Эссе про шум от автомобилей

Шум автомобилей в бетонных мешках жилых районов становится проблемой. Согласны? (фото здесь и далее — Дарьи Пона)

В редакцию 74.RU обратился житель центра города Алексей, который уже несколько лет атакует запросами чиновников и требует решить проблему ночного шума вдоль оживленных дорог, в частности, проспекта Ленина, улиц Российской и Кашириных, Комсомольского проспекта… Поводом стало задокументированное превышение уровня шума в его собственной квартире, расположенной во дворах, а для домов, выходящих на магистрали, говорит Алексей, она характерна тем более. Я выслушал аргументы Алексея, но при этом остался не до конца убежден, заслуживает ли эта проблема общегородского внимания. Что думаете?

К посылам Алексея я отнесся с некоторым скепсисом по ряду причин. С одной стороны, город — место в принципе громкое, и трудно ожидать тишины, если живешь вблизи крупных магистралей. С другой стороны, не совсем понятно, как с этой проблемой справляться. Уровень шума зависит от скорости автомобиля, поэтому торможение потока является одной из возможных мер, равно как и шумозащитные экраны или зеленые насаждения вдоль домов. Но у каждого решения есть и обратная сторона, и если одни челябинцы согласны успокаивать поток, другим хочется ездить побыстрее. В городе, который регулярно травят ночным смогом, проблема шума кажется не самой первостепенной из экологических забот.

Впрочем, Алексей считает подобные рассуждения попыткой оправдать чиновничье пренебрежение проблемой.

— Когда они расширяют дороги, тот же проспект Ленина, превращая его в десятиполосную автомагистраль, они почему-то не думают о том, что она проходит под окнами домов, где люди живут по полвека, — рассуждает он. — Куда деваться людям? И почему люди должны терпеть явные нарушения?

Он настаивает, что повышенный уровень шума столь же опасен, как и пресловутые выбросы, особенно в ночное время. В подтверждении своих тезисов он провел несколько исследований, в том числе заказал Роспотребнадзору измерение шума в своей квартире недалеко от проспекта Ленина. Так, например, эквивалентный уровень звука в ночные часы составил 38 децибел при нормативе 30 децибел, и это при том, что окна не выходят на сам проспект.

Что такое децибел? В акустике — это величина, отражающая интенсивность звука. Шкала децибелов носит логарифмический характер: это значит, что при добавлении одного децибела интенсивность звука увеличивается в 10 раз, двух децибелов — в 100 раз, трех — в 1000 раз и так далее. Нелинейная шкала применяется из-за способности человеческого слуха воспринимать широкий диапазон интенсивности звука. Величины в районе 20 децибелов слышатся нами как тихий звук, 40 децибелов — это плюс-минус нормальный уровень дневного шума, 60 децибелов может выдать фен или пылесос, 80 децибелов — крик человека или выхлоп спортивного автомобиля на разгоне. Уровень 100 децибелов звучит устрашающе, хотя его может создать, например, оркестр. 120+ децибелов заставляют нас закрывать уши: это интенсивность рева реактивного самолета вблизи.

Непосредственно на проспекте Ленина уровни шума еще выше, что Алексей выяснил в ходе собственных измерений шумомером. В отдельных случаях интенсивность достигает 105 децибелов, хотя чаще пики укладываются в диапазон 70–80 децибелов. При проезде мотоциклов шумометр показывал до 90–92 децибелов. В любом случае это достаточно шумно, и хотя такой звук «размазан» по частотному диапазону и воспринимается менее остро, чем истошный крик, например, его воздействие на психику вполне различимо. Так, для территорий, прилегающих к жилым кварталам, в ночное время допустима громкость в пределах 60 децибелов, днем — до 70 (СанПиН 1.2.3685–21).

— Когда мы говорим, что проблема не важна, мы просто развязываем руки чиновникам, чтобы они моли ничего не делать при явном нарушении нормативов! — говорит Алексей.

Проспект Ленина гудит и днем, и ночью

Он подчеркивает, что проблемой автомобильного шума озабочен весь развитый мир, а в последние годы — Москва. Там, например, вводят ограничения скорости до 50, 40 и даже 30 км/час в местах, где много жилых домов и переходов, что увеличивает в том числе и безопасность движения. Подобные же меры Алексей предлагает для центральных улиц Челябинска, по крайней мере, по ночам:

— Нужно установить ограничение в 40 км/час (60 км/час с учетом нештрафуемого порога) на дорогах, прилегающих к жилым домам, — продолжает он. — В дневное время скорость на таких дорогах в любом случае лимитирована плотностью потока и, по моим замерам, составляет лишь чуть больше 20 км/час. В ночное время скоростной лимит обеспечит хорошую пропускную способность (пробок всё равно нет), при обеспечении безопасности и комфорта жителей. Если есть возможность ограничить скорость только в ночное время, можно использовать и такой способ. Я хочу подчеркнуть, что предлагаемые мной меры никак не ущемляют интересы автомобилистов, потому что общая скорость движения в городе не снизится, а безопасность и комфорт возрастут.

Для контроля скорости Алексей предлагает увеличить количество средств автоматической видеофиксации, а вот идею ставить лежачие полицейские считает вредной: они только раздражают водителей.

