Тренер против «Альфа-банка». Апдейт истории

Детский тренер из Златоуста Павел Атажанов почти два года судится с «Альфа-Банком», пытаясь доказать, что не оформлял кредит на 855 тысяч рублей через онлайн-приложение финансового учреждения. За это время он выяснил, что уголовные дела против неустановленных мошенников возбуждены по заявлениям еще 15 клиентов «Альфы» на общую сумму свыше 4 миллионов рублей, что, по мнению Павла, говорит о системности проблемы. Дело постоянно буксует и заходит в тупики, но пострадавший настроен бороться до конца. В том числе планирует обратиться к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, который в начале июля назвал Челябинскую область в числе регионов, где практикуется незаконное прекращение уголовных дел.

Как обманули Павла

Мы уже рассказывали историю Павла Атажанова, и она весьма типична, поэтому напомним вкратце. В сентябре 2020 года с телефонного номера банка ему позвонили люди, представившиеся сотрудниками службы безопасности, заявили, что на него оформлен мошеннический кредит, и для его отмены нужно совершить ряд действий. Павел клюнул на эту удочку, в том числе потому, что мошенники были хорошо осведомлены о состоянии его счетов: от простых людей эта информация закрыта. Кроме того, в личном кабинете клиента обнаружился новый счет, якобы открытый аферистами — именно его звонившие и предлагали аннулировать.

Далее Павел допустил ряд ошибок: он согласился установить на смартфон приложение для удаленного доступа, а затем, когда дистанционный кредит на 855 тысяч рублей был оформлен, снял 715 тысяч рублей наличными и положил их на счет в «Сбере», которые продиктовали звонившие. Все проводилось под соусом отмены кредита, оформленного злоумышленниками, но позже выяснилось, что преступниками были сами звонившие.

«Не платил и не буду платить»

Сразу после случившегося Павел обратился в полицию Златоуста, где возбудили уголовное дело против неустановленных лиц по части 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество в крупном размере). Пострадавший считал, что наличие дела страхует его от притязаний банка, но через год сотрудники «Альфы» начали проявлять активность. Ежемесячный платеж составлял около 19 тысяч рублей, но детский тренер не гасил кредит, и в декабре 2021 года банк через суд добился ареста его имущества.

— Я не платил и не буду платить, потому что не брал этого кредита лично: я не был в офисе банка, не ставил подписей, не давал устного или письменного согласия, — говорит он. — Да, я поверил людям, которые были хорошо осведомлены о моих счетах, но кредита я не брал, поэтому банк должен взыскивать деньги с тех, кто от моего лица проводил эти операции через систему банка.

Павел говорит, что ситуация очень влияет на его жизнь, и родственники, видя его положение, даже предлагали деньги для погашения долга перед банком.

— Но я принципиально не стану этого делать, потому что если мы постоянно будем идти на поводу у мошенников, если будем соглашаться с позицией банков, проблема никогда не решится, — считает Павел.

Что говорят депутат и прокуратура

Историей Атажанова заинтересовалась депутат Госдумы Яна Лантратова, которая называет проблему телефонных мошенничеств характерной для всей страны и приводит данные по Челябинской области: в 2021 года общая сумма ущерба от подобных преступлений в регионе превысила 1,2 миллиарда рублей. Что касается Златоуста, то, по словам парламентария, к ней помимо Павла обратилось еще не менее десятка клиентов «Альфа-Банка», оказавшихся в подобной ситуации. Яна Лантратова написала обращение в прокуратуру Челябинской области, где указала на общность дела Павла Атажанова с еще 15 уголовными делами, возбужденными по заявлениям клиентов «Альфы». По мнению депутата, их объединение облегчило бы коммуникацию пострадавших и ускорило поиск злоумышленников. Но в прокуратуре Челябинской области с этими доводами не согласились, ответив, что интересы Павла Атажанова в указанных 15 делах не затрагиваются.

— Вместе с тем установлено, что указанные уголовные дела возбуждены по фактам хищения денежных средств клиентов «Альфа-Банка» с банковских счетов, — говорится в ответе надзорного ведомства. — В связи с установлением в ходе изучения вышеуказанных уголовных дел сведений о различных способах и обстоятельствах совершенных преступлений оснований для соединений вышеуказанных уголовных дел в одно производство, а также для передачи их для организации расследования в СУ СК по Челябинской области не имеется.

