Топ-5 уходящих моделей

В 2022 году автомобильный рынок пережил настолько сильное потрясение, что его структура изменилась безвозвратно: в августе более половины продаж обеспечила Lada и три китайских бренда — Haval, Geely и Chery. И это резко контрастирует с тем, к чему привыкли россияне за последние 20 лет. Чтобы почтить память уходящей автоэпохи, я выбрал пять моделей, которые сыграли важную роль на рынке. Я не рассматривал премиальный сегмент, а также не брал во внимание марки Hyundai, Kia, Toyota и еще ряд азиатских брендов, которые декларируют желание остаться в России. Рейтинг субъективный, так что если что забыл — велкам в комментарии.

Renault Duster

В 2012 году Renault Duster стал сенсацией, сразу же потеснив с пьедестала устаревшую Cherolet Niva, навсегда поменяв наше отношение к кроссоверам. За счет просвета в 205–210 мм, мясистой подвески и хваткого полного привода с муфтой GKN он сразу же занял промежуточное положение между городскими паркетниками и внедорожниками. Своеобразный салон и общее чувство бюджетности компенсировалось умеренной ценой и широким выбором модификаций — Duster предлагался даже с дизелем.

Цена на базовые версии Renault Duster в 2012 году начиналась от 462 тысяч рублей

Сочетание качеств модели было столь необычно, что за 10 лет прямого конкурента «Дастеру» так и не нашлось. В 2016 году Hyundai Creta сместил его с лидерских позиций в сегменте кроссоверов, но Duster и два его близких клона (Renault Kaptur и Nissan Terrano) пользовались стабильным спросом и уважением. Отдельной похвалы заслуживал консервативный набор агрегатов: Duster был построен на сравнительно простой платформе B0, зато прослыл автомобилем надежным и ликвидным.

В новом поколении автомобиль стал солиднее. Минимальная стоимость за 10 лет возросла вдвое — до 945 тысяч рублей

Renault официально ушла из России и передала московский завод, где собирали «Дастеры», столичному правительству — там готовится сборка «Москвичей». Адекватной замены для Duster нет: китайские «проходимцы» является таковыми только на бумаге, имеют небольшой просвет и часто лишены полного привода. АВТОВАЗ обещает новый кроссовер на базе Vesta, но свежи еще воспоминания о подходах завода, когда его контролируют госструктуры, — разработка новинок тянется дольше, чем существуют политические режимы.

Skoda Octavia

В начале этой автомобильной эпохи, то есть 20 лет назад, чешская марка Skoda и ее модели, вроде Felicia, воспринимались россиянами, примерно как сигареты из стран Варшавского договора: лучше наших, хуже американских. Но марка провела колоссальную работу и постепенно вышла в лидеры рынка. У нее было много удачных моделей, но Octavia является лучшей иллюстрацией, за что мы любили Skoda.

Skoda Octavia Scout была почти кроссовером: просвет 180 мм, полный привод с «хваткой» муфтой Haldex, кузов универсал

Невероятной вместительный лифтбэк имел первоклассную эргономику и столь же впечатляющее шасси — мы ведь не забываем, что Skoda пользовалась технологиями Volkswagen. В последних версиях Octavia строилась на очень удачной платформе MQB, которая обеспечивала классное сочетание комфорта и управляемости. Одно время репутацию модели подпортили турбомоторы-маломерки и ранние версии коробок DSG, но к 2013 году концерн преодолел большую часть этих сложностей, и Octavia стала практически безупречна. Ее можно было критиковать за дизайн или визуальную скупость интерьера, но стоило оказаться за рулем, как все сомнения рассеивались.

В новом поколении Octavia стала привлекательной внешне

Skoda Octavia собирали на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде, но после введения санкций концерн Volkswagen был вынужден покинуть насиженное место. Проблемы с поставкой Octavia нового поколения начались еще в прошлом году из-за микропроцессорного кризиса. Полноценных аналогов машине почти нет: по размеру к ней близок липецкий электромобиль Evolute i-Pro или JAC J7, но им еще предстоит доказать свою состоятельность.

Skoda, Европа, ностальжи

Nissan Qashqai

Первый Qashqai, вышедший в 2006 году, навсегда переформатировал автомобильный рынок. Он не был первым кроссовером, но «Ниссану» удалось создать практически идеальный городской паркетник. По размерам модель была сопоставима с обычными хетчбэками C-класса, но имела более вместительный кузов и лучшую проходимость — для России это было попадание в яблочко.

Первый Qashqai был настолько успешен, что из-за него Nissan изменил подходы на европейском рынке, перейдя на выпуск машин с нестандартным сочетанием качеств, вроде Nissan Note

Со временем автомобиль прибавил в размерах, цене и солидности, подрастеряв часть аудитории на фоне крепнущей конкуренции, но мы все равно считаем его одной из наиболее гармоничных моделей: для тех, кому важен не внешний лоск, а хороший баланс качеств.

Второе поколение Qashqai. Третье Россия, вероятно, не увидит

Формально Nissan не объявлял об уходе из России, а завод под Питером, как и соседние предприятия Toyota и Hyundai, стоит на паузе. Недавно ее продлили минимум до конца года. Уход партнерской компании Renault и неважное положение дел Nissan в России (он терял рыночную долю и сокращал модельный ряд) увеличивают шансы сворачивания производства. Японские марки обозначали желание остаться в России, но пока ни один из заводов не заработал, а дилеры распродают остатки машин.

