Бензороботы. Большой разбор

Контейнерные АЗС продают топливо на 3-7 рублей дешевле, чем крупные сети

Читатели обратили внимание на распространение в Челябинске так называемых «бензороботов» — мини-АЗС, которые работают без оператора и предлагают экономию до 7 рублей с литра бензина. Всех волнует два вопроса: насколько они законны и, главное, каким именно бензином торгуют? Мы углубились в вопрос, и оказалось, что он гораздо масштабней, чем казалось на первый взгляд. Например, в Челябинске расположено несколько заводов по производству бензороботов, но свои устройства они продают в основном в другие города. Ниже — ответы на часто задаваемые вопросы о бензороботах.

Что такое бензоробот?

Это полностью автоматизированная легкосборная АЗС, оснащённая надземной емкостью для топлива — это отличает их от полноценных АЗС, резервуары которых находятся под землёй.

Вместо кассира — сенсорный экран. Оплачивать можно наличными, банковской или топливной картой

Особенной новизны в этой идее нет: бензороботы являются разновидностью контейнерных АЗС, которые получили распространение ещё в 90-х. В десятых годах их постепенно вытеснили сетевые АЗС, однако идея контейнерных АЗС получила новый импульс, когда появились автоматизированные заправки, не требующие присутствия оператора.

Снимок 2009 года: контейнерая АЗС на улице Елькина, ещё без автоматики. Что интересно, во время нашего рейда по заправкам именно здесь бензин был хорошего качества, потому что владелец закупал его на оптовой базе крупного сетевика

А это вообще законно?

Вопрос о безопасности и законности бензороботов стал особенно острым после возгорания такой заправки в «Парковом-2» 5 августа 2022 года.

Для установки классических АЗС требуется огромное количество согласований, тогда как бензороботы появляются как будто в произвольных местах и зачастую принадлежат не крупным фирмам, а бизнесменам-частникам.

Пожар на бензомате в «Парковом-2» напряг жителей, потому что АЗС стоит недалеко от домов

Тем не менее в российских нормативах есть понятие контейнерной АЗС — например, в СП 156.13130.2014 она определяется как заправка, у которой резервуар расположен над землёй, а топливораздаточная колонка конструктивно объединена с контейнером для хранения топлива. В нормативах есть ещё близкое понятие модульной АЗС, но у неё колонка и надземный резервуар разнесены.

На заводе «Форвардс», занимающимся производством контейнерных бензороботов, на вопрос об их легитимности в сравнении с обычными заправками ответили так:

— Классические АЗС — это очень забюрокраченная история, поскольку при их строительстве необходимо проводить земельные работы и получать множество согласований, а мы делаем контейнерные АЗС, которые полностью разрешены законом. Для них тоже есть требования, например, к размещению, но если их выполнить, они имеют право работать.

Воспламенившаяся АЗС в «Парковом-2» была производства как раз «Форвардс». Её представитель сказал, что возгорание имело внешний характер: по данным самой компании, водитель Lada Largus заправлял пластиковую канистру, которая вспыхнула из-за разряда статического электричества.

Генеральный директор компании «Бензот» Валерий Чернов, которая также занимается производство бензороботов в Челябинске, подробнее рассказал о требованиях к размещению контейнерных АЗС:

— Согласно правилам пожарной безопасности НПБ 111-98 для АЗС с контейнером объемом до 20 кубометров минимальное расстояние до лесных массивов — 12 метров, до края проезжей части — 15 метров, до гаражей и стоянок — 20 метров, до производственных зданий 25 метров, до жилых домов — 40 метров.

При этом компания «Бензот» продаёт свои АЗС за пределы Южного Урала, а к использованию бензороботов в Челябинске её директор относится скептически:

— С бензороботами нет проблем, если соблюдать все правила: в этом случае, вход в бизнес достаточно простой, — говорит Валерий Чернов. — А если не соблюдать, то это Челябинск. Например, правила размещения здесь нарушают регулярно, но не стоит забывать, что любая АЗС — это объект повышенной опасности.

Он отмечает, что несмотря на наличие собственных заводов по производство контейнерных АЗС, в Челябинске это направление не получило мощного развития, а действующие игроки идут по пути наименьшего сопротивления. Поэтому сама компания «Бензот» предпочитает работать с иногородними бизнесменами.

А сколько сэкономишь на такой АЗС?

В Челябинске они продают в основном один вид топлива, хотя технических препятствий для торговли всем ассортиментом бензинов и дизтоплив нет. Владельцы таких АЗС в частном разговоре сказали, что предпочитают бензин АИ-92, поскольку торговать «девяносто пятым» невыгодно: маржа получается меньше, а любители бензина АИ-95 чаще выбирают сетевые АЗС.

