Кормильцев. Песня не про вoйну, но она словно написана сегодня и отражает те реалии, в которых очередной маразм возник, причем по тому же самому надоевшему (и доказавшему нежизнеспособность) рецепту.

Здесь суставы вялы, а пространства огромны.
Здесь составы смяли, чтобы сделать колонны.
Одни слова для кухонь, другие — для улиц.
Здесь брошены орлы ради бройлерных куриц
И я, держу равнение даже целуясь.
На скованных одной цепью,
Связанных одной целью.
______________

«Наутилус» / «Шар цвета хаки»

Тут и объяснять нечего: бескомпромиссный антивоенный гимн, который пели и любили многие из тех, кто сейчас вдруг считает людей цвета хаки рецептом от всех геополитических проблем. «Я знать не хочу всех тех, кто уже красит небо».

______________

Guns’n’Roses / Civil War

А это мой фаворит: возможно, одна из самых острых песен «ганзов». Она начинается с диалога из фильма «Хладнокровный Люк» о неспособности договариваться, а потом бьёт наповал в каждой строке: тут и загипнотизированный вoйной граждане, и обогащение богатых путём закапывания бедных, и ярмарка человеческих жизней. Но особенно мне отзывается последняя строчка, которая произносится усталым голосом Акселя: What’s so civil about war anyway? (А что вообще гражданского может быть в вoйне?)

______________

Johnny Cash / Man in black


Песня «Человек в чёрном» стала гимном самого Джонни Кэша, который на сцене выступал в чёрном и объяснил это в такой наглядной форме, что песня стала вневременным хитом. У нас сохранилась возможность увидеть её первое исполнение в студенческом кампусе. Джонни предваряет его объяснением, что песня родилась из общения со студентами, что это четвёртая или пятая редакция, и он держит слова перед глазами, чтобы не забыть текст.

Эта песня — критика общества за пренебрежение к слабым, за бедность одних, за чванливость других. Она написана в разгар Вьетнамской вoйны, которой тоже уделено время (зал взрывается аплодисментами), но вoйна в ней является не самодостаточной темой, а как бы следствием всех прочих несовершенств, кульминацией.

But ’til we start to make a move to make a few things right you’ll never see me wear a suit of white (и пока мы не начнём делать хоть что-то правильно, вы не увидите меня в белом костюме).

В этой песне — запрос на перемены к лучшему, который был характерен для хиппи и прочих мечтателей, и который, напомню, всё же позволил предотвратить большую вoйну во второй половине XX века. Можем повторить?

______________

Ольга Арефьева / «Нахрена нам вoйна»

Я дружу с Ольгой в одной соцсети, которую нельзя упоминать, и потому знаю, что она чуть-чуть греется, если из всех её песен выделяют эту (потому что у Ольги есть огромное количество нового материала и вообще велкам). Но, блин, эта песня 1995 года сегодня опять берёт за горло, и вопросы, казавшиеся закрытыми надолго, снова кровоточат.

«Вчерашний потоп и пожар — пустяк
Мы новый город построим на старых костях».

______________

«Аквариум» / «Пошёл вон, Вавилон»

Хулиганская песня Гребенщикова с не менее забористым клипом, где музыкальные партии слегка цензурирует имперский воин.

«У нас материнская плата,

Церемониальная дата,

Чтобы уберечься от НАТО

Положите каждому в постель солдата.

И мы будем ходить строем,

Всех остальных уроем.

И всем заводом построит такое,

Что каждый поневоле станет героем».

______________

«Аквариум» / «Этот поезд в огне»

Что тут объяснять? «По новым данным разведки, мы воевали сами с собой».

______________

Cranberries / Zombie

Песня была в большей степени вдохновлена борьбой Ирландии за независимости, точнее, неприятием ирландской солистки Долорес О’Риордан кровавых методов доказывания правды. Главный персонаж песни — зомби: бессловесные ублюдки, сделавшие убийство самоцелью.

It’s the same old theme since nineteen-sixteen
In your head, in your head, they’re still fighting

(Всё та же старая история с 1916 года, застрявшая в твоей голове, где до сих пор идёт сражение).

______________

ДДТ / «Песня о свободе»

Мне нравится именно это исполнение на концерте в Эссене и то, как Шевчук раздаёт свободу со сцены: «Свободу Эссену! Свободу Москве! Всем свободы!». А сама песня не про вoйну, конечно, но про то вязкое болото, в которое одни погружаются безропотно, другие — как та лягушка, что пытается сделать из молока масло.