Mazda CX-5

Mazda никогда не лидировала в России с точки зрения продаж, но пользовалась неизменным почетом, чему помогал отличный дизайн и ездовые качества моделей. Кроссовер CX-5 можно считать концентратом ее успеха — модель стабильно входила в топ-25 российского рейтинга популярности, хотя дешевой не была.

На Mazda CX-5 использовались довольно продвинутые технологии, вроде двигателей Skyactiv

И я понимал почему: на фоне все более однотипных и скучнеющих конкурентов она предлагала не только внешнюю яркость, но и ощущение легкости за рулем. Это сочеталось с хорошей практичностью и прекрасным (по меркам класса) ездовым комфортом. CX-5 была одной из тех моделей, которые ты не хочешь возвращать после тест-драйва.

Она была просто эффектна

Mazda CX-5, как и ряд других моделей компании, собирали на дальневосточном заводе марки на паях с Sollers. Сейчас предприятие в простое, а перезапуск осложнен сразу несколькими причинами, включая логистические сложности и постепенное падение платежеспособности российского населения: CX-5 все же метил в более состоятельную аудиторию. Проект же дальневосточной сборки изначально был достаточно спорным и рассматривался, скорее, как способ поддержать экономику региона. Так, например, канула в лету сборка на предприятии «Соллерс-Буссан» внедорожника Toyota Land Cruiser Prado, который с тех пор импортировался. Сам Sollers в последнее время заявил о желании выпускать автомобили под своим брендом, и, конечно, речь о китайских моделях.

Volkswagen Polo

До его выхода в 2010 году понятие бюджетный автомобиль подразумевало некую ущербность, которая чувствовалась и в Chevrolet Lanos, и даже в удачном Renault Logan первого поколения. Volkswagen Polo Sedan поднял планку недорогих седанчиков на новый уровень: построенный на базе актуальной европейской модели, при этом более просторный, он воспринимался именно иномаркой, а не удешевленной машиной для стран третьего мира.

Первый Volkswagen Polo Sedan хоть и был лоукостером, ехал на уровне куда более дорогих автомобилей

Да, у него был скучноватый дизайн, узкий салон и жестковатая подвеска, но владеть им было приятно, и особенных проблем он не доставлял. Volkswagen серьезно заморочился с локализацией модели в Калуге: кузова штамповались из российского проката, здесь же собирались двигатели, многие сложные детали для которых (например, отливки) производились в России. Во втором поколении Polo стал лифтбэком и получил спорный дизайн, но в любом случае оставался одним из самых добротных автомобилей сегмента.

Второе поколение модели вышло в ковидном 2020 году и как следует разогнаться не успело, тем более конкуренцию составляла почти идентичная Skoda Rapid

 

Сейчас завод в Калуге остановлен, а немецкие марки находятся в наиболее сложном положении из-за влияния санкций. Ходят разговоры, что Volkswagen ищет покупателей на свое предприятие. Для России потеря таких моделей особенно болезненна, поскольку между совсем уж примитивной Lada Granta и китайскими кроссоверами за 2–3 миллиона образовался вакуум. Заполнить его могут иранские марки, но их модели строятся на платформах, выпущенных в начале 2000-х или ранее, так что нам будет не хватать таких простых и рациональных машин, как Polo.

Уход бестселлеров — многолетняя тенденция

Исход отдельных моделей и целых марок в России принял тревожный характер ещё до 2022 года: так, деятельность в России свернули некогда популярные Chevrolet и Ford, сократил присутствие Nissan, утратили интерес французские марки Peugeot и Citroen. Непрерывно сокращалось и разнообразие моделей: помните, например, Ford Fusion, Nissan Note или Skoda Roomster? В последние годы рынок сфокусировался на продукции Lada, бюджетных седанах и кроссоверах, тогда как все нешаблонное и смелое искало себе другие рынки.

3 Comments

  1. Дастер супер тачка)) Аналогов вообще нет, к сожалению. Недавно был в сатурне, делал большое ТО. Заказал все диагностики, которые возможны, чтобы привести в состояние «проедет еще 100к». Короче по итогу диагностики заменили втулки заднего стаба и всё на этом. Пробег 120к. За 120к подвеска изношена на 30%, ни одной замены, только ТО. Вот я понимаю надежность:) А ведь я совсем его не жалел, бывало по грунтовкам наваливал как на раллийных гонках))

  2. «Санкции нам на пользу» говорят года так с 2014. С машинами (как с личными, так и с коммерческими, так и с ж/д) пока польза мало понятна. Интересно, что будет через 1-3-5 лет.

  3. Помню прекрасные нулевые, которые, вероятней всего, не только в силу моего возраста, но и объективных причин были и уже будут лучшим периодом не только в моей жизни, но и в жизни страны. Луноликий дед был еще молод, и мы были моложе, и свобода была (хотя уже и находящаяся в зоне риска) и финансовое благополучие у народа другое было, да и вообще время гламура, страз было классным. Еще выпускались достойные хиты, и вместо планов были мечты))) Эх, о чем я…да просто вспомнил город свой, Черная Акура, Желтая Хонда интегра, Синяя Субару Импреза, Голубой Ситроен, Зеленый Пежо, Терракотовый Ниссан Ноут, Оранжевая Микра, Серебристый Форд Фокус, Песочный Митсубиши Ланцер, А уж сколько праворулек милых и крутых было, все цвета радуги и размеры кузовов. Город был другим, как и жители….разным, ярким, где-то смешным, где то строгим…разным он был, и мы были разными. А сейчас белый, черный, серый…впрочем как и жизнь. Черные злые БМВ, белые Лады, Серые КИА. Впрочем и мы не далеко ушли. Свои, Чужие и нейтральные…

Добавить комментарий