Иранские автомобили. Обзор

Первым в Россию должен приехать седан IKCO Tara

После остановки автозаводов в России сильнее всего пострадали бюджетные модели: в России выпускается упрощённая Lada Granta, нишу от 3 млн рублей заняли китайские марки, но между ними образовался вакуум. И на помощь идёт ещё один геополитический «друг» России — Иран, который может поделиться и опытом обхода западных санкций. Известна первая модель, которую привезут иранцы — это IKCO Tara. Начало продаж запланировано на конец года, и сейчас идут переговоры о поставках. В случае успеха за «Тарой» последуют другие модели. Об иранском ассортименте и возможных ценах — в нашем обзоре.

Что такое IKCO Tara

Строго говоря, это Peugeot 301, который продавался в России в 2013-2016 году вместе с родственным Citroen C-Elysse. Тогда модель провалилась: она была крупнее и вместительней Hyundai Solaris и Kia Rio, но других преимуществ у неё не было, а в то же время на рынок вышел дешёвый и просторный Nissan Almera.

Peugeot 301 был «тянутой» машиной: при его создании акцент сделали на вместительность и практичность

Но сегодня на такие машины смотришь по-другому: сборка «Солярисов» под Питером остановлена, Volkswagen ищет покупателей на калужский завод, а Renault ушла из России совсем: поляна дешёвых иномарок опустела. До 2023 года не увидим мы и Lada Vesta, производство которой переносят в Тольятти.

После иранского «рестайлинга» модель стала даже привлекательней

За счёт переразмеренного кузова IKCO Tara вполне тянет на автомобиль С-класса: при длине 4,5 метра она сопоставима, например, с Ford Focus. А заявленный объем багажника в 640 литров — это в полтора раза больше, чем у того же «Фокуса».

Большой багажник — один из плюсов «Тары». Название обязывает

Устаревшая платформа в нынешних условиях также не выглядит проблемой: «Пыж» не отличался ни динамикой, ни управляемостью, но россиянам сейчас в принципе не до жиру. Зато IKCO Tara оснащается сравнительно надёжным мотором серии EP5+ мощностью 113 л.с.. Это прямой потомок французских моторов TU5, на который, кстати, со временем перевели калужские «Ситроены». Коробка передач у «Тары» — либо пятиступенчатая механика, либо шестиступенчатый автомат, правда, не Aisin, как использовали французы, а его китайский клон. Все тормоза у «Тары» дисковые, задняя подвеска — полузависимая, но для класса это норма. В остальном это вполне здравый автомобиль для не слишком взыскательной публики.

Прямой продукт санкций

Интересно, кстати, что модель Tara создана в пылу санкционной борьбы США и Ирана. Изначально IKCO, давний партнёр Peugeot, планировал выпускать лицензионные модели под французской маркой, но после введения санкций Peugeot покинула Иран (как знакомо), поэтому иранцам пришлось переделываться модель. Однако отличий от Peugeot, в целом, немного, и касаются они в основном внешности машины.

Интерьер выглядит средне: не слишком свежо, но и не отталкивает. В комплектации кондиционер, четыре подушки безопасности, круиз-контроль, камера заднего вида, медиасистема и люк в крыше, но до России вся эта роскошь может и не добраться — у нас другие приоритеты

Интересен вопрос с ценой. В самом Иране модель с «автоматом» стоит от 800 миллионов риалов — порядка 1,1 млн рублей. Но к этому нужно добавить пошлины, акцизы, утилизационный сбор и НДС, а это ещё тысяч 600. В итоге получается, что средние версии «Тары» могут стоить порядка 1,7 млн рублей, базовые — видимо, в пределах 1,5 млн. С точки зрения докризисных цен, это выглядит абсурдным, да и сегодня за 1,5+ млн рублей можно купить куда более понятный Hyundai Solaris. Но если их производство не возобновится, опустевшая ниша автомобилей ценой 1-2 млн рублей вполне может стать целью иранских марок.

IKCO Runna. Профиль седанчика Peugeot 206 ни с чем не спутаешь

«Саманды» живы до сих пор

В ассортименте иранцев есть и модели подешевле, например, год назад на Московском автосалоне показывали IKCO Runna на базе Peugeot 206, а также Soren и Dena — оба являются эволюцией «Саманда», который поставлял в России с 2006 по 2009 годы, но успеха не снискал. Построенный на базе Peugeot 405 конца 80-х, «Саманд» уступал появившимся в те годы Renault Logan, Chevrolet Aveo/Lacetti и другим «бюджетникам». Зато ценовой диапазон иранских Peugeot — от 8 до 11 тысяч долларов, что при нынешнем курсе эквивалентно 500-650 тысячам рублей. Однако не забываем про пошлины…

IKCO Samand ещё можно встретить на улицах российских городов, но в целом модель уже попала в статус раритетов

В ассортименте IKCO есть и старые Logan, которые называются Renault Tondar. Однако здесь возникают сложности с материнской компанией Renault, которая полностью ушла из России, а также с ценой: в Иране «Тондары» стоят 11-15 тысяч долларов, то есть 660-900 тысяч рублей даже по нынешнему низкому курсу. Пошлины поднимут стоимость за миллион рублей, и для Logan первого поколения — это крутовато.