Цена заманчива: на сетевой АЗС через дорогу бензин АИ-92 стоит 46,37 рублей

Стоимость бензина АИ-92 на контейнерных АЗС в Челябинске составляет чуть менее 40 рублей за литр. Это на 3-7 рублей дешевле, чем стоит такой же бензин на сетевых АЗС. Относительно же АИ-95 экономия достигает до 10 рублей с литра. Много ли это? Скажем, при годовом пробеге 20 тысяч километров и среднем расходе 8 л/100 км каждый рубль в цене топлива выливается в 1600 рублей годовой переплаты, а пять рублей — в 8000. Впрочем, выгоды и риски каждый автомобилист оценивает по-своему: универсального рецепта здесь нет.

Насколько качественный бензин продают бензороботы?

Опрошенные нами владельцы контейнерных АЗС заявляли, что покупают топливо на раздаточной базе одной из крупных нефтяных компаний. Однако проверить сложно: для этого требуется доступ к финансовым документам компании, а на самих контейнерных АЗС детальной информации о топливе мы не нашли. Кроме того, даже если в данный момент такая АЗС торгует качественным топливом, нет никаких гарантий, что в следующий раз владелец не зальёт в них палёное топливо, сознательно или по ошибке. Кроме того, контейнерные АЗС нуждаются в регулярном обслуживании: нужно проверять резервуары на наличие воды, менять фильтры, периодически чистить ёмкости. Кто и как этим занимается — вопрос также открытый.

На боковине контейнерной АЗС висят сертификаты, подтверждающие её соответствие нормативам. Но понять, какое именно топливо она продаёт, нам сразу не удалось. Владелец сказал, что покупает его на оптовой базе крупной нефтяной компании

Один из владельцев сети таких АЗС в анонимном разговоре сообщил, что следит за качеством очень тщательно, поэтому в его сети заправляются все знакомые — то есть он дорожит личной репутацией (и, кстати, ездит на электромобиле). При этом он сказал, что в Челябинске много «пацанов», которые ставят АЗС непонятно где и льют в них непонятно что. Подтвердить или опровергнуть эти заявления без лабораторного анализа топлив нельзя, однако вполне очевидно, что владелец контейнерных заправок несёт куда меньше юридических рисков, чем, например, брендированная сеть АЗС.

Я попробовал налить 5 литров топлива в дополнение к 10 литрам «сетевого» бензина в баке (АИ-95). Явных признаков контрафакта пока не обнаружил: динамика не пострадала. Но судить о долгосрочной безопасности сложно

В России контроль топлив осложнён чрезмерной забюрокраченностью процедуры: проводить проверки могут лишь надзорные органы, предупреждая руководство АЗС заранее (да-да) и не слишком часто. Лет пять назад обсуждалась идея общественных контролёров, но на практике реализована не была.

Аналогичная ситуация — с недоливами топлива. Два года назад предлагалось ввести оборотные штрафы для АЗС (то есть в пропорции к денежному обороту компании), но и эта идея забуксовала в согласованиях.

Обе проблемы могут встречаться и на АЗС крупных сетей, но поскольку их бизнес зависит от государства и политики, в последние годы они стараются не лезть на рожон и следят за качеством топлива: для них риски зачастую не сопоставимы с экономией. Что касается мелких сетей классических АЗС и контейнерных заправок, то здесь качество топлива и точность налива во много определяется чистоплотностью владельца.

Опрос среди друзей и знакомых показал, что есть те, кто пользуется услугами контейнерных АЗС давно и доволен, но есть и те, кто попробовал и нарвался на плохой бензин (жалобы на «чихание» двигателя и странный запах топлива).

Контейнерные АЗС — рентабельный бизнес?

Несмотря на наличие нескольких производителей таких заправок, Челябинск относится к аутсайдерам по их числу: спикеры говорят, что куда больший спрос на бензороботы, например, в Самаре.

Валерий Чернов рассказал, что в 2018 году при формировании рекомендаций для владельцев таких АЗС компания «Бензот» исходила из следующих параметров: маржа с литра топлива должна составлять не менее 3 рублей, суточные продажи — не менее куба (1000 л).

— При таких условиях бизнес становится рентабельным: то есть вы зарабатываете на каждой АЗС порядка 90 тысяч рублей в месяц, из которых примерно 20 тысяч уходят на постоянные расходы, — говорит Валерий Чернов.