Судить о сходстве этих дел по данным, которыми мы располагаем, трудно. Они затрагивают интересы клиентов «Альфа-Банка», но суммы ущерба различаются очень сильно: от 9,7 тысячи до 800 тысяч рублей. Долг Атажанова — наиболее крупный.

Златоустовец пытался в облсуде оспорить решение о взыскании с него долга, но безуспешно. По материалам дела, Павел заключил с «Альфа-Банком» соглашение о кредитовании в офертно-акцептной форме, подтвердив согласие простой электронной подписью, а снятыми 715 тысячами рублей распорядился самостоятельно. Кроме того, по мнению суда, детский тренер не обеспечил безопасности своих средств идентификации (в данном случае смартфона), в том числе сделал доступными третьим лицам пересылаемые по СМС коды подтверждения операций. Доводов о том, что возбужденное уголовное дело подтверждает мошеннические действия против него, суд не признал.

Отдельная сложность в борьбе Павла с системой — невозможность ознакомиться с материалами уголовного дела: по его версии, он дважды обращался с соответствующим заявлением в Новозлатоустовский отдел МВД, а также писал жалобы в прокуратуру, но до сих пор не видел документов, которые могли бы помочь ему в выстраивании линии обороны.

— По последним данным, сообщенным мне устно, полиции удалось установить лиц, на которых оформлен счет в «Сбере», куда я положил сумму, но являются ли они реальными злоумышленниками или «мертвыми душами» — это еще предстоит выяснить, — говорит Павел.

Как в «Альфа-Банке» отреагировали на ситуацию

В самом «Альфа-Банке» детализировать ситуацию Павла не стали, но подчеркнули, что сотрудники финансового учреждения не звонят с просьбами перевести деньги на другой счет, не спрашивают по телефону персональные данные и прочие сведения, позволяющие проводить операции. При любых сомнениях в банке посоветовали не вступать в дискуссии, а сбросить вызов и позвонить в банк самостоятельно по номеру горячей линии, указанном на обратной стороне карты.

Мошенники набирают обороты

Вообще проблема телефонных мошенников распространена, и применяемые ими схемы довольно разнообразны. Например, в Миассе злоумышленники склонили пенсионерку «инвестировать» в энергетическую компанию 5,5 миллиона кредитных рублей. Вот истории двух челябинцев, которые отдали мошенникам по миллиону рублей. Иногда аферисты обходятся даже без звонков: клиенты передают им данные карты в онлайне, думая, что сообщают их банку.

Рецептов борьбы с подобными мошенниками пока немного: найти их по горячим следам удается редко, и пострадавший остается один на один с банком, который воспринимает действия своего клиента как добровольные, а возбужденное уголовное дело не считает поводом уклоняться от погашения долга. За рамками обычно остается вопрос безопасности банковских онлайн-продуктов, которые позволяют брать крупные суммы в «обезличенном» режиме. В случае с Павлом именно метод оформления кредита, без личного присутствия в банке, вызывает вопросы. Закону он не противоречит, но когда речь идет о больших суммах, казалось бы, в интересах самого банка убедиться в адекватности клиента и твердости его намерений.

Другой аспект проблемы — сложности с поиском онлайн-мошенников, которые могут скрываться за подставными лицами и пользоваться чужими телефонными номерами. Яна Лантратова видит решение проблемы в изменении законодательства на федеральном уровне, но процесс находится в зачаточной фазе. При этом практика показывает, что системные решения обычно дают результат. Так, 10 лет назад остро стояла проблема перепродажи кредитных машин: банки не подавали данные о залоговом статусе таких автомобилей в ГИБДД, а потом изымали машины у добросовестных покупателей. Ситуация разрядилась после появления реестра движимого залогового имущества. Но есть и множество нерешенных проблем, и помимо телефонных мошенников тут можно вспомнить «серых дилеров», которые склоняют клиентов к оформлению кредитов на крупные суммы.

Отчасти помочь Павлу может мораторий на банкротства, действующий до 1 октября 2022 года, но может быть продлен. Он запрещает взыскивать с должников средства и изымать имущество по обязательствам, возникшим до 1 апреля 2022 года.

Добавить комментарий