Серая речь в темном больном окне,
Сдаться и лечь, в серую ночь во мне,
Нет не могу, прости, в мертвую жизнь врости,
Нет, не она в этой горсти…
______________

Билли Джоэл / We didn’t start the fire

Этой песне я уже посвящал отдельный пост. По сути, это набор газетных заголовков времён холодной вoйны, которая совпала с годами рождения и расцвета самого Джоэла. И применительно к нынешней ситуации её можно интерпретировать как угодно, например, что острота политической повестки была всегда, от неё также уставали, о ней спорили, и наше положение вроде и не сильно отличается — не мы разожгли этот огонь… А я так смотрю: огонь горел всегда, но греться у него или сунуть туда бестолковую башку — вопрос интересный.

8 комментариев

  1. Кирилл

    «Скованные одной цепью» — честно говоря, это единственная песня, которую я много раз слушал задолго до произошедших событий. Она мне какой-то интересной казалась, напоминала что-то из прошлого, из истории. Все не мог подобрать слово. Артем, удивил подборкой (жму руку за позицию), и помог сформулировать: «она словно написана сегодня и отражает те реалии, в которых очередной маразм возник, причем по тому же самому надоевшему (и доказавшему нежизнеспособность) рецепту».

    • Меня то и удивляет, что эти реалии — не какое-то ветхое прошлое, это сравнительно недавние события, у которых ещё есть очевидцы, да и мы сами застали хвост той эпохи и её методов. И она отражена в творчестве, в воспоминаниях, в книгах. И все ведь дружно осудили именно этот аспект: её склонность к очковтирательству, старение элит, подавление людей, нелепые попытки выковать всех по единому лекалу. Всё это проходили, всё это было недавно. И сейчас всё возвращается настолько лобово, бесхитросто, что это даже немного комично. Комично, что люди опять покупаются и открещиваются от того, что ещё лет 10 назад считали правильным. Это как в фильме «Мы и они» (советская документалка), где показаны механизмы зависимости человека от общества. Самый классный эксперимент: когда группе людей показывают шар и спрашивают, что это. И, условно, 9 подговорённых человек говорят, что это пирамида. И десятый (не знающий об эксперименте) говорит — пирамида. И он действительно начинает как бы видеть пирамиду. Вот нечто подобное происходит сейчас.

      • Кирилл

        «И сейчас всё возвращается настолько лобово, бесхитросто, что это даже немного комично.»
        Комично и грустно. Справедливости ради, ведь «нужный вектор мышления общества» он не в феврале появился, и даже не год назад. Вожди и диктатуры — это плохо, с этим тезисом ведь многие согласны? И в тоже время у этих самых прошлых вождей в наше время есть множество согласных с их методами (потому что плохое забылось или не коснулось современников, а какие-то достижения из прошлого в памяти остались). У нас были периоды «оттепелей» и «свободы», а если посмотреть на историю, то получится, что это скорее исключение из правил.
        «Самый классный эксперимент: когда группе людей показывают шар и спрашивают, что это. И, условно, 9 подговорённых человек говорят, что это пирамида.»
        Думаю в современном мире более сложный инструмент убеждения выстроен, но суть именно такая. Человек зависим от общества и примеры тут будет очень легко подобрать. И ведь находились люди, которые вопреки большинству говорили именно свое мнение в подобных экспериментах. Там не только про пирамидку опыт был. Еще и вкус каши, цвет, ответы детей/взрослых людей.
        Никогда бы не подумал, что в современном веке интернета, глобализма, открытости границ, информации, и знаний, произойдет что-то подобное. Не зря нам про «особый путь» долго рассказывали.

        • >>>У нас были периоды «оттепелей» и «свободы», а если посмотреть на историю, то получится, что это скорее исключение из правил.

          Думаю, у России есть очень сильная зависимость двух понятий: «безопасность» = «несвобода». На этом всегда играют вожди/цари/тираны, которые дарят людям безопасность в обмен на слепое подчинение. В принципе, безопасность государства предполагает определённый уровень несвобод, но мы раз за разом делаем из этого фетиш, идола, считаем любые проявления свободы опасными. В результате раз за разом проигрываем в развитии, кроме периодов упомянутых вами оттепелей, когда происходит «кембрийский взрыв» идей, инициатив и так далее.

          Это же очень тонкая грань: какой уровень контроля необходим государству ради именно безопасности граждан? Он не нулевой, но он и не 100%. Условно, эта величина должна быть на уровне 35%. Но мы всегда проскакивает точку равновесия, потому что власть, приходящая под лозунгом «безопасность в обмен на свободу» не умеет ничего иного. И даже если ситуация в мире абсолютно обычна с точки зрения уровня опасности, такой власти не остаётся ничего. как накрутить его до максимума, чтобы продолжить путь по этой шкале: 40%, 50%, 60%… И под каждый процент есть своё обоснование в виде страшилок из телека, что будет, если отпустить гайки хоть на полпроцента.