Плюсы контейнерных АЗС — простота монтажа и отсутствие работника. Из минусов — сложности с поиском хорошего места, где установка АЗС разрешена и высок трафик клиентов. Например, владелец одной из заправок на «Меридиане» рассказал, что в сутки его АЗС продаёт порядка 400 литров, правда, и маржа выше — порядка 5 рублей с литра. По его словам, это тот минимум, при котором имеет смысл работать, всё, что ниже — себе в убыток.

А вот контейнерная АЗС без автоматизации: оплатить топливо можно в соседнем «бункере»

Для частных АЗС в России есть и ещё один глобальный риск — аномальное соотношение оптовых и розничных цен на бензины. После топливного кризиса 2018 года государство установило потолок розничной цены для топлив — с тех пор она росла в пределах инфляции. Поэтому были периоды, когда сетевые игроки искусственно сдерживали стоимость бензинов на АЗС, а оптовая цена продолжала расти и почти сравнивалась с розничной: для независимых АЗС это было катастрофой. Но весной 2022 года оптовые цены на топлива резко упали, поэтому рентабельность бизнеса именно сейчас находится на неплохом уровне. Вопрос в том, надолго ли.

С 2018 года действует ограничение на рост цен сетевых АЗС, поэтому иногда они держат розничную цену искусственно, зарабатывая на других звеньях (в том числе на продаже попутных услуг)

Не стоит забывать и про инвестиции в бизнес. Скажем, контейнерная АЗС на 6 кубов с учётом НДС и прочих расходов обойдется примерно в 2 млн рублей, 30-кубовая — в 3 млн. Если принять чистую прибыль с одной заправки на уровне 70 тысяч рублей в месяц, эти деньги отобьются через два с половиной года без учёта банковских переплат (если речь о кредитных средствах).

10 Comments

  1. Ещё такая же наливайка сгорела года 3 назад, в Красном поле. Проблема во внешнем факторе в виде пользователя. Производители оборудования, скорее всего, сделают как надо. Им его сертифицировать приходится. Качество топлива что на здесь, что на стационарных потребителю проконтролировать невозможно. Сдерживающий факт для сетей это репутация. Наливайка для водителя это своего рода рулетка. То есть, он делает ставку на низкую цену, а если проиграл, то «ну, сам виноват». Я как раз заправлялся на Елькина по причине малого количества дензнаков в определенный период жизни. И все время ездил на нервах, что делаю что-то не так. Что испорчу движок. Короче, ко всем проблемам добавлял ещё и эту. Понятно, что все в голове. А машина, на самом деле, проездила отлично и потом ещё хорошо ходила. Я на ней за 5 лет даже свечи не менял ни разу. Как часики. Тойота. Может, модель двигателя такая удачная была, 2GR-FE. Его на лексусы ещё ставили.

    1. В любом случае сети АЗС доверия больше. Им просто не рентабельно бодяжить. Они же получают топливо от своей же нефтяной компании, там оно тщательно контролируется. Можно, конечно, придумать аферу, типа приходит бензовоз, 20% топлива сливается, заменяется низкооктановым с антидетонаторами… Но это возможно на уровне отдельно взятой шайки, а не ВИНКа в целом — зачем ему так подставляться, если он и так имеет прибыли на всех этапах производства? А вот у частников рано или поздно возникнет мотивация что-то подмутить, хотя бы потому, что разница между оптовой и розничной ценой всё время плавает и бывают времена, когда если торговать «в рынке», то в минус получится.

  2. Какое-то время заправлялся по пути с работы на роботе у нас в Тюмени АИ-95 (Ниссан Теана у меня 3.5), скажу так заправлялся исключительно там месяца 3 и никакой разницы не заметил, все отлично, все идеально и я однозначно голосую за этот формат, НО, при условии что разница с литра будет как минимум 3 рубля и колонка будет в относительной доступности от маршрута движения, все остальное не интересно. Вообще даже удобнее, приехал, все сделал сам и уехал. Перестал заправляться когда разница в цене стала в районе 1.5-2 рублей…

    1. По удобству мне тоже очень понравилось. Первый раз пользовался, всё максимально понятно. Если бы такие АЗС расставили сами ВИНКи, пользовался бы.
      А так фоткали вчера заправку из статьи, подлетает хозяин с вопросами, что мы, кто мы… Бензин у меня, говорит, отменный. Сам, правда, на «Тесле» гоняет)))
      У бензина же есть характеристики, которые сразу чувствуются (скажем, низкое ОЧ или плотность), а есть те, что просто приводят к постепенному засорению мотора, например, количество смол или ароматики. И где гарантия, что эти товарищи возят топливо на чистых бензовозах и промывают емкости? Подозреваю, они вообще не в курсе таких операций. Владелец этой АЗС сказал: «А зачем емкости чистить? Мы только воду сливаем».
      Так что формат хороший, но я на такие поеду, только если крупная контора возьмёт на себя ответственность за качестве бенза.