Алексей неоднократно обращался к чиновникам, но системного решения вопроса пока не увидел. Каждая служба реагировала в узком ключе своих полномочий: ГИБДД согласилась провести разовый контроль соблюдения Правил и наказала семь водителей по части 1 статьи 12.5 КоАП за управление неисправным автомобилем — штрафы составили 500 рублей. Администрация губернатора переадресовала вопрос управлению дорожного хозяйства, которое отчиталось о планах по установке новых комплексов фотовидеофиксации. Роспотребнадзор провел замеры уровней шума в квартире Алексея, обнаружил превышения, но практического выхода не предложил, указав в ответе, что для ликвидации проблемы нужно установить ее причины и наметить пути решения. Позже ведомство выдало администрации Челябинска предостережение о недопустимости нарушений, и комитет дорожного хозяйства исследовал возможность снижения скорости на улице Российской и проспекте Ленина, а также установку шумозащитных экранов и высадку зеленых насаждений. Все рецепты были признаны нереализуемыми, например, высадку деревьев, по данным администрации, исключают идущие вдоль дорог коммуникации.

Алексей считает такую позицию лукавой.

— Когда им нужно расширить дорогу под окнами людей, почему-то все сложности отступают на второй план. А потом люди должны жить с этой реальностью, терпеть выхлопы и шум, а чиновники говорят, что ничего сделать нельзя. Проблема шума является недооцененной: он сильно влияет на здоровье людей, на качество сна и отдыха, что показано множеством исследований. Но в Челябинске этому не уделяют никакого внимания. Я считаю, что пора внести эту проблему в повестку и найти решение, тем более развитые мегаполисы уже давно показали, что проблему можно победить.

При этом те же шумозащитные экраны и зелень вдоль дорог Алексей не считает эффективными средствами и акцентирует внимание на снижении скорости, как рецепте простом и действенном. Он настаивает, что на пропускной способности городских улиц это не скажется: скорость в самые сложные часы лимитирована пробками, а не знаками ограничения.

4 Comments

  1. Рассчитывать на ограничение скорости не стоит. Как мне кажется, слишком невыгодное соотношение затрат на исполнение (контроль) и результата.
    По моему опыту, постоянный шум за окном не так уж и мешает, к нему привыкаешь буквально за несколько дней. Но есть мотоциклы и есть древние «ведра» с самопальными глушителями-ревунами. Вот они-то и создают невыносимое. Не постоянный шум напрягает, а регулярное «пердение» на максималках под окнами. И вот как раз таких ревунов вполне себе можно эффективно точечно отлавливать и наказывать. И даже законодательство менять не требуется — шуметь в городах по ночам уже и так запрещено.
    Есть еще любители проехаться глухой ночью на машине с открытыми окнами и выкрученной на максимальную громкость лезгинкой, RnB или каким-нибудь «Кровостоком», прости господи. Их ловить сложнее, но, полагаю, тоже надо.

    1. Я с тобой согласен. Но когда я попытался подобные аргументы транслировать Алексею, он воспринял очень в штыки, заявил, что отлов стритрасеров невозможен физически, что его предложения только и заслуживают внимания. Вообще очень тяжёлый спикер оказался, в редакции дважды завернули его тему, он добрался до меня, звонил раза три. Наконец я предложил ему написать авторскую колонку от своего лица и изложить аргументы, он сказал, что у него нет времени и моральных сил. Окей, я решил помочь ему и написать от своего лица, кратко отразив суть (документов и слов у него много). В итоге он камня на камня от неё не оставил, тут не пишите, это не говорите, меня не указывайте, адрес не сообщайте. И вообще дайте мне неделю на редактирование вашего опуса. Тут я его вежливо послал и выставил, как есть, изменив имя, раз уж он так боится показаться перед публикой.
      Но в остальном я тоже считаю, что проблема шума вообще — это одна из реальностей города. Крайние её проявления нужно бороть (ночных гонщиков), но в остальном он купил сознательно квартиру в новом доме в центре — он о чем вообще думал? Ну, не нравится мне шум, я не покупаю с видом на улицу. У него, кстати, и квартира-то не на проспект выходит, не знаю, может быть, чувствительность повышенная.
      А мне, например, соседские дети спать не дают: у них громкие пятки и период активности с полуночи до часу ночи. Но что теперь — детей запретить? Ладно уж, терпим) Всегда что-то мешает. Город весь из компромиссов состоит.

  2. Сегодня стоял с подносом пряников возле входа, ждал пока жена подъедет и начинал раздражаться, что все так долго. И решил задать себе вопрос: а почему раздражаюсь? Вроде бы, если посмотреть со стороны, вообще ничего особенного, стоишь и стоишь. И решил, что это от того, что мы не в силах повлиять на ситуацию, она идёт вразрез с моим желанием, или установленным планом. То есть, от крайне субъективных вещей. И если удается попасть на эту ловушку, то дальше серьезность этой проблемы становится все больше невыносимой. Начинаю мусолить в голове разные вещи, по спиральному кругу поднимаясь все выше к жерлу вулкана.
    Это не то, что можно спокойно спать и не заморачиваться об раздражителях или вредных вещах. Возможно, нужно стараться смотреть на проблему извне, чтобы она не становилась частью тебя.

    1. Ага, есть такое. И ещё от фокусировки внимания зависит. Допустим, обычно я не замечаю, что под окном стоит машина и греет двигатель. Но тут как-то начинающие водятлы бросили на всю ночь свой «Солярис» с включенным мотором (то ли сигналка глюкнула, то ли просто забыли). И он коптил у меня до утра. И тут я его прекрасно слышал, хотя просто так не обратил бы внимания.
      Я тоже плохой ждун. Если уже настроился, что жена выйдет, допустим, через три минуты, то потом мне каждая минута часом кажется и всё время ощущение, что всё, вот теперь всё сикось-накось пойдет. Но последнее время спокойнее стал, видимо, из-за всей ситуации: какие-то мелочи уже действительно мелочами кажутся.

Добавить комментарий