        • ЯРиК

          Воооо, всёк писярик, и поперло. Пацаны, а что, в истории, не не, не нашей жистёнки, а цельных государств, было как то по другому? («к очковтирательству, старение элит, подавление людей, нелепые попытки выковать всех по единому лекалу. Всё это проходили, всё это было недавно» ). Кто то в конце 80 начале 90 хихикал над нашим домом престарелых КПСС, а щас??? Очковтирательство, надо ещё одним табу, в новую Библию всех времён и народов, и в камне желательно. Подавление людей, я вас, умоляю (Артем, это в общем, а не в личный адрес). Наша жизнь и личность, ни кому на хуй не нужна, ни в одном государстве. А, за душу, вы сами боритесь. И не факт что на, том или ином суде, вам хватит средств, чтобы перевесить те весы, что типа в рай.
          «Никогда бы не подумал, что в современном веке интернета, глобализма, открытости границ, информации, и знаний, произойдет что-то подобное. Не зря нам про «особый путь» долго рассказывали» вот что конкретно, у вас, ограничено так, что вы не только существовать, но и жить, не можете. Ограничили в ряде прав и свобод, и чуть чуть возможностей, о которых, ещё 10 лет назад,( а если взять тридцать лет, то вообще мрак,) мы даже не поллюционировали.
          И не надо мне, о возвышенном.
          Не много о себе. У меня тоже профдеформация, которая, даже, Сиплого удивила. Свое домашнее хозяйство (живность сельхозназначения), я закупаю в марте апреле, и приношу, самостоятельно, в жертву своему желудку, к концу ноября. Животные другого порядка, в отдельной категории, но я могу кота в 11лет прооперировать за 30тысяч рублей, но в его 21год, плакать не буду, хоть и член семьи. И, говорю 100%. Человеческая жизнь, для меня, бесценна, здесь и сейчас. А, там…, все зависит от стороны. И это не бравады, а небольшой, но все таки опыт, все таки участия.
          Я уважаю, ваши устои и всегда считаюсь с вашим мнением.
          Спасибо за поддержку, уважаемого читателя сайта, который понял суть моих несвязанных постов. Пиздеть можно много и долго, а рассуждать бесконечно. Но .. чтобы понимать первопричины, нужно быть минимум причиной, а чтобы рассуждать о них — необходимо, минимум быть или субъектом или объектом. Мы же, пока, реально, вообще ни чего не почувствовали, пока кто то, работает ,(скорая, пожарная, милиция, военные, газовщики, МУП Повв, электрики, и прочие очень нужные люди).

  2. kriptonus

    А мне понравилась бодрая Гребенщиковская. мне его творчество не очень нравилось/ться. Какое-то блеяние, если в тексты не вслушиваться. «Пока несут сакеее».
    Интересно, музыкантов из «недружественных стран» били по мордасам за такое вот резкое обозначение своей позиции, или это в авторитаризме «зиро-толеранте».

    • Я когда-то тоже его жутко не любил. Особенно мне не нравится песня «Город золотой», вот даже до сих пор вызывает почти отторжение.
      Я его начал слушать в 2006 году, тогда по радио крутили «Ну-ка, мечи стаканы на стол» (сейчас любимая песня сына), и я распробовал. У него много хулиганских песен (вечерний музовон — не самая талантливая, но лидер по провокационности).
      Начал понемногу слушать, но тогда казалось, что ничего не понимаю. А потом был момент: я во сне вдруг отчётливо осознал смысл некоторых строк. В песне «Трамонтана» есть сюжет про матроса, который копал подземный ход, чтобы добраться до моря. «В тридцать лет он закончил рыть и вышел, где-то в пустыне. Он пал на колени в солёные волны и приник к ним губами, как будто к святыне». И во сне я вдруг отчётливо понял, что когда ты к чему-то стремишься беспредельно, то ты этого достигнешь, просто может так получиться, что это будет уже в сумасшествии, в психозе, который маскирует от тебя реальность (что происходит сейчас, возможно). Уже не знаю, что сам БГ имел в виду, но меня это устроило.
      Потом я перестал «стараться понимать» и все песни сразу стали открытыми. Он сильно увлекся восточными традициями, а там не принято говорить буквально, там слова просто индуцирует какие-то движения в твоей душе, и этого достаточно.

      «У меня плохая память,
      И омерзительный нрав
      Я не могу принять сторону,
      Я не знаю никого кто неправ».

  3. Кирилл

    ДДТ / «Песня о свободе». Интервью Юрия Шевчука на канале Гордеевой появилось сегодня в ютубе https://www.youtube.com/watch?v=k3Ncs0anYCI. Более 550 тыс. просмотров за сутки. Актуальная тема, интересный гость. Можно критиковать, но на мой взгляд это интересное интервью.

Добавить комментарий