  3. Тогда пускай сами сетевики продвигают такой формат…а почему бы и нет, трат на территорию меньше, кассира не надо, ввести в эксплуатацию легче, тем более если законодательно не предъявляется таких жестких требований к колонке. В свое время я так подсел на мойки самообслуги, удобно, нет очередей, дешевле. Здесь тоже самое по сути. И да, за рулем уже 17 лет и ТАЗы у меня были, и Вольво, и Тойота, и Кадиллак и куча всего, НО…ведь ни разу же не нарвался на паленый бензин, нигде и ни на одной машине))) Видимо все таки в настоящее время это больше эффект плацебо!

    1. Думаю, сетевикам такой формат не выгоден по целому ряду причин: они возят топливо большими бензовозами, которым проще слиться на одной большой заправке у дороги, чем лазить по ебеням в поисках трёхкубовых. При большом количестве таких АЗС нужно содержать штат обслуги, чтобы оперативно чистить, чинить, разбираться с проблемными клиентами. Нет побочных услуг, вроде кофе-пончиков.
      А так есть ведь симбиоз этих форматов: сетевая АЗС без оператора. Но, помнится, на «Лукойле» мне не понравилось исполнение: как-то сложно оплатить было (или я не разобрался).

      >>>И да, за рулем уже 17 лет и ТАЗы у меня были, и Вольво, и Тойота, и Кадиллак и куча всего, НО…ведь ни разу же не нарвался на паленый бензин, нигде и ни на одной машине))) Видимо все таки в настоящее время это больше эффект плацебо!

      Да мне вроде тоже везло (т-т-т), но тут ещё хорошо бы цилиндры, свечи, форсунки оценить после долгой езды на конкретном бензине. Бывает, что вся разница там видна. Но вообще последнее время в России был довольно хороший бензин, время откровенного палева к концу нулевых закончилось.

      1. Да, примерно так.
        Бензовоз может быть разделен на 4-5 секций, но каждая из них больше 3 кубов.
        Обслуживание не так принципиально. Если в сети уже есть обычные автоматы, можно и таких добавить, конечно. Люди для обслуживания уже есть. Правда, для автоматов необходим центр слежения, но это решаемо.
        Вот допуслуги очень важны. Когда маржа по топливу близка к 0, именно они дают возможность получить какую-то прибыль.
        Но самый важный момент, на мой взгляд, другой. В рамках сети никто не будет давать эту скидку 3-5-7 рублей. Слишком много будет сложностей по учету, плюс моменты проседания маржи, часть станций будут сразу выкачивать, а ехать доливать нерационально и т.д. По обычным автоматам скидка традиционно 0,5-1 руб.
        То есть в теории рассмотреть такое можно, но на практике сомневаюсь, что пошло бы…

      2. >>>Обслуживание не так принципиально.

        Думаю, что есть нюансы. То ли одна АЗС, то ли полсотни мелких (а соотношение, думаю, примерно такое). Частота очистки примерно такая же, объектов кратно больше, затраты выше. А глючность и ломучесть таких терминалов наверняка выше, и нужно иметь бригаду для срочных вызовов на случай, если клиенту не выдаёт чек или он оторвал шланг. Проблемы решаемые, но, как вы ниже пишите, они просто съедят всю маржу.

        Кстати, такие терминалы могли бы ставиться на паях, например, с ТРК или другими точками интереса, чтобы в том числе привлекать клиентов.

      3. Собственно, я обозначал именно ситуацию добавления в сеть традиционных АЗС (например, нашу) бензороботов. То есть бригады для вызовов и все такое уже есть. Но нагрузка на них все равно бы выросла, конечно.
        А нюансы все равно будут, да. И со всем остальным согласен.

  4. Очень нравятся Крымские заправки атан и теs, те что Нормальные, стационарные. Хотя по ходу движения на полуострове, ещё встречаются и «мобильные» только ёмкости кубов по тридцать Уже сегодня, в наличии все виды топлива, бенз газ электричество, воздух все на одной, тут же зоны еды и зоны отдыха, детские площадки, могут быть ещё в наличии мойка, и автосервис. В 2018году, только у них были стулья для кормления, из всех придорожных кафе стоянок и заправок. У нас такие только на Тамани две Луковские. На протяжении 2600 км (из трёх тысяч пройденных в одну сторону). И бенз у нас самый дешёвый в западном направлении.

Добавить комментарий для SweeperОтменить ответ