IKCO Soren, показанный на Московском автосалоне год назад — это ещё одна вариация на тему Peugeot 405, появившаяся в 2007 году
А это IKCO Dena на базе… ну да, Peugeot 405. Подход иранцев очень напоминает стиль АВТОВАЗа: одна заимствованная платформа и десяток моделей

В арсенале IKCO есть и более свежие модели, включая кроссоверы. Например, недавно марка представила IKCO Ray на базе Peugeot 2008 и микропаркетник K112, технически близкий к Renault Kwid. Но о будущем таких моделей рассуждать пока рано.

Что ещё есть в Иране

Есть в Иране и второй производитель, концерн SAIPA, и он привёз на Московский автосалон 2022 года модель Shahin на глубоко модернизированной платформе Toyota Yaris 2005 года. В Иране такой автомобиль стоит от 720 тысяч рублей (в переводе с риалов), но в России с учётом пошлин стоит ждать цену не менее 1,1-1,2 млн рублей.

Saipa Shahin похожа на «Солярис», но в основе — японская платформа, переосмысленная иранцами

Интерес иранских марок к России понятен. Страны объявили о партнёрстве в нескольких областях, а момент для прихода вроде бы удачный: сегмент недорогих седанов в России изрядно опустел. Однако на деле всё сложнее: иранские автомобили не пользуются у нас авторитетом, а по большей части вообще неизвестны, как нет пока ни партнёров, ни дилерской сети, ни тем более сборочных производств. Отдельная проблема — пошлины. Если для дорогих моделей они растворяются цене (отсюда «серый» импорт из Китая), то для лоукостеров подобные наценки ощутимы. И захотят ли россияне отдавать 1-2 млн рублей за устаревшие седаны неизвестной марки — большой вопрос.

7 комментариев

  1. «До 2013 года не увидим мы и Lada Vesta…» наверное 2023 🙂

  2. Если Тесла за доп.плату предлагает автопилот, то Иранцы за доп.плату предложат беспилотники 🙂

  3. Читаю комменты на «Авторевю» под статьёй про прелести персидского автопрома, некоторые прям как с языка сняты:

    «Вот если отбросить эмоции, которые конечно переполняют организм, то что получается в сухом остатке? Вот мы возопили, что безобразие зависеть от этих самых редисок западных партнёров и пора положить конец им в рот. Попытка засчитана. Теперь мы начинаем впадать в зависимость от восточных партнеров. Но западные редиски они хотя бы что то дельное нам поставляли, и хоть какая то радость в жизни была, когда например бмв стали чуть ли не ширпотребом для студенток пятого курса. А восточные партнеры нам что теперь навяливают? Хавалы, суньхуи и хурмаизюмы с какими то ветхозаветными арбами по ценам премиума на загнивающем западе! Стратегически зависеть от Китая и разных талибов может быть даже гораздо хуже чем от коллективного запада, достаточно ознакомится с мировоззрением наших новых «друзей», что бы убедиться в этом. А с простой, мелкотравчатой, потребительской точки зрения это и вовсе полный хавал! Или подвал. Или провал. И что дальше? Вместо Фольксвагенов, бмв, Мерседесов и хюндаев, которые кстати сами вкладывались в дело, будем собирать эти волокуши вливая бюджетные деньги в организацию производства? Раньше Голованов тут писал что вот хреновато как то и плоско звучит виолончель, растуды ее в качель, особенно когда едешь на второй передаче в левом ряду и в поворотах задним ходом. А теперь он что будет про дудук рассказывать? Или про частоту разверстки третьего монитора справа от переднего пассажира?»

    • Обыватель

      Может от сытой жизни и унесло башню обывателям? У нас объективно за последние 20 лет ведь круто выросла и мировая экономика, и технологии, а вместе с этим уровень жизни в том числе и в нашей стране. Ну и народ как бы за это все благотворит одного геополитического «переигрывателя». И сейчас продолжает верить, что все по плану. (По какому, никто естественно объяснить не может).

      • Да, от сытой жизни и ещё от того, что память о плохих временах за годы сытой жизни выветрилась. Нынешние «ястребы» по-моему реально верят, что мы какие-то богом помазанные и от всех невзгод мира коконом защищённые.

      • Kriptonus

        Да, хороший пример. Вполне можно считать так, что относительное благополучие российской экономики это не благодаря, а вопреки. Что все достижения это просто следствия благополучия мирового процесса.

Добавить